Cергей Кара-Мурза - идеолог контр-модерна? |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Cергей Кара-Мурза - идеолог контр-модерна? |
21.1.2010, 23:45
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 255 Регистрация: 1.11.2009 Пользователь №: 1630 |
Тем, кто прочитал хотя бы несколько книг названного автора, нетрудно заметить, что ни в одной из них не дана положительная критика эпохи модерна. Новое время преподносится как время утраты присущей миру ранее гармоничности, цельности, время наступления практически необратимых и травматических изменений в сознании масс(т.н."расщепление сознания", когда человек одновременно и стремится к ощущению цельности окружающего его мира и себя в нем,как органической части это целого и в то же время не может обрести ее, отсюда болезненное стремление к социальной цельности, уродливо воплощенное в фашизме. То есть фашизм - это издержки модерна.Это немаловажный пункт системы Кара-Мурзы, его принципиально важно зафиксировать .Кургинян трактует фашизм как самостоятельный исторический проект, в том числе и метафизически). Свобода, ставшая одной из основных категорий модернистского сознания трактуется им как свобода от мира, в котором ранее человек ощущуал себя естественной частью Космоса, и понимаемая автором как неограниченная возможность изменения мироздания,свободная от морали,прогресс как идея обосновавшая разрыв с "отеческими гробами",невозможная без отказа от солидарности и сострадания.Рационализм как разлагающий фактор, экспанися капитализма как ТОЛЬКО гибельный фактор, чуждость модерна как порождения Европы другим культурам, тезис о том, что Россия - не Европа, что цивилизации должны быть изолирорваны друг от друга, иначе возмоны ситуация, когда структуры одной цивилизации нанесут урон структурам другой(например, внедрение рынка разрушающе подействовало на Россию - его мнение по поводу эпохи рыночных реформ), тот факт, что он стал членом национального совета партии, которая заявила себя партией цивилизационного типа(что , кстати, не мешает ей же постоянно говорить о нации как поле своей деятельности, то есть в России есть нация, и она должна благоденствовать) - все эти, а так же другие факты не говорят ли о том, что Сергей Георгиевич Кара-Мурза на деле выбрал себе миссией войну с модерном и превращение России в территорию пост-истории? Прошу высказываться. Спасибо.
|
|
|
30.1.2010, 0:47
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 255 Регистрация: 1.11.2009 Пользователь №: 1630 |
Еще несколько принципиальных соображений по поводу построений Кара-Мурзы. В своей статье «Россия. Что значит не быть Западом» он утверждает: «Россия - как в облике Империи, так и в образе СССР - была классическим примером традиционного общества. Это - главный мой тезис.» То есть, на протяжении последних сотен лет (хотя нет оснований считать, что до Империи Россия-Русь не была традиционным обществом) Россия сохраняла свою классическую традиционную суть (при этом не понятно, что такое «классическое традиционное общество», каковы критерии для определения классичности и неклассичности традиционных обществ). На мой взгляд, утверждать неизменность на протяжении тысячелетия сущности социума, признавая при этом очевидную изменчивость формы его существования – значит, по существу, противоречить диалектическому пониманию соотношения формы и содержания (диалектика признает взаимовлияние формы и содержания. То есть, изменение формы влечет за собой изменение и содержания, меняется форма – меняется содержание). Если мы признаем верность этого положения, то у нас уже есть основания сомневаться в тезисе Кара-Мурзы о сути России как традиционного общества на протяжении сотен лет. По логике, можно утверждать, что Кара-Мурза, отрицает это положение диалектики, ставя под сомнение саму диалектику. Но для сегодняшней науки диалектика является больше чем направлением философской мысли. Рискну утверждать, что диалектика выполняет в науке роль парадигмы – наиболее общей теории развития универсума. Таким образом, Кара-Мурза бьет по основания современной науки. Далее. Современная наука признает в качестве парадигмального своего основания еще и эволюционизм, что неразрывно связано с пониманием исторического процесса в диалектическом русле. Третий закон диалектики, по-моему, утверждает то же что и эволюционизм – непрерывное развитие, причем каждая последующая форма является более сложной, чем предыдущая. Таким образом, тезис о неизменности сути русского общества на протяжении столетий также противоречит научному пониманию мира. Синергетика, космизм утверждают, что мир – это саморазвивающийся универсум, причем с каждым этапом развития сущности все более усложняются, то есть изменяются. Опять на лицо противоречие.Третье. Кара-Мурза и его партия ( на сайте партии накануне учредительного съезда утверждалось, что Кара-Мурза является идеологом организации, теперь он вошел в национальный совет этой партии, в документах партии, выложенных на сайте, утверждается, что Кара-Мурза -один из разработчиков цивилизационного подхода, наряду со Шпенглером, Тойнби и другими) заявляют своим приоритетом сохранение России в качестве самостоятельной цивилизации, отличной от Запада(имеется ввиду модернистский Запад).При этом власть, не отказавшаяся и словом от своего западничества и либерализма, стремится осуществить в России модернизацию. Очевидно, что речь идет о модернизации по лекалам Запада(на мой взгляд, других модернизаций в истории не могло и не могло быть). Тем самым партия Кара-Мурзы становится в оппозицию к власти и ее курсу на модернизацию Я не утверждаю, что она войдет в альянс структур, сознательно противостоящих власти политически. Я лишь утверждаю, что она становится по ту сторону баррикад от власти в вопросе о принятии модернизации и участии в ней. То есть, партия Кара-Мурзы – потенциальный оппозиционный политический субъект. Я не утверждаю, что сам Сергей Георгиевич Кара-Мурза станет сознательно бороться с властью Но почва для этого уже создана. В том числе и им самим. В дальнейшем увидим, кто какую роль сыграет в русском будущем. Четвертое. Я предположил, что Сергей Георгиевич является оппонентом развития, то есть контр-модернистом. Но если он предполагает сохранить неизменную, как он утверждает, суть русского социума, то по логике выше сказанного он именно противоречит идее развития. Таким образом, не остается ничего иного, как продолжать предполагать его контр-модернизм.
|
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 22.12.2024, 14:42 |