Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Советский народ, есть ли он???
Ярослав
сообщение 1.7.2010, 17:13
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 886
Регистрация: 20.9.2007
Пользователь №: 1265



Писатель Александр Лазаревич. в своей книге "Советия" утверждает, что советский народ существует именно как общность, как Русский, Грузинский или какой либо другой народ, приведу цитаты:

Цитата
Во времена существования СССР прежнее советское руководство трактовало советский народ расширительно, понимая под ним все население Советского Союза. Но, вообще говоря, слово "народ" имеет два значения: 1) население какой-либо страны, и 2) этнокультурная общность.

В настоящей книге понятие "Советский народ" будет использоваться только во втором смысле. Под "советским народом" я понимаю общность людей, воспитанных советской цивилизацией.

Из приведенного выше определения советской цивилизации видно, что советская цивилизация не столько "этнична" сколько "общечеловечна", поскольку научное мировоззрение универсально и не знает национальных границ. В каком-то смысле советский народ это уже не совсем народ в традиционном смысле, это этническая общность нового типа, шаг от мира, разделенного на народы, к единому миру, состоящему из неповторимых индивидуальностей, свободных от давления со стороны каких бы то ни было этнических групп.

Цитата
Советский народ обладает огромной ассимилирующей силой, гораздо большей, чем даже у американского народа, гордо называющего себя "плавильным тиглем" (melting pot), имея в виду свою способность сплавлять разные народы в единый американский народ. Причина огромной способности советского народа к ассимиляции древних народов состоит в том, что это атеистический народ. Отменяя религии, он одновременно отменяет религиозные барьеры между нациями. В Советском Союзе жило 20 миллионов человек от так называемых "смешанных браков".

Тот же еврейский народ, который был примером устойчивости к ассимиляции на протяжении предыдущих столетий, отказавшись от своей древней религии за пару поколений почти полностью ассимилировался в советский народ, внеся при этом, наряду с русским народом, очень значительный вклад в формирование новой, советской цивилизации. Советскому народу не хватило несколько десятков лет - еще пару поколений, и извечная война между антисемитами и русофобами закончилась бы, поскольку исчезли бы сами объекты их ненависти - и русские, и евреи оказались бы полностью ассимилированы в советский народ. Как впрочем и "лица кавказкой национальности", и прочие источники межнациональных конфликтов. На территории нашей страны не было бы никаких войн между "христианами" и "мусульманами" поскольку большинство населения было бы атеистами.

Но хотя советский народ и не успел ассимилировать в себя все население СССР к моменту крушения Советского Союза, и древние народы все еще продолжают существовать и вести между собой горячие и "холодные" войны, само существование нового народа, отличного от всех древних народов как в культурном, так и в генетическом плане, не может подвергаться сомнению. Правда, сегодня он разобщен и очень слаб - в первую очередь из-за того, что еще не успел осознать себя отдельным народом. Но этот народ представляет из себя одну их последних нитей связывающих воедино страну, растерзанную на отдельные государства. В атмосфере всеобщего одичания, иррационализма и межнациональной розни, он хранит идеалы гуманизма и единого человечества, веру в силу человеческого разума и в прогресс. Он - последняя надежда нашей гибнущей страны, а возможно и всего человечества, полным ходом движущегося навстречу величайшему кризису в своей истории.


http://lib.rus.ec/b/31932/read

Что скажете камрады? Есть ли советский народ? Прав ли Лазаревич разделяя Русских и Советских?


--------------------
От страны остался обглоданный скелет. И вот тогда и только тогда появляются спасатели, которые приходят на обломки, которые готовы пить морковный чай и возиться со скелетом. Оживлять его. То есть спасать. Придет такая беда - я буду среди этих людей.

C.Е. Кургинян
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
Dimkos
сообщение 1.7.2010, 19:01
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 1789
Регистрация: 27.12.2007
Пользователь №: 1297



Слова писателя А.Лазаревича, которые Ярослав привел, конечно, вызывают массу хороших и добрых чувств. В орбщем и целом, это очень благородные слова. Это первое.
Второе – это второй уровень осмысления того что заявлено, который не столько эмоционален, сколько аналитичен.
Лазаревич говорит, что советский народ продолжает существовать и по сути мы находимся в состоянии «разделенного народа». Эту разделенность можно видеть по тому, сколь обширны связи между украинцами и русскими, белорусами и русскими и т.д. По крайней мере, связь русских с белорусами и украинцами одна из самых сильных на постсоветском пространстве. Как говорил герой Фрунзика Мкртчана из одного советского фильма, «мне так кажется». Вот эта тенденция она сохраняется на бытовом уровне. И воспроизводится во многих отношениях.
Но есть и тенденция того, что мы доедаем остатки советского идентификационного наследства (по научному значится – не наследства, а скажем потенциала) и кроме того есть масса сил, которые на разрушение этого потенциала и наследства работают. Во все том же советском фильме, помимо армянина Мкртчана играл грузин Кикабидзе, который давал много негативных оценок советскому историческому наследству. Особенно эти оценки жестко резонировали, находясь вблизи с событиями агрессии Грузии в Ю.Осетии.
В этом смысле Кикабидзе – выразитель идей той части постсоветской элиты, которая напрочь отказываетя от советского идентификационного наследства и хогчет тем или иным образом строить свое «завтра» (быть «региональной державой», лежащей под США, и т.п. – вариантов хватает). Не мало таких людей и в самой России, чего уж тут греха таить-то.
Вот эти две тенденции сейчас борятся между собой – интеграционная (основанная на советском идентификационном потенциале) и деинтеграционная (основанная на всяческом отрицании и этого потенциале и в несколько меньшей мере того потенциала, который был до 1917 г.). Какая из тенденций побеждает? Боюсь, что дезинтеграционная.
Газпром определяет нашу внешнюю политику в ближнем зарубежье (основное – прибыль, прагматика, дап и по ту сторону трубы отнюдь не советские интернационалисты сидят – чай тоже в бизнесе поднаторели и фишку вполне рубят). Все идет своим чередом – бизнес, бизнес, бизнес. В то время как за интеграцию нужно платить очень и очень многим (за переориентацию элит и т.д.). Не токмо деньгами… Еслиб токмо деньгами. Да Путин и сам не раз в разные стороны говоря, признавался, «если б мы того захотели, то накорню выкупили б всю вашу элиту». Боюсь, что это правда. Беда только в том, что не хотят. Ну не хотят и все. Не хотят больших интеграционных образований. Страшатся их. Не знают, что с ними делать. Стратегия обменена на бизнес, прагматику.Это главное препятствие к интеграционным процессам.
Сейчас интеграционные процессы на постсоветской части планеты практически замерли. Остается еще что-то от советского идентификационного потенциала, но и он постепенно слабеет. Но слабеть можно долго – в истории он остается. Еще долго он многим будет мозолить глаз. Еще долго при наличии воли его можно будет использовать в качестве основы объединительного процесса, еще долго… Но пока таких элит в реальном политпроцессе нет. Другие есть, а таких нет.
Поэтому автор во многом прав. По-крупному прав. По мелочам к нему можно придраться (шел ли СССР к нации, к этносу или к новой исторической общности (а это все-таки в чем-то разные варианты пути) – можно обсуждать), но главное, что он прав по крупному. Да, потенциал частично сохраняется…
Как его задействовать для возраждения системы смыслов, идентификаций и т.д., вот это вопрос. Где те элиты, которые будут гореть желанием и иметь возможности в этот процесс включиться? Может, они появятся.Может нависнет какая-то новая большая угроза, которая соеденит все воедино. Может, вновь появится притяжение какой-то идеи. Но пка этого нет. А раз нет, то да, Лазаревич во многом прав, но пока мы все же не воспроизводим советскую систему идентификаций, а всего лишь ее доедаем («период дожития» социальной системы кончится и могут начаться межнациональные волнения большого масштаба – местами эти звоночки уже звенят).
Итак мой комментарий прост:
1. Лазаревич прав, он высказал очень благородные мысли;
2. однако старый потенциал сейчас в основном не воспроизводится, а доедается;
3. пока он не начнет воспроизводится (а не доедаться), процесс переломлен не будет, интеграционные процессы будут подавлены дезинтеграционными (одна жажда до денег чего стоит, борьба национальных элит за фин. ресурсы).
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме


Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 9.6.2025, 20:27