Спектакль IZНЬ |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Спектакль IZНЬ |
27.10.2007, 22:10
Сообщение
#1
|
|
Администратор Группа: Главные администраторы Сообщений: 391 Регистрация: 3.11.2006 Пользователь №: 1 |
Одна из зрительниц нашего театра открыла тему с таким заголовком в ветке "Обсуждение текстов Кургиняна". Конечно, именно С.Е. автор текста пьесы, но в данной ветке все-таки обсуждаются не художественные, а политические тексты Кургиняна. Поэтому я счел нужным перенести ветку в данный форум, тем более что здесь присутсвует активная тема "Смыслы в советской культуре".
Admin Цитата Автор: Марина Дата: 21-10-07 20:48 Смотрела спектакль 04/10/07. Спектакль поразительный, то есть поразил меня до глубины души. Больше двух недель прошло с момента просмотра, но размышления о нем не оставляют меня. Перечитала все, что смогла отыскать об этом спектакле в интернете, но инфоголод так и не утолила. Мне интересно все: от идеи создания до результирующих впечатлений зрителей. Если кому - то интересно мое первое впечатление, смотрите http://lazma.livejournal.com/2578.html Автор: Admin Дата: 24-10-07 15:23 Здравствуйте, Марина! Простите, что отвечаем не сразу. Большое спасибо Вам за искренние строки о нашем спектакле (мы только начали регулярные показы спектакля, и только завели страничку отзывов зрителей о нем - Ваш отзыв - первый). Вряд ли Вы могли найти в интернете что-либо существенное (и главное, правдивое) о спектакле, театре и С.Кургиняне. Поэтому задавайте вопросы актерам - они, работающие с многочисленными вариантами спектакля с 1994 года (!), знают о нем практически все. С уважением Admin |
|
|
9.12.2007, 0:12
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 3534 Регистрация: 27.5.2006 Из: Москва Пользователь №: 1444 |
Вам тоже доброго дня, Алексей. (Или - вечера, ночи? Судя по всему, Вы не близко от Москвы и - на восток, не так ли?)
Для нас самих огромная потеря, что невозможно (практически невозможно) проехать со спектаклем по стране. Когда-то (в конце 80-х - начале 90-х) мы с театром добирались и до Камчатки, и до Сахалина. Теперь же... как Вы сами понимаете... Не вижу ничего сумасшедшего в Вашем вопросе. К театру я имею самое непосредственное отношение и, если что-то можно разъяснить на словах, с удовольствием разъясню. Особенно, если пойму точнее, в чем вопрос. Не очень поняла, что Вы имеете в виду, подчеркивая: «в таком качестве»? Если упомянутый в тексте Проханова «нейтрон», то... имейте сочувствие к писательской манере выражаться. Нет, до качества нейтрона мы зрителей не доводим. Черными магами на службе у Кремля не состоим. И вообще зрителем не манипулируем. Экспериментов на его психике принципиально не ведем. Однако это не значит, что наш театр - он ведь паратеатр! - чужд глубинным психологическим поискам. Они всегда, фактически изначально - с конца 70-х, когда театр складывался - были и средством, и отчасти целью. Сцена для нас в каком-то смысле большой «испытательный стенд», на котором актеры (Проханов, наверное, сказал бы «мисты», и, пожалуй, это ближе к истине) пытаются понять (обнаружить... выявить...?) суть и метафизический смысл проблем, лежащих в основании того или иного спектакля. Потому что театр для нас - это возможность разрешить те проблемы, которые не разрешаются привычным способом. Например, в ходе интеллектуального их освоения. Когда-то давно Кургинян говорил: «Если меня мучает нечто, на что я не знаю ответа, я должен поставить спектакль. И только, когда мысль обретет «пластику», заживет своей жизнью - возникнет понимание». Что-то в этом роде и делает наш театр. Прежде всего, в каком-то... экзистенциальном?.. смысле - для себя. Ведь это действительно возможность паратеатральными способами ответить на «проклятые вопросы». У театра свой ни на кого не похожий язык. И не вполне привычные принципы сосуществования с залом (раз уж Вы об этом). Не хочу сказать, что зритель нам не нужен. Но вот мы работали над спектаклем «Изнь» много лет, меняли его, переписывали текст, переставляли все по десятку раз, и совершенно на этом процессе не отражалось отсутствие публики. Показывали 2 - 3 раза в конце года и снова уходили в глубинный поиск. Даже иногда закрадывалась мысль: да на что нам этот зал? Мысль, конечно, опасная и неправильная. И не отражающая в целом нашего отношения к зрителю (мы не секта, не думайте). Просто я хочу подчеркнуть, что в мистерии (а наш театр всегда тяготел именно к мистерии особого типа) важно не «показать» нечто кому-то. И уж конечно не сорвать аплодисменты. Происходящее происходит не на «горизонтали». Намного важнее «вертикаль». Если ее удается выстроить, если коллективными усилиями участвующих открываются некие «каналы» и у них самих возникает иное, более глубокое и подлинное познание, то такой результат самоценен независимо от наличия людей в зале. Мистерия творится не для посторонних. Тем более - праздных зрителей. Другое дело, что большее количество когерентно существующих людей создает иной накал действа, «поле» большей напряженности. Соответственно, возможен и иной по силе (в чем-то коллективный) «прорыв». Кроме того, для театра, имеющего не только эстетическую, философскую, но и гражданскую позиции, собравшиеся - сограждане. Актуализация в их сознании некого круга философских вопросов, прямо или косвенно связанных с сегодняшним бытием страны (социума, личности) - задача наиважнейшая. Потому что мы верим - еще не все потеряно. Но люди задерганы жизнью, их перемалывает повседневность, в лучшем случае они думают отдельно о политике, отдельно - обо всем остальном. При такой «разрывности», при отсутствии целостного восприятия ВСЕГО проблемного поля, личность или бездействует (спит), или действует в узком коридоре заданных и банальных «альтернатив». Подходить тут «в лоб», например, с той или иной политической проповедью - бессмысленно. А что значит «актуализация»? Может ли она происходить лишь на уровне сознания, без включения резервов подсознания? По определению - нет. Но работа с подсознанием - это совсем не обязательно гипноз или другие способы отключения (ослабления) сознания. Мистериальное действо, разворачивающееся в пространстве символов, как раз и дает возможность продуктивного существования «там и там». У актеров за этим стоит довольно основательная подготовка (в различных психологических «школах» и техниках, включая шаманские) - все-таки много лет целенаправленных исследований, лабораторных и, что называется, полевых. Еще нас всегда интересовали такие вещи, как «интеллектуальная эмоция» и «эмоциональная мысль». Которыми обычный театр, скажем так, не грешит. В спектакле «Изнь» это доведено до предела. Что, опять же, означает, что сознание - собственное и зрительское - для нас неприкосновенно. В целом же, отвечая на Ваш недоуменный вопрос, скажу так. Если на сценической площадке возникает мощное эмоционально-интеллектуальное «ядро» - не имитация, а реальное «творение» некого действа - то в это втягивается и «периферия» (зрители). Они абсолютно свободны в выборе степени своего (внутреннего, конечно же, без выхода на сцену) соучастия. Они могут поставить стенку, остаться холодны и безучастны, но тогда они, скорее всего, уйдут. И они могут потянуться к происходящему, открыться неожиданным впечатлениям, ассоциациям, мыслям. То есть в каком-то смысле стать участниками мистерии. Кто насколько смог, и насколько захотел. Соответственно, нам очень важно присутствие в зале людей, потенциально готовых к такому странному паратеатральному действу. Потому что на выходе результат будет глубже. По опыту знаем, что в выигрыше остаются те, кто, не мудрствуя лукаво, отдается волне смыслов и отправляется в свободный поиск. Опять же, опыт - статистика зрительских высказываний - говорит, что внутренняя работа у человека идет еще долго после ухода из зала (обычно несколько суток доосмысления, специфических снов и т.д.) А в идеале (в наших мечтах) театр должен был бы размещаться где-нибудь вдали от города, чтобы привозить зрителей дня на два-три, сначала проводить с ними психотренинги особого типа, потом играть спектакль, потом говорить о проблемах, которые он вскрывает и высвечивает по-новому. Не знаю, является ли то, что я описала, «программированием эгрегора», что Вы вообще под этим подразумеваете, но... поскольку происходящее действительно ближе к литургии, чем к театру, и поскольку речь о коллективной сущности (России), наверное, можно сказать и так. Если не вполне про то ответила или непонятно, уточните - напишу подробнее. С уважением. Мария. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 23.12.2024, 11:27 |