Cергей Кара-Мурза - идеолог контр-модерна? |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Cергей Кара-Мурза - идеолог контр-модерна? |
21.1.2010, 23:45
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 255 Регистрация: 1.11.2009 Пользователь №: 1630 |
Тем, кто прочитал хотя бы несколько книг названного автора, нетрудно заметить, что ни в одной из них не дана положительная критика эпохи модерна. Новое время преподносится как время утраты присущей миру ранее гармоничности, цельности, время наступления практически необратимых и травматических изменений в сознании масс(т.н."расщепление сознания", когда человек одновременно и стремится к ощущению цельности окружающего его мира и себя в нем,как органической части это целого и в то же время не может обрести ее, отсюда болезненное стремление к социальной цельности, уродливо воплощенное в фашизме. То есть фашизм - это издержки модерна.Это немаловажный пункт системы Кара-Мурзы, его принципиально важно зафиксировать .Кургинян трактует фашизм как самостоятельный исторический проект, в том числе и метафизически). Свобода, ставшая одной из основных категорий модернистского сознания трактуется им как свобода от мира, в котором ранее человек ощущуал себя естественной частью Космоса, и понимаемая автором как неограниченная возможность изменения мироздания,свободная от морали,прогресс как идея обосновавшая разрыв с "отеческими гробами",невозможная без отказа от солидарности и сострадания.Рационализм как разлагающий фактор, экспанися капитализма как ТОЛЬКО гибельный фактор, чуждость модерна как порождения Европы другим культурам, тезис о том, что Россия - не Европа, что цивилизации должны быть изолирорваны друг от друга, иначе возмоны ситуация, когда структуры одной цивилизации нанесут урон структурам другой(например, внедрение рынка разрушающе подействовало на Россию - его мнение по поводу эпохи рыночных реформ), тот факт, что он стал членом национального совета партии, которая заявила себя партией цивилизационного типа(что , кстати, не мешает ей же постоянно говорить о нации как поле своей деятельности, то есть в России есть нация, и она должна благоденствовать) - все эти, а так же другие факты не говорят ли о том, что Сергей Георгиевич Кара-Мурза на деле выбрал себе миссией войну с модерном и превращение России в территорию пост-истории? Прошу высказываться. Спасибо.
|
|
|
27.1.2010, 2:44
Сообщение
#2
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 1 Регистрация: 8.11.2009 Пользователь №: 1632 |
Цитата Вы именно неправильно поняли. Я не считаю, что традиционное общество несовместимо с модернизацией и урбанизацией. Считать так, живя в СССР, было бы нелепо. С.Г. Кара-Мурза. http://sg-karamurza.livejournal.com/51605.html |
|
|
27.1.2010, 15:16
Сообщение
#3
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 3534 Регистрация: 27.5.2006 Из: Москва Пользователь №: 1444 |
"Вы именно неправильно поняли. Я не считаю, что традиционное общество несовместимо с модернизацией и урбанизацией. Считать так, живя в СССР, было бы нелепо". С.Г. Кара-Мурза. http://sg-karamurza.livejournal.com/51605.html Простите, не очень ясно, в ответ на что Ваша реплика в идущем разговоре. На это? И здесь о цивилизационном подходе С.Г.Кара-Мурзы. Он цивилизацию сравнивает с кораблем и его устройством. Поддержание цивилизации предстает как поддержание корабля на плаву. Далеко ли можно уйти с таким подходом? Он ведь не содержит идеи развития, хотя напрямую позиции не-развития не заявляет. Здесь интересен и тот момент, что вопрос о команде корабля становится как бы вторичным. Не столь важно, какая команда поддерживает живучесть корабля. Сегодня она принимала один культурный тип, завтра – другой, и т.д. В некотором смысле такая позиция срастается с нашим нынешним «почвенничеством», не формулирующим идеи развития и исторической перспективы, а желающей сохранить «некий корабль» (не желая понимать, что сохранить его может только новый импульс развития). Но без консолидирующей исторической идеи команда цивилизационного корабля работать не сможет. Так что в названном подходе остается только «материальный остов» цивилизации, и ничего об идеальном, способном вдохновить команду. Этакий странный римейк «исторического материализма». Неудивительно, что вопрос о трансляции ценностей замещается вопросом о передаче знаний. Но передача знаний (основание технологий) и передача ценностей есть вообще-то разные культурные процессы, и без передачи ценностей (идеального) передача технологий не даст развития. Кстати, в свете этих замечаний не праздный вопрос, а был ли советский проект модерном? За отсылку к свежей дискуссии спасибо. Вот если бы еще и сам доклад... Премного обяжете, коли это возможно. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 22.12.2024, 14:40 |