Cергей Кара-Мурза - идеолог контр-модерна? |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Cергей Кара-Мурза - идеолог контр-модерна? |
21.1.2010, 23:45
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 255 Регистрация: 1.11.2009 Пользователь №: 1630 |
Тем, кто прочитал хотя бы несколько книг названного автора, нетрудно заметить, что ни в одной из них не дана положительная критика эпохи модерна. Новое время преподносится как время утраты присущей миру ранее гармоничности, цельности, время наступления практически необратимых и травматических изменений в сознании масс(т.н."расщепление сознания", когда человек одновременно и стремится к ощущению цельности окружающего его мира и себя в нем,как органической части это целого и в то же время не может обрести ее, отсюда болезненное стремление к социальной цельности, уродливо воплощенное в фашизме. То есть фашизм - это издержки модерна.Это немаловажный пункт системы Кара-Мурзы, его принципиально важно зафиксировать .Кургинян трактует фашизм как самостоятельный исторический проект, в том числе и метафизически). Свобода, ставшая одной из основных категорий модернистского сознания трактуется им как свобода от мира, в котором ранее человек ощущуал себя естественной частью Космоса, и понимаемая автором как неограниченная возможность изменения мироздания,свободная от морали,прогресс как идея обосновавшая разрыв с "отеческими гробами",невозможная без отказа от солидарности и сострадания.Рационализм как разлагающий фактор, экспанися капитализма как ТОЛЬКО гибельный фактор, чуждость модерна как порождения Европы другим культурам, тезис о том, что Россия - не Европа, что цивилизации должны быть изолирорваны друг от друга, иначе возмоны ситуация, когда структуры одной цивилизации нанесут урон структурам другой(например, внедрение рынка разрушающе подействовало на Россию - его мнение по поводу эпохи рыночных реформ), тот факт, что он стал членом национального совета партии, которая заявила себя партией цивилизационного типа(что , кстати, не мешает ей же постоянно говорить о нации как поле своей деятельности, то есть в России есть нация, и она должна благоденствовать) - все эти, а так же другие факты не говорят ли о том, что Сергей Георгиевич Кара-Мурза на деле выбрал себе миссией войну с модерном и превращение России в территорию пост-истории? Прошу высказываться. Спасибо.
|
|
|
25.1.2010, 0:59
Сообщение
#2
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 7 Регистрация: 24.1.2010 Пользователь №: 1699 |
Критика и изучение – это разные типы познавательной деятельности. А вы, видимо, фильтруете текст исключительно через призму «отношение», причём чудесным образом отсекающую и его сложность. Сначала «о чём». Модерна вообще как такового нет, надо говорить о больших культурах стадии модерна, хотя и обладающих общими качествами в разной степени (представлениями, институтами, технико-социальными системами). В данном случае речь о западноевропейском модерне, и во вполне определённом контексте (сравнения представлений, зарождения науки и идеологии и т.д.). А фашизм – это не просто издержки модерна, а проект, с большой вероятностью вырастающий на социальном субстрате, подготовленном модерном. С.Амин писал: «… фашизм отнюдь не является случайной аберрацией западного капитализма». И что толку «толковать как», если не понимать что и почему. Пожелание, что «цивилизации должны быть изолированы друг от друга» СГК не высказывал и высказать просто не мог, речь шла о барьерах избирательной проницаемости. Любая живая система, в том числе и социально-культурная, без таких барьеров немыслима. Осознание этого само по себе не предопределяет, к чему вы придёте, оно было характерно, например, для строителей советского проекта (и большой части нашего населения) и стало мощным средством интеграции безо всяких вывертов. «Отрицание модерна» - это утверждение также ложно. Я сейчас могу показать, что рациональность модерна отрицаете вы самим своим языком – вместо категорий научного обществоведения и логики занимаетесь заумным натурфилософствованием. Про новоиспечённую партию. Кара-Мурза помогал писать программу, понятно, что когда там 20 совершенно разных людей, она не может отражать представления одного человека, это надо понимать, а не заниматься чистоплюйством. Построение гражданской нации (кстати этот тип политического субъекта возникает как один из срезов культурного проекта модерна) – что вы тут видите плохого? Слово «нация» привыкли употреблять в смысле «этнос»? Так в программе же написано – «гражданская». При создании любой партии есть некоторая неопределённость, чем она будет, это зависит от действий руководителей и культурного типа людей, а не от того, что написано в декларациях. Из какого ларчика вы вытащите готовенькое то и другое, да ещё организационные ресурсы? Если бы такие ларчики были, давно бы двигались по другой траектории. Там есть и патетики, и обывательско-риторические этнонационалисты (таких среди населения РФ каждый третий), и просто чудаки, но они там не преобладают, большинство вполне разумные и нормальные люди, держащиеся на рациональности Просвещения. Странно даже, что вы не замечаете, как весь дискурс СМИ и социальная реальность рвёт оставшиеся от советского времени связи, превращая население в аморфную дезориентированную массу и толкая его части к трайбализму и этнонационализму. И тут единственный человек, описавший целостный процесс разбора нашей культурной матрицы и социальной структуры в адекватных понятиях, синтезировавший оригинальный подход и озабоченный тем, как остановить сползание в небытие… ах, был знаком с Кожиновым, и в статье про него уважительно, и пошли играть в мячик. С.Е.Кургинян немного перегнул, а вы всё повторяете «телема, телема….». Про нацизм и национализм, прежде чем делать прогнозы, пожалуйста, нормальный учебник почитайте (напр. Малахов В. национализм как политическая идеология) или книгу СГК, а то похожесть слов вас с толку сбивает.
|
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 22.12.2024, 14:28 |