Вопрос по социальной стратификации |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Вопрос по социальной стратификации |
17.3.2011, 19:05
Сообщение
#1
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 20 Регистрация: 25.2.2011 Пользователь №: 2754 |
Социальный статус — штука универсальная и для людей, и в стае хищников, и в стаде коровок, и даже, говорят, суслики как-то там хвостиками обозначают свой статус. При этом у людей статус непременно так или иначе формализуется.
Известны два крайних негативных случая: многоэтажное человечество и лживое равноправие в западном варианте — когда декларируется всеобщая одинаковость, а система элит, включая сословные, существует в относительной тени, порождая в жизни многочисленные уродства. Или, например, древнеиндийская кастовая система. Её можно отнести к первому крайнему случаю, однако, например, в Махабхарате можно найти много интересного в этом плане. Данное произведение содержит множество случаев, которые можно расценить как движение социальных лифтов, или предпосылки к нему: шудра-охотник учит брахмана духовной мудрости, и тот слушает, царь (кшатрий) становится брахманом, боги и брахманы рождаются из чрева шудры и т. п. При этом можно предположить, что разные сюжеты относятся к разным эпохам: вот — относительно мирный переход между кастами, вот уже — боги обеспокоены подвижничеством царя, и сам Индра против него интригует, а вот — за чтение священных книг шудре положена смерть... Это похоже на постепенный дрейф от некоего умеренного состояния в направлении жёсткой сословности. В связи с этим, учитывая, что социальный инстинкт не позволяет абсолютно исключить стратификацию как таковую (да и абсурдно это было бы, относиться, например, к заслуженному академику так же, как к вору-карманнику), хотелось бы узнать Ваше мнение относительно того, какая, на самом общем уровне, точка оптимальна, а главное — каковы могут быть, в самом общем плане, инструменты удержания этой точки от дрейфа? |
|
|
25.3.2011, 16:57
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 69 Регистрация: 1.3.2011 Пользователь №: 2817 |
Древнеиндийские тексты. Первое, что поражает - их древность. Второе - образы и формы, в которые, кто-то когдато решил вложить передоваемую информацию.
шудра-охотник учит брахмана духовной мудрости, и тот слушает, царь (кшатрий) становится брахманом, Это похоже на постепенный дрейф от некоего умеренного состояния в направлении жёсткой сословности. По моему, речь не о "дрейфе", а о существовании двух параллелей, назовем их - ценностные параллели. Духовного и материального. И соответственная стратификация. Т.к. если профессор по нравственным качествам не отличается от вора-карманника, то на нравственной шкале они равны. Но различаются и значительно по существующей социальной шкале, что позволяет сказать, что существующая социальная шкала, мягко говоря, не учитывает духовность. Считаю желание остановки, какого либо "дрейфа" не корректным - пытаться понять причины и направления развития, но пытаться его остановить? . |
|
|
26.3.2011, 10:23
Сообщение
#3
|
|
Участник Группа: Пользователи Сообщений: 46 Регистрация: 28.2.2011 Из: Омск Пользователь №: 2798 |
Считаю желание остановки, какого либо "дрейфа" не корректным - пытаться понять причины и направления развития, но пытаться его остановить? . Горячо поддерживаю совершенномудрую etozkashe! Ещё следует понимать, что варны не были декларативными группами и их привелегии/обязанности просто не могли быть ни кем оспорены и присвоены. А самое главное, что никто (может быть кроме неприкасаемых) не мечтал о другой жизни (это, кстати, один из критериев регресса, падения, деградации - мечтать о лучшей доле): шудры не мечтали биться насмерть на поле боя, защищая своих подданных и не мечтали о праведности дваждырожденных брахманов и аскетов-подвижников, истязавших свою плоть и не знающих развлечений. И т.д., и т.п. Все социальные конструкторы играют с чудовищными эгрегориальными силами. Не многим удаётся замесить и объездить толпу. Варновое разделение общества снимает большинство противоречий и оснований для бунта внутри самого общества. Плюс селекция внутри варн, плюс внутриварновые гармоничные браки. "Закон соблюдён, и польза несомненна!" -------------------- Не в совокупности ищи единства, но более - в единообразии разделения.//Козьма Прутков.
|
|
|
28.3.2011, 10:15
Сообщение
#4
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 20 Регистрация: 25.2.2011 Пользователь №: 2754 |
Да, это верно, но, опять же, относится к некоторой позднейшей фазе развития кастового общества, это что-то вроде закупорки социальных лифтов. На ранних же стадиях, о которых до нас вряд ли чего дошло, на этапе формирования системы, вероятно, речь шла о распределении по уровням именно на основании духовных и интеллектуариных качеств, и лишь затем стал набирать силу фактор наследственности. Т.е., возможно, имеет место классический случай благих намерений и дороги в ад.
Горячо поддерживаю совершенномудрую etozkashe! Ещё следует понимать, что варны не были декларативными группами и их привелегии/обязанности просто не могли быть ни кем оспорены и присвоены. А самое главное, что никто (может быть кроме неприкасаемых) не мечтал о другой жизни (это, кстати, один из критериев регресса, падения, деградации - мечтать о лучшей доле): шудры не мечтали биться насмерть на поле боя, защищая своих подданных и не мечтали о праведности дваждырожденных брахманов и аскетов-подвижников, истязавших свою плоть и не знающих развлечений. И т.д., и т.п. Все социальные конструкторы играют с чудовищными эгрегориальными силами. Не многим удаётся замесить и объездить толпу. Варновое разделение общества снимает большинство противоречий и оснований для бунта внутри самого общества. Плюс селекция внутри варн, плюс внутриварновые гармоничные браки. "Закон соблюдён, и польза несомненна!" |
|
|
28.3.2011, 11:59
Сообщение
#5
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 20 Регистрация: 25.2.2011 Пользователь №: 2754 |
И ещё хочу добавить. При всех недостатках, в кастовой системе явным образом не утверждается наличие разных источников человечества и абсолютного различия между людьми, как, например, у современных староверов-инглиистов (разные расы с разных планет). Хотя, конечно, это ещё не гарантирует от отсутствия фашистских идей (как, например, в жуткой "Этической антропологии" Диденко, где источник, вроде, один, но виды всё равно разные). Наоборот, в древнеиндийской культуре даже демоны данавы и ракшасы часто предстают в весьма благородном свете, не говоря о шудрах, о которых я уже писал (мудрый шудра-охотник, например).
Да, это верно, но, опять же, относится к некоторой позднейшей фазе развития кастового общества, это что-то вроде закупорки социальных лифтов. На ранних же стадиях, о которых до нас вряд ли чего дошло, на этапе формирования системы, вероятно, речь шла о распределении по уровням именно на основании духовных и интеллектуариных качеств, и лишь затем стал набирать силу фактор наследственности. Т.е., возможно, имеет место классический случай благих намерений и дороги в ад. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 23.12.2024, 18:00 |