Введение в политэкономию |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Введение в политэкономию |
7.4.2009, 18:30
Сообщение
#1
|
||
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 80 Регистрация: 28.1.2009 Пользователь №: 1417 |
Письмо 1
Предисловие. Предмет политической экономии. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ - ЭТО НАУКА О ЗАКОНАХ РАЗУМНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ. Другие законы изучаются в рамках других наук, поэтому в рамки предмета политической экономии попадают способы производства общественной жизни как единства цели общественного развития и формы общественных связей. Всё остальное рассматривается постольку, поскольку человеческое общество является частью природы в целом и взаимодействует с ней. Капитал - центральное понятие политической экономии. С абстрактно общего определения капитала политическая экономия начинает и последовательно восходит к конкретно всеобщим определениям. АБСТРАКТНО ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАПИТАЛА Капитал - это самовозрастающий живой общественный организм. В предельно общем смысле капитал есть общественный организм, целесообразно и разумно воспроизводящий себя в расширенном масштабе. КАПИТАЛ - это богатство (благо, ценность, стоимость, полезность, достояние и т.п.) используемое как средство производства еще большего богатства. Капитал представляет собой общественно-полезное единство материальных и духовных факторов производства, где творческая сторона рабочей силы человека является системно образующим фактором. С позиций современного естествознания все ресурсы природы, включая рабочую силу человека, можно рассматривать как обобщенные источники мощности. Взятые сами по себе, они есть стихийные силы природы (сокрытые вещи, сокровища, вещи сами по себе), но не капитал. Взятые в единстве с разумной рабочей силой человека и используемые для своего возрастания, они суть капитал. Другими словами, мы можем определить капитал как единство всех природных ресурсов с разумной рабочей силой человека в процессе самовозрастания или как обобщенную мощность, направленную на производство еще большей мощности в общественно-полезной форме. Ценность обобщённой мощности как капитала определяется величиной и умением пользоваться, что в свою очередь зависит от количества знаний, уровня развития мышления и системы производственных отношений. Капитал не есть фактор производства наряду с другими факторами производства. Капитал есть единство всех факторов производства в процессе самовозрастания в общественно-полезной форме. ТРУД - это способ преобразования вещей самих по себе, то есть СОКРОВИЩ, в вещи для нас в общественно полезной форме, то есть в КАПИТАЛ. Другими словами ТРУД ЕСТЬ ЖИЗНЬ КАПИТАЛА, способ его существования. Наглядно процесс общественного воспроизводства капитала можно интерпретировать следующей геометрической иллюстрацией (см. рис.1) 1) процесс износа капитала, иначе это называют потреблением, который включает в себя износ накопленного капитала за предшествующий период и износ капитала вновь произведенного за последний расчетный период; 2) процесс производства капитала, который включает в себя создание фонда возмещения текущего производственного износа капитала и фонда процента на капитал. Фонд процента на капитал образует фонд накопления. Отношение фонда накопления к накопленному капиталу называется нормой накопления или просто процентом на капитал. Из выше изложенного следует, что процент на капитал является интегральным показателем темпа общественного развития. Стремясь максимизировать темпы общественного развития, мы попутно решаем задачу накопления знаний, развития мышления, оптимизации системы производственных отношений. (Продолжение следует) |
|
|
||
8.6.2012, 21:48
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 70 Регистрация: 2.2.2008 Пользователь №: 1307 |
Стоимость, труд и полезность
Пост 2 А теперь непосредственно к вопросу о стоимости. Ограничусь здесь самыми общими соображениями, но с иной, быть может, несколько непривычной стороны. Если не вдаваться в нюансы, то все теории стоимости делятся в основном на две группы: теории трудовой стоимости и стоимости, обусловленной полезностью потребительных стоимостей и обозначаемой обычно, как ценность. Для краткости будем их называть благами, как, собственно, и сказано в «Капитале» Маркса. Есть еще попытки синтеза этих теорий (вернее было бы назвать их гипотезами), например, теория спроса и предложения Альфреда Маршалла. Начнем с теории трудовой стоимости. Какова цель любой прикладной теории? Определить предметную область, где она применима и практически значима, а также выработать рекомендации по ее применению. А это, думается, возможно только при соблюдении некоторых условий. Во-первых, должно быть четко раскрыто понятие того объекта или свойства (качества), или явления по поводу которого строится теория. В данном случае, это стоимость. Следовательно, необходимо недвусмысленно сформулировать, что понимается под термином стоимость, и какое качество вещей и (или) явлений она отражает или выражает. Иначе попросту невозможно определить меру и количественную сторону стоимости, а значит, невозможно измерять ее или хотя бы оценивать с той или иной степенью приближения. Как сказано в работе П.Г. Кузнецова с соавторами «Стандарты научной теории»: - «… процесс создания прикладной теории начинается с вопроса - «Что измерять?», а заканчивается ответом на вопрос: «Как измерять?». Но на второй вопрос нельзя ответить, не разобравшись с первым вопросом. Особенность измерения стоимости, на мой взгляд, состоит еще и в том, что блага этим качеством как идеальным (нематериальным) наделяют люди, и поэтому есть большой соблазн отрицать объективность этого понятия, что, кстати, и утверждали австрийские маржиналисты - авторы теории предельной полезности. А с другой стороны такие классики политэкономии, как А. Смит, Д. Рикардо, а наиболее четко и последовательно К. Маркс, подчеркивали: обмен товаров невозможен без общего для всех них критерия - качества, позволяющего, так или иначе, устанавливать пропорции обмена. Соответственно эта мера обмена не может не иметь своей объективной стороны хотя бы потому, что речь идет о свойстве, которое является общим и присущим бесчисленному множеству самых разных во всех других отношениях благ, удовлетворяющих ту или иную общественно-признанную потребность. Конечно, субъективную сторону оценки стоимости глупо было бы отрицать, но не менее глупо было бы игнорировать необходимость и возможность ее объективной оценки. Подход ее авторов и сторонников, насколько можно судить, примерно таков: поскольку источником самих товаров и услуг является труд, то он является не только источником их стоимости или образующим стоимость фактором, но и ее мерилом. Это, думается, верно, но только в том смысле, что, когда производится что-либо нужное и общественно-полезное со всеми его свойствами, то при этом появляется и такое его идеальное свойство, как стоимость, отражающее значение этого результата. Но Маркс категорически настаивает (и здесь он солидарен, например, с Д. Рикардо) на исключительной роли труда в образовании стоимости благ. «Итак, потребительная стоимость или благо имеет стоимость лишь потому, что в ней овеществлен или материализован абстрактно человеческий труд» (К. Маркс, «Капитал» т. 1, 1983 г., Политиздат. стр. 47). «Как же измерять ее (стоимости - Ч.) величину? Очевидно количеством содержащегося в ней труда, этой «созидающей стоимость субстанции». Количество самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем…» (там же). Но в этой формулировке роли труда, как единственной причины образования стоимости и ее критерия нет, как представляется, даже формального ответа на вопрос: а что такое стоимость сама по себе, в чем усматривается содержание этого понятия. То есть, как раз нет ответа на вопрос «Что измерять?». Вот и Маркс, как можно судить из приведенных выше фрагментов, тоже указывает на труд, как причину или средство, а также меру образования стоимости. А вопрос о том, что она представляет собой как таковая, как бы обходит. То есть, при таком подходе непонятно, что именно образует труд под названием «стоимость» и что делает ее экономически значимым параметром предметов и услуг. Те же товары, покупают и потребляют не потому, что они стоят некоторого количества труда. Их приобретают ради имеющихся у них полезных свойств. Но как связана стоимость товара с его полезностью, и связаны ли они друг с другом вообще, в рамках трудовой теории стоимости уразуметь невозможно. Сообщение отредактировал Сергей Чулок - 8.6.2012, 21:50 |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 22.12.2024, 14:16 |