Экономическая концепция |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Экономическая концепция |
24.9.2010, 22:54
Сообщение
#1
|
|
Участник Группа: Пользователи Сообщений: 34 Регистрация: 14.9.2010 Пользователь №: 1993 |
Уважаемый Гаяс, Ваши мысли вполне созвучны моим. Я как-то на форуме Ursa-TM выдал большой пост на тему развития глобальной экономики. Думаю, будет вполне уместно его здесь повторить.
Уважаемые камрады. В последнее время я подвизался спорить со свидомитами на Харьковском форуме – увлекательное это дело. В процессе спора родилась у меня некая глобальная концепция, которую я хочу с вами обсудить. Моя эта самая концепция, как мне кажется, вполне логично объясняет все значимые события XX века. Раньше такого взгляда на новейшую историю я нигде не встречал. Может и было, но мимо меня. Текста много – я старался, прошу не игнорировать мои мысли. Буду весьма признателен всем высказавшимся, думаю, это очень важно, по крайней мере, для меня. Приветствуются любые комментарии от «это полная фигня» до «что-то в этом есть». Итак. Для начала некий посыл, или гипотеза, или постулат. Я его не доказываю, но, в общем-то, есть некие соображения, в пользу этого постулата. Постулат: Капиталистическая экономика рыночного типа требует постоянного расширения своих рынков, а, следовательно, и сфер влияния. Границы, рамки или какие-то ограничения для неё – смерь. Пока экономика расширяется, она процветает, как только ей развиваться некуда, она умирает, или превращается в нечто другое. Для капиталиста основной проблемой является поиск покупателя, то есть рынка сбыта своей продукции. Как только он таковой нашёл, дальше – дело техники, произвести необходимое количество продукции для него не проблема. Именно такой взгляд на экономику капиталистических стран объясняет все (ну или почти все) исторические перипетии XX века. Начнём по порядку. До начала XX века экономика капиталистических стран бурно развивалась. Эта самая экономика осваивала внутренние рынки. Вовлекались в рынок новые территории внутри страны, менялась структура потребления, но наступил предел, больше покупателей внутри страны не оказалось, а развиваться нужно. Больше всего эта проблема стояла перед Германией и Австро-Венгрией, которые не имели обширных колониальных владений. Это не было выражено ярко, но война шла, в конечном счете, за африканские и азиатские колонии, но в Европе. В этот раз Англии и Франции удалось отстоять свои колониальные империи, и они организовали мир в соответствии со своими интересами. Но началась великая депрессия. Весь смысл этого кризиса именно в ограниченности внутреннего рынка. У США до 30-х годов свой, достаточно обширный внутренний рынок, не был освоен до конца, поэтому экономика постоянно расширялась и страна процветала. Но к 30-м годам наступил предел. В стране были очень сильны изоляционистские настроения, но Рузвельт скорее нутром почувствовал, что если США замкнётся внутри своей страны, смерть неизбежна. Для США просто необходима была внешняя экспансия, и, учитывая масштабы американской экономии, экспансия весьма масштабная. Германия, по рукам связанная условиями Версальского мира, просто задыхалась в рамках своей национальной территории. Экономика требовала рынков, а их не было. Германия бурлила как котёл, и всё дело шло к ликвидации рыночной экономики капиталистического типа, так как в замкнутой территории такая экономика не жизнеспособна. У германских промышленных воротил был выбор: уйти с исторической арены или срочно найти новые рынки для Германии. Они выбрали второе (можно ли их за это винить) и привели к власти Гитлера. Гитлер – это форма экспансии немецкого капитала на новые рынки. Италия не была связана никакими договорами, но колоний у неё тоже практически не было. Итальянская экономика была значительно меньше немецкой, но и её нужны были внешние рынки – внутренний был исчерпан. Итальянцы нашли единственную «ничейную» территорию в Африке – Эфиопию – и колонизовали её. Итальянский капитал, так же как и немецкий не мог найти приложения в своей стране, а англичане и французы, поделившие почти весь мир, на свои территории никого не пускали. В этом контексте не так уж и комично выглядят поляки, требовавшие для себя колоний. В экономическом плане Польша, конечно же, меньше Германии, но проблемы у неё были те же. Страны, имеющие обширные колониальные владения (Великобритания, Франция) великая депрессия задела слабо. Им удалось поддержать развитие собственной экономики за счёт огромно потенциального рынка своих колоний. Сохранив такой статус, они могли бы существовать долго и счастливо, постепенно вовлекая в рынок свои колонии. Ведь постоянное расширение – это жизнь и процветание, остановка – это смерть. Пожалуй, впервые лидеры Великобритании и Франции осознали, что колонии – это не столько поставщик сырья в метрополию, а, прежде всего, новые рынки, так необходимые для нормального функционирования капиталистической экономики. Но под боком была Германия, которая просто рвалась на новые рынки, и никакая сила не способна была сдержать её. У лидеров Великобритании и Франции было два выхода: поделиться своими колониями с Германией, или направить её экспансию куда-нибудь ещё, на чужие рынки. Они выбрали второе (и можно ли их за это винить). Свои колонии нужны самим, а вот есть огромная территория с многочисленным населением под названием СССР. И в этом контексте вполне обоснованы все действия Чемберлена и Даладье – они хотели неизбежную агрессию отвести от себя. И дело не в кровожадности Гитлера – рынки ему нужны были. Как известно, единственной страной, выигравшей во ВМВ, были США. И главный выигрыш заключался в разрушении колониальной системы. Многочисленные переговоры Рузвельта с Черчиллем имели своей целью допустить США в колонии Великобритании в обмен на военную помощь США. Колониальная система рухнула вовсе не из-за того, что кто-то в Индии организовывал мирные акции протеста. Рухнула, потому что США вынудили Великобританию уйти. Основная функция колоний – не допустить чужих на свою территорию, всё остальное – лирика. Как только на рынок колонии допускаются все кто угодно, смысл сего образования полностью утрачивается. Но у победителя, США, была ещё одна проблема – Германия. Держать немецкую экономику в рамках национального государства нет смысла. Ей нужно непрерывно расширяться, а куда? Для этого был придуман так называемый план Маршалла. Основной смысл его вовсе не в том, что европейским странам дали денег. Если некуда продавать продукцию, никакие деньги не помогут. Смысл в том, что США допустили европейские страны, а затем и Японию, на свой национальный рынок. То есть произошло своеобразное разделение труда: США, как крупнейшая экономика мира занимается экспансией своего капитала на все рынки стран Азии, Африки и Латинской Америки, а европейские экономики расширяются за счёт постоянно растущего рынка США. Таким образом, США замкнули на себя практически все страны Европы, они полностью зависят от Америки. Именно поэтому мы наблюдаем такое безволие европейских стран перед США – США позволяет им постоянно расширять свои рынки, то есть жить. Но для США возникла ещё одна проблема – СССР. Советский Союз – это закрытая экономика, что само по себе уже вредит капиталистической экономике, постоянно требующей расширения. А тут ещё после ВМВ СССР набрал значительную силу и авторитет в мире. Вовсе не было никакого интереса у американцев, что вместо ушедших из какой-нибудь колонии англичан или французов к власти придут коммунисты и закроют экономику своей страны. Именно так произошло во Вьетнаме. США устраивала любая форма правления в бывших колониях, главное, что бы там была рыночная экономика открытого типа, тогда капитал легко захватывал рынки вновь образовавшихся независимых государств. И совсем не устраивал вариант государства, не допускающего иностранные компании на свои рыки. Неважно, какая окраска будет у этих государств – исламский фундаментализм или социализм, всё одинаково плохо для США, ибо ограничивает экспансию капиталов на новые рынки. Это и был основной мотив холодной войны, то есть это была война за рынки. Причём, если для СССР холодная война была вопросом борьбы идеологий, престижа и самозащиты, то для США – это вопрос жизни и смерти. В 70-е годы мировая капиталистическая система практически полностью освоила все свободные рынки в мире, и вновь разразился кризис. Расширяться было уже некуда. Вопрос стоял очень серьёзно, и во всю уже шли разговоры о крахе капиталистической системы. Собирая буквально по крохам оставшиеся неосвоенными рынки, капиталистическая система с трудом поддерживала своё существование. Но тут подоспел развал Советского Союза и крах социалистической системы. У капитализма как бы открылось второе дыхание. Западные фирмы с энтузиазмом стали осваивать вновь открывшиеся рынки бывших соцстран и других стран, входивших в сферу влияния СССР. Система опять воспрянула, ведь расширение для неё – это жизнь и процветание. Но, похоже, это была лебединая песня. Проблема в том, что планета Земля ограничена. Рано ли поздно капитал доходит до границ своего распространения, и наступает кризис. Так же как Германия в 30-е годы задыхалась в рамках своей территории, так же и вся мировая экономика сейчас задыхается в рамках планеты Земля. Может великие умы ещё что-то смогут придумать, чтобы капиталистическая экономика продолжила своё расширение, не знаю. |
|
|
20.10.2010, 21:45
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 3084 Регистрация: 26.9.2007 Пользователь №: 1269 |
Сразу оговорюсь, что я не следил за всей веткой. Хочу только возразить на последнюю реплику
"И я уверена, что государство должно способствовать (а не мешать) человеку найти для себя эти ВЫСОКИЕ мотивы" Государство должно ДАТЬ эти мотивы человеку. Это называется идеологией. Сам человек сможет развивать себя только если это будет НОВЫЙ человек - человек, о котором мечтали большевики-коммунисты. Если же человеку не дать мотивы, не каждый найдёт для себя причину, почему вопреки себе надо себя развивать. -------------------- |
|
|
21.10.2010, 12:26
Сообщение
#3
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 100 Регистрация: 14.10.2010 Пользователь №: 2061 |
В духе патриотизма надо воспитывать детей с младенческих лет: "Раньше думай о Родине, а потом - о себе". Именно эта идея должна стать целью воспитательного процесса. Дети должны изучать историю своего края, города, села и т.д. Они должны гордиться тем, что они смоленские, владимирские, тверские и т.д. и понимать, что все мы дети нашей Родины и перед Родиной мы в неоплатном долгу. Надо вдалбливать нашей молодежи, что Родина - понятие святое. Ее надо любить такой, какая она есть. К Родине нельзя относится потребленчески. Ее надо любить и все делать для ее процветания.
Надо объяснять каждому молодому человеку, что при выборе профессии он в первую очередь должен трезво оценить свои способности и с учетом этого идти туда, где он сможет принести больше пользы Родине. Во время войны по всей стране висели плакаты, на которых был изображен человек, спрашивающий: "Что ты сделал для фронта?". Во всех учебных заведениях и местах массового скопления людей (кинотеатрах, стадионах и т.д.) могут висеть аналогичные плакаты с надписью:"Что ты сделал для Родины?". В нашем народе на генетическом уровне живо еще чувство патриотизма. И надо это чувство поднять на пъедестал. Необходимо возродить понятие:"Достойный гражданин своей страны". Гордые слова "Я гражданин России" должны быть девизом у нашей молодежи. Обязательно надо вышвырнуть с наших телеэкранов голых теток и всякие кровавые ужастики, а вместо этого рассказывать молодежи о патриотических поступках наших соотечественников, призывая их брать пример с таких людей. Сделать так, чтобы каждый российский юноша с чувством радости и гордости шел служить в армию. Понятие "успешности" надо полностью изъять, а вместо него должно быть введено понятие "добросовестный труд на благо Родины". И не важно, инженер ты или простой рабочий. Людям надо объяснять, что стыдно быть плохим инженером, но почетно быть хорошим рабочим. И если человек добросовестно трудится на благо Родины, он достоин уважения. Люди должны осваивать профессии не ради зарабатывания денег, а для того, чтоб достичь профессиональных высот в своем деле и своим трудом приносить пользу Родине. "Русский парень в огне не горит, русский парень в воде не тонет", - разве такие песни не вызывают чувство патриотизма? Со сцены должны звучать песни о любви к Родине, о русской природе, о душевной красоте наших людей. Всего сразу и не скажешь. Стоит только начать, и первые плоды такой политики мы увидим уже через несколько лет. При этом крайне важно, чтобы слова и призывы сопровождались делами и законами. |
|
|
21.10.2010, 14:57
Сообщение
#4
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 307 Регистрация: 18.10.2010 Пользователь №: 2075 |
Понятие "успешности" надо полностью изъять, а вместо него должно быть введено понятие "добросовестный труд на благо Родины". Все это можно делать уже сейчас, в своей семье, со своими детьми. Но то противоречие с окружающим, которое возникнет на таком уровне будет подобно тому, с чем столкнется такая политика на уровне государства. Нужен такой идеологический импульс, который примирит большинство с относительной (к Западу) бедностью, как фундаментальным фактором и при этом будет поддерживать согласие общества на известную степень мобилизации и постоянного напряжения, чтобы сохранять паритет с Западом в суверенитете. Мне кажется, что только на чувственном уровне такого патриотизма не построить. Нужна понятная логическая схема, модель, «разжеванная» массам. |
|
|
21.10.2010, 18:39
Сообщение
#5
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 100 Регистрация: 14.10.2010 Пользователь №: 2061 |
[quote name='kurinn' date='21.10.2010, 15:57' post='20397']
Я долго читала предыдущие посты, чтобы понять, что вы хотите сказать. Ваша идея развития, на мой взгляд, надуманна, непонятна, искуственна. Вы в нее хотите впихнуть все, что можно и нельзя: и православие, и капитализм, и социализм, и либерализм, и повышение благосостояния народа и даже космос! Извините, но мне кажется, что такой венегрет нельзя принять. К тому же слово развитие не может существовать само по себе. О развитии чего идет речь конкретно? |
|
|
21.10.2010, 19:46
Сообщение
#6
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 307 Регистрация: 18.10.2010 Пользователь №: 2075 |
К тому же слово развитие не может существовать само по себе. О развитии чего идет речь конкретно? Мы говорили о развитии человека, смещаясь к роли в этом вопросе материального – наличия товаров и ВВП на душу населения. Как бы предполагается два возможных ответа: духовное развитие и рост благосостояния. Мое мнение – духовное развитие требует определенного благосостояния. Уровень определяется не минимальными потребностями, а средними или даже высшими из возможных. Конечно, речь идет не о конкретном индивиде, а о среднем, и не о культе потребительства. Цитата Вы в нее хотите впихнуть все, что можно и нельзя: и православие, и капитализм, и социализм, и либерализм, и повышение благосостояния народа и даже космос! Извините, но мне кажется, что такой венегрет нельзя принять. Более подробно, если вам интересно, моя точка зрения на космическую экспансию изложена здесь: http://kurinn.livejournal.com/17568.html . |
|
|
21.10.2010, 20:26
Сообщение
#7
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 100 Регистрация: 14.10.2010 Пользователь №: 2061 |
Мы говорили о развитии человека, смещаясь к роли в этом вопросе материального – наличия товаров и ВВП на душу населения. Как бы предполагается два возможных ответа: духовное развитие и рост благосостояния. Мое мнение – духовное развитие требует определенного благосостояния. Уровень определяется не минимальными потребностями, а средними или даже высшими из возможных. Конечно, речь идет не о конкретном индивиде, а о среднем, и не о культе потребительства. А как вы понимаете духовное развитие? Что это такое? Сразу скажу, что я его понимаю как стремление к Богу. И все. При чем тут рост благосостояния? Хотя, конечно, люди хотят жить получше. Но это не имеет отношения к духовному развитию. На мой взгляд, вы недооцениваете роль православия в нашем обществе. Вы поймите: это серьезно! В Бога люди верят! Это у нас в крови! Люди потянулись к Богу - и вдруг им про космос говорят. Я понимаю ваши благие намерения. Славу Богу, что у нас есть люди, которые беспокоятся за нашу Родину. Но я думаю, что надо серьезнее отнестись к православию и патриотизму. И потом, у нас здесь, на земле, в России столько нерешенных важнейших вопросов! Все эти вопросы здесь на форуме обсуждаются. Люди элементарно не верят власти, поскольку проблемы в стране не решаются, а растут как снежный ком. Самое главное, на мой взгляд, это обеспечить исполнение законов, в разы снизить уровень коррупции. |
|
|
21.10.2010, 22:23
Сообщение
#8
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 307 Регистрация: 18.10.2010 Пользователь №: 2075 |
А как вы понимаете духовное развитие? Что это такое? Сразу скажу, что я его понимаю как стремление к Богу. И все. При чем тут рост благосостояния? Хотя, конечно, люди хотят жить получше. Но это не имеет отношения к духовному развитию. На мой взгляд, вы недооцениваете роль православия в нашем обществе. Вы поймите: это серьезно! В Бога люди верят! Это у нас в крови! Люди потянулись к Богу - и вдруг им про космос говорят. Я понимаю ваши благие намерения. Славу Богу, что у нас есть люди, которые беспокоятся за нашу Родину. Но я думаю, что надо серьезнее отнестись к православию и патриотизму. И потом, у нас здесь, на земле, в России столько нерешенных важнейших вопросов! Все эти вопросы здесь на форуме обсуждаются. Люди элементарно не верят власти, поскольку проблемы в стране не решаются, а растут как ком. Самое главное, на мой взгляд, это обеспечить исполнение законов, снизить уровень коррупции. Духовное развитие, по-моему – приближение к идеалу, который может быть разным. Верующие – избранные, у них – свой идеал, у остальных, скорее всего, другой. Можно дискутировать о том, откуда берутся эти идеалы, но, мне кажется, может существовать некоторая общая для всех схема. Как бы и во что бы мы ни верили, но нам нужно определенное развитие хотя бы для того, чтобы уметь считать сдачу в магазине. Это направление мне кажется более важным в контексте темы, заявленной в этой ветке. Оно включает и умение приносить пользу, и знание об устройстве общества, и представление об условиях его устойчивости. Двигаясь в этом направлении можно понять, в чем общественная польза религии, откуда возникает патриотизм, в чем отличие коммунизма от либерализма и т.д., построить модель общества, устраивающего большинство и наметить пути его строительства, определить свое место в этом процессе. Без такого развития критической массы людей кажется маловероятным добиться соблюдения законов и искоренение коррупции. |
|
|
21.10.2010, 22:57
Сообщение
#9
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 100 Регистрация: 14.10.2010 Пользователь №: 2061 |
Духовное развитие, по-моему – приближение к идеалу, который может быть разным. Верующие – избранные, у них – свой идеал, у остальных, скорее всего, другой. Можно дискутировать о том, откуда берутся эти идеалы, но, мне кажется, может существовать некоторая общая для всех схема. Как бы и во что бы мы ни верили, но нам нужно определенное развитие хотя бы для того, чтобы уметь считать сдачу в магазине. Это направление мне кажется более важным в контексте темы, заявленной в этой ветке. Оно включает и умение приносить пользу, и знание об устройстве общества, и представление об условиях его устойчивости. Двигаясь в этом направлении можно понять, в чем общественная польза религии, откуда возникает патриотизм, в чем отличие коммунизма от либерализма и т.д., построить модель общества, устраивающего большинство и наметить пути его строительства, определить свое место в этом процессе. Без такого развития критической массы людей кажется маловероятным добиться соблюдения законов и искоренение коррупции. Умение считать сдачу относится к образованию, а не духовному развитию. Хотя сдачу считать умеет любая простая баба, даже необразованная. По-настоящему верующие люди не могут себя считать избранными, поскольку перед Богом все равны. Неужели вы всерьез полагаете, что знания простых людей об устройстве общества и наличие у них представления об условиях его устойчивости, о том, в чем общественная польза религии, откуда возникает патриотизм, в чем отличие коммунизма от либерализма и т.д. могут способствовать искоренению коррупции? Если тетя Клава из деревни Кукуево будет знать об устройстве всего перечисленного выше, то гаишник Вася и чиновник Петр Иванович не будут брать взятки? Борьба с коррупцией - это неотвратимость наказания за нее. Эту тему о развитии человека в этой ветке начали вы. |
|
|
21.10.2010, 23:57
Сообщение
#10
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 234 Регистрация: 14.10.2010 Пользователь №: 2064 |
Умение считать сдачу относится к образованию, а не духовному развитию. Хотя сдачу считать умеет любая простая баба, даже необразованная. По-настоящему верующие люди не могут себя считать избранными, поскольку перед Богом все равны. Неужели вы всерьез полагаете, что знания простых людей об устройстве общества и наличие у них представления об условиях его устойчивости, о том, в чем общественная польза религии, откуда возникает патриотизм, в чем отличие коммунизма от либерализма и т.д. могут способствовать искоренению коррупции? Если тетя Клава из деревни Кукуево будет знать об устройстве всего перечисленного выше, то гаишник Вася и чиновник Петр Иванович не будут брать взятки? Борьба с коррупцией - это неотвратимость наказания за нее. Эту тему о развитии человека в этой ветке начали вы. Уважаемая Мила9.Мне кажется мы говорим о разном. Например сейчас Вы вряд ли найдете мастера эпистолярного жанра. Все дело в изменении способа коммуникации. Компьютеры.Интернет.Мобильная связь.Все это требует определенного экономического положения общества. Рост благосостояния требует развития технического прогресса и наоборот. Технический прогресс без развития личности создающего этот технический прогресс невозможен. Человек ставший частью этого процесса развития уже патриот. Патриотизм вообще чувство размытое. Например любящий свою Родину - патриот? |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 26.12.2024, 5:10 |