Развал российского образования и науки, Есть ли ответы? |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Развал российского образования и науки, Есть ли ответы? |
6.9.2010, 19:05
Сообщение
#1
|
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 2036 Регистрация: 1.8.2010 Пользователь №: 1892 |
Накануне 1 сентября состоялось "историческое" заседание Госсовета, на котором, по сути, поставлен вопрос о закрытии российской науки, как неэффективного подразделения экономики.
Наиболее развёрнутый комментарий здесь: http://www.za-nauku.ru//index.php?option=c...2&Itemid=39 Предлагаю коллегам высказаться по этому поводу - дать аргументированную оценку самому решению и мотивам к его принятию, оценить возможные последствия и обдумать возможность противодействия в тактическом и глобальном плане. |
|
|
|
![]() |
24.10.2010, 2:48
Сообщение
#2
|
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 2036 Регистрация: 1.8.2010 Пользователь №: 1892 |
К сожалению, проблемы обучения и воспитания нашего будущего, смысла нашей жизни - наших детей - традиционно относят к разряду профессиональных проблем учительского сообщества и личных проблем родителей.
Но значение этой сферы намного шире. Издержки - или наоборот, успехи в ней - могут с лихвой перекрыть многие благие (и не очень благие) начинания. Уже та крылатая когда-то фраза, которая вынесена в заголовок, может служить подтверждением огромной роли воспитания и образования детей. Между тем, в этой сфере произошли и происходят очень серьёзные процессы, практически скрытые от постороннего взгляда (как будто здесь может быть кто-нибудь посторонний...) Не все, наверное, в курсе, что теперь школа освобождена от воспитательной работы - она оказывает образовательные услуги. Стало притчей во языцех стремление власти превратить систему образования в сферу услуг и в самоокупаемую отрасль. А лучше - чтоб она ещё и прибыль приносила. Роль ювенальной юстиции кто только не осудил. Введение ЕГЭ превратило процесс обучения, нацеливающий на самосовершенствование и познание, в процесс, нацеленный на оценку. На получение (в худшем случае - угадывание или списывание) правильного ответа. Но сам процесс учебного познания, в том числе процесс поиска решения, процесс развития личности при этом - всё это выброшено за рамки "модернизации" образования. Учителя обычных школ в растерянности - настолько слабо подготовленные, а подчас просто необучаемые дети приходят в школу, переходят из класса в класс. Преподаватели ВУЗов в шоке - настолько слабые первокурсники приходят из школы. Но даже в детском саду - такая же проблема: неподготовленные, неуправляемые дети приходят, например, из средней группы! И главное, на мой взгляд, состоит в том, что неорганизованную, ненацеленную ни на что конструктивное группу подростков без каких-либо нравственных ориентиров мы усаживаем в класс в надежде, что учитель что-нибудь придумает и "соберёт их в кучу" (выражение педагогов, вполне позитивное), научит их - только вопрос, чему? И как он их сможет научить? В обществе и почти в каждой школе действует принцип презумпции виновности учителя. Во всём. Система управления образованием осталась неизменной ещё с наробразовских времён. Но если раньше как-то поощрялись инициатива, творчество учителей - и таким образом они умудрялись решать многие проблемы, то теперь учитель за любое отклонение от инструкций подлежит суровому наказанию. И в то же время - процентомания, "воспетая" в перестроечные времена, стала альфой и омегой нашей школьной жизни. Как это калечит детей - нетрудно догадаться. Ребёнок, "освобождённый" от моральных ценностей, ориентированный только на оценку - и этот ребёнок знает, что тройку ему поставят в любом случае. Зачем же тогда напрягаться и зачем сдерживать себя? Можно унижать одноклассников и младших. Безо всякой опаски можно откровенно издеваться над учителем, унижать его. Когда-то считалось неприличным вспоминать, как издевались в славном городе Калуге над старым чудаковатым учителем К.Э.Циолковским. Теперь это стало нормой - издевательство над учителем. Когда в 1994 году Дж.Сорос затеял свою программу ISSEP - многие выразили сомнение в целях этой программы. Но одно было бесспорным - технология выявления лучших учителей - по отзывам первокурсников. И в этом году я узнал, что один из лучших учителей области, многократный лауреат этого конкурса - бросил школу. Не вынес издевательств. Что поделаешь. Год учителя... Вначале я удивлялся - неужели наше "образованческое" начальство не понимает, что его действия ведут к развалу и уничтожению системы образования и воспитания детей, а в конечном счёте - к краху всей страны? Теперь - не удивляюсь. Я ясно вижу. Оно отлично понимает, что делает. И разрушает систему целенаправленно. Зачем - другой вопрос. И для того, чтобы перекрыть тот остаток системы социальных лифтов, которым служила система образования, и для того, чтобы обеспечить конкурентные преимущества своим потомкам. И просто для того, чтобы термин "элита" наполнился конкретным содержанием. Не нужно всеобщее образование - выдумка коммунистов. Дураками легче управлять. А сильная страна им не нужна. "Это же непорядок, когда сын уборщицы учится рядом с дочкой секретаря! За что же мы боролись!" Последствия этого видны уже в обыденной жизни невооружённым глазом. Уже почти весь автопром у нас - на уровне отвёрточной сборки, а за инновационными технологиями едем в Калифорнию. Примеров тому несть числа. По многим решениям наших "топ-менеджеров" видно, что они не только не учились основам анализа сложных систем, они просто не изучали физику в школе - настолько примитивные решения принимаются. Млечин и Сванидзе могут быть довольны. Новую войну мы точно не выиграем. И не только из-за плохой материальной базы... Прошу высказываться не столько о педагогических вопросах - сколько о той роли для общества, которую уже играет и сыграет в недалёком будущем этот процесс. О той нравственной атмосфере, которую создаёт - или не создаёт - в обществе нынешняя школа. О том, каких детей вырастят в будущем наши нынешние ученики и студенты. На кого, собственно, мы оставим страну и Землю. Напоследок - ссылка на свежую статью на эту тему - уже насчёт нравственного воспитания, с чего начал разговор. http://www.polemics.ru/articles/?articleID...&itemPage=1 |
|
|
|
24.10.2010, 10:39
Сообщение
#3
|
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 307 Регистрация: 18.10.2010 Пользователь №: 2075 |
Прошу высказываться не столько о педагогических вопросах - сколько о той роли для общества, которую уже играет и сыграет в недалёком будущем этот процесс. О той нравственной атмосфере, которую создаёт - или не создаёт - в обществе нынешняя школа. Книга Айрата Димиева «Классная Америка» может служить некоторой иллюстрацией, с поправкой на обеспеченность школы и разницу в самоощущении народа. Я бы еще поставил вопрос о причинах. Мне кажется, что дело не только во внедрении западных методик, «болонской системы», бюрократизации, родовых пятнах капитализма т.п. Немаловажен, а может быть и определяющ, кризис концепции, когда оказалось, что достичь равенства в образовании невозможно, что количество неспособных учеников во много раз превосходит количество макаренко и шаталовых. Нет пока идеи, каким способом «не обидеть» неспособных, вот и приходится занижать общую планку. |
|
|
|
24.10.2010, 10:56
Сообщение
#4
|
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 2036 Регистрация: 1.8.2010 Пользователь №: 1892 |
Книга Айрата Димиева «Классная Америка» может служить некоторой иллюстрацией, с поправкой на обеспеченность школы и разницу в самоощущении народа. Я бы еще поставил вопрос о причинах. Мне кажется, что дело не только во внедрении западных методик, «болонской системы», бюрократизации, родовых пятнах капитализма т.п. Немаловажен, а может быть и определяющ, кризис концепции, когда оказалось, что достичь равенства в образовании невозможно, что количество неспособных учеников во много раз превосходит количество макаренко и шаталовых. Нет пока идеи, каким способом «не обидеть» неспособных, вот и приходится занижать общую планку. Согласен, но дело обстоит намного хуже. Желание "не обидеть" неспособных похвально, и этот принцип в советской школе худо-бедно, но выполнялся. Отклонения наблюдались - но по возможности пресекались. Теперь становится опасным проявлять свои способности. Выбиться из общего ряда. Ситуация тюремной камеры или лагерного барака, воспетая и растиражированная в "Архипелаге.." и в прочих "Красных колёсах", воспроизведена в обществе. "Будь, как все", "не высовывайся" - вот главные заповеди нынешнего школьника. |
|
|
|
24.10.2010, 11:10
Сообщение
#5
|
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 307 Регистрация: 18.10.2010 Пользователь №: 2075 |
Согласен, но дело обстоит намного хуже. Желание "не обидеть" неспособных похвально, и этот принцип в советской школе худо-бедно, но выполнялся. Отклонения наблюдались - но по возможности пресекались. Теперь становится опасным проявлять свои способности. Выбиться из общего ряда. Ситуация тюремной камеры или лагерного барака, воспетая и растиражированная в "Архипелаге.." и в прочих "Красных колёсах", воспроизведена в обществе. "Будь, как все", "не высовывайся" - вот главные заповеди нынешнего школьника. Я живу в небольшом городе Украины. Жена у меня - учитель, в кругу знакомых много учителей, преподавателей лицея (ПТУ). Мрачно, но не так, как вы говорите. Выбиться не опасно, успевающий приветствуется и учителем и системой образования, не вызывает отторжения у одноклассников. Главная проблема – зачем. Исчезла народнохозяйственная составляющая этого ответа, остались одни личные, ученик должен искать мотивы к учебе в себе самом. Хотя хорошие знания все еще являются предпосылкой к жизненному успеху и их еще вполне можно получить в современной школе. |
|
|
|
24.10.2010, 17:18
Сообщение
#6
|
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 2036 Регистрация: 1.8.2010 Пользователь №: 1892 |
Я живу в небольшом городе Украины. Жена у меня - учитель, в кругу знакомых много учителей, преподавателей лицея (ПТУ). Мрачно, но не так, как вы говорите. Выбиться не опасно, успевающий приветствуется и учителем и системой образования, не вызывает отторжения у одноклассников. Главная проблема – зачем. Исчезла народнохозяйственная составляющая этого ответа, остались одни личные, ученик должен искать мотивы к учебе в себе самом. Хотя хорошие знания все еще являются предпосылкой к жизненному успеху и их еще вполне можно получить в современной школе. На Украине (простите, В Украине) ситуация, может быть, развивается в направлении, отличном от нашего. Хорошо, если так. К вопросу о такой важной проблеме, как ювенальные технологии: http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/10/883/41.html Дело и впрямь так серьёзно? |
|
|
|
Виноградов Развал российского образования и науки 6.9.2010, 19:05
Гаврила Как выпускник МГУ, читал с особым вниманием.
Что д... 6.9.2010, 19:48
Пыльцын Олег Цитата(Гаврила @ 6.9.2010, 22:48) Не пони... 6.9.2010, 21:17
Гаврила Вот, в тему...
"Железнодорожное депо 9 Росси... 6.9.2010, 21:40
Ярослав Всегда наивным казалось убеждение некоторых камрад... 7.9.2010, 4:11
Виноградов Цитата(Ярослав @ 7.9.2010, 5:11) Всегда... 7.9.2010, 4:33
Пыльцын Олег Цитата(Виноградов @ 7.9.2010, 7:33) Ведь ... 8.9.2010, 19:26
Ярослав Интересно каким образом мы можем это предотвратить... 7.9.2010, 10:49
Timur Цитата(Виноградов @ 6.9.2010, 20:05) Нака... 7.9.2010, 12:33
Виноградов Цитата(Timur @ 7.9.2010, 13:33) Не слишко... 7.9.2010, 17:24
Клим Климыч Цитата(Timur @ 7.9.2010, 13:33) Не слишко... 8.9.2010, 10:48
Timur Цитата(Клим Климыч @ 8.9.2010, 11:48) Вче... 8.9.2010, 11:47
Maja Цитата(Клим Климыч @ 8.9.2010, 11:48) Вче... 8.9.2010, 13:56
Виноградов Цитата(Maja @ 8.9.2010, 14:56) Все эти ин... 8.9.2010, 18:41
Клим Климыч Цитата(Timur @ 8.9.2010, 12:47) Название ... 8.9.2010, 12:18
Timur Цитата(Клим Климыч @ 8.9.2010, 13:18) Как... 8.9.2010, 12:31
Клим Климыч Цитата(Timur @ 8.9.2010, 13:31) Эта?
htt... 8.9.2010, 12:36
Timur Цитата(Клим Климыч @ 8.9.2010, 13:36) Воз... 9.9.2010, 9:59
РУСТАМ2 План ОСТ работает как по маслу.
Мне даже не веритс... 8.9.2010, 16:08
Виноградов Увы, да. Но это - звенья одной цепи. Насаждение ... 8.9.2010, 19:37
Пыльцын Олег Апатия профессуры понятна - они поняли, что открыт... 11.9.2010, 8:24
Виноградов Цитата(Пыльцын Олег @ 11.9.2010, 9:24) Ап... 18.9.2010, 3:28
Пыльцын Олег Цитата(Виноградов @ 18.9.2010, 6:28) Чем ... 19.9.2010, 7:13
Ratan Цитата'Пыльцын Олег' date='19.9.2010, ... 19.9.2010, 7:59
Пыльцын Олег Цитата(Ratan @ 19.9.2010, 10:59) Без слом... 19.9.2010, 9:57
Ratan Цитата'Пыльцын Олег' date='19.9.2010, ... 19.9.2010, 16:20
Dimkos ЦитатаУдручает, конечно, реакция. Раньше очень сде... 8.9.2010, 22:51
Dimkos ЦитатаУдручает, конечно, реакция. Раньше очень сде... 8.9.2010, 22:54
РУСТАМ2 Цитата(Dimkos @ 8.9.2010, 23:51) Что обсу... 8.9.2010, 23:40
pamir Ну да. Если вузы учат некачественно, давайте сокра... 9.9.2010, 10:26
Timur Цитата(pamir @ 9.9.2010, 11:26) Ну да. Ес... 9.9.2010, 10:49
Ярослав ЦитатаПо этому поводу процитирую по памяти А. Прох... 9.9.2010, 11:37
Ярослав ЦитатаА апатия народа - наверное, прав Ярослав - н... 11.9.2010, 11:11
Samarin Цитата(Ярослав @ 11.9.2010, 12:11) Ну так... 11.9.2010, 11:20
ЮрийВ На официальном сайте Российской Академии Наук ... 17.9.2010, 23:45
Paix Цитата(Samarin @ 11.9.2010, 12:20) Нет, о... 18.9.2010, 1:20
pamir Беличий институт. Нормально... 18.9.2010, 0:21
Ярослав ЦитатаНасчет зеркала, да. А вот если новая миссия ... 18.9.2010, 1:44
Samarin Действительно, "метафизическая правда" и... 19.9.2010, 17:09
Пыльцын Олег Цитата(Samarin @ 19.9.2010, 20:09) Любой ... 20.9.2010, 18:02
Samarin Цитата(Пыльцын Олег @ 20.9.2010, 19:02) Р... 20.9.2010, 19:03
Виноградов Цитата(Samarin @ 20.9.2010, 20:03) Лишь з... 20.9.2010, 19:20
Пыльцын Олег Цитата(Samarin @ 20.9.2010, 22:03) Необяз... 20.9.2010, 19:39
Серафима ... 14.12.2010, 23:55
Виноградов Кого поздравить с присуждением Нобелевской премии ... 5.10.2010, 22:35
Пыльцын Олег Цитата(Виноградов @ 6.9.2010, 22:05) Нака... 13.10.2010, 8:45


kurinn Цитата(Виноградов @ 24.10.2010, 16:18) К ... 25.10.2010, 10:23

mila9 Цитата(Виноградов @ 24.10.2010, 10:56) Со... 12.11.2010, 20:47

Виноградов Цитата(mila9 @ 12.11.2010, 20:47) Спасибо... 12.11.2010, 21:26

mila9 Цитата(Виноградов @ 12.11.2010, 21:26) Да... 12.11.2010, 23:05
kostina <quote>
Войну выиграл советский учитель
... 1.1.2011, 21:34
кудесник ЦитатаВиноградов
наше "образованческое" ... 24.10.2010, 10:57
Виноградов Цитата(кудесник @ 24.10.2010, 11:57) Разв... 24.10.2010, 11:04
dmitrii173 Войну действительно выиграл советский учитель, но ... 12.11.2010, 21:27
Виноградов Цитата(dmitrii173 @ 12.11.2010, 21:27) ... 12.11.2010, 21:32
__Kirill__ Есть очень интересный труд на эту тему некого С.Г.... 14.11.2010, 14:24
mila9 Цитата(__Kirill__ @ 14.11.2010, 14:24) Ес... 15.11.2010, 2:05
Виноградов Цитата(__Kirill__ @ 14.11.2010, 14:24) Ес... 15.11.2010, 7:34
Олег Сибирский Цитата(Виноградов @ 6.9.2010, 23:05) Нака... 23.11.2010, 17:02
Dimkos Всего, как говорится, не расскажешь, но то, что си... 27.11.2010, 10:08
Олег Сибирский Цитата(Dimkos @ 27.11.2010, 14:08) Всего,... 27.11.2010, 15:32
Dimkos ЦитатаТак что смысл лозунга мне не понятен.И что ж... 27.11.2010, 16:08
Виноградов Вот ещё одна публикация о тех катастрофических про... 12.12.2010, 6:37
Ratan Цитата(Виноградов @ 12.12.2010, 7:37) Раб... 12.12.2010, 7:24
Виноградов Цитата(Ratan @ 12.12.2010, 7:24) Работа в... 12.12.2010, 11:06
Виноградов Сергей Комков: "Учителя - лишние люди". ... 12.12.2010, 17:13
Серафима Цитата(Виноградов @ 12.12.2010, 17:13) Се... 12.12.2010, 17:37
Зеленый Луч Цитата(Серафима @ 12.12.2010, 17:37) А кт... 12.12.2010, 17:54

Кот Мышелов Цитата(Зеленый Луч @ 12.12.2010, 17:54) С... 12.12.2010, 19:02

Зеленый Луч Цитата(Кот Мышелов @ 12.12.2010, 19:02) В... 12.12.2010, 19:23

Dana29 Цитата(Зеленый Луч @ 12.12.2010, 19:23) В... 25.12.2010, 0:51

Зеленый Луч Цитата(Dana29 @ 25.12.2010, 0:51) А заодн... 25.12.2010, 17:09

Dana29 Цитата(Зеленый Луч @ 25.12.2010, 17:09) Н... 25.12.2010, 23:06

Зеленый Луч Цитата(Dana29 @ 25.12.2010, 23:06) ... а ... 25.12.2010, 23:26

Dana29 Цитата(Зеленый Луч @ 25.12.2010, 23:26) Н... 25.12.2010, 23:51

Alibaba Цитата(Dana29 @ 25.12.2010, 22:51) Никогд... 27.12.2010, 2:39

Виноградов Цитата(Alibaba @ 27.12.2010, 2:39) Думаю,... 27.12.2010, 6:18


Зеленый Луч Цитата(Виноградов @ 27.12.2010, 6:18) ...... 27.12.2010, 10:44

Зеленый Луч Цитата(Alibaba @ 27.12.2010, 2:39) Думаю,... 27.12.2010, 10:38
Спекуль Цитата(Серафима @ 12.12.2010, 18:37) А кт... 25.12.2010, 2:05
inflaton Dimkos, а давайте еще и добьем ту область, в котор... 14.12.2010, 23:18
Dimkos ЦитатаDimkos, а давайте еще и добьем ту область, в... 14.12.2010, 23:59
Виноградов [quote name='Dimkos' date='14.12.2010,... 15.12.2010, 6:35
Богатырёв Цитата(Виноградов @ 15.12.2010, 6:35) Но ... 15.12.2010, 10:31
Олег Сибирский Цитата(Виноградов @ 15.12.2010, 9:35) Вот... 16.12.2010, 17:53
inflaton Именно так, выживут те же самые торговцы, только о... 15.12.2010, 0:10
Спекуль Честно говоря, с Советским учителем ВСЁ понятно - ... 24.12.2010, 16:22
Виноградов Цитата(Спекуль @ 24.12.2010, 16:22) Честн... 24.12.2010, 16:36
Кот Мышелов Цитата(Спекуль @ 24.12.2010, 16:22) Честн... 24.12.2010, 17:02
Спекуль Цитата(Кот Мышелов @ 24.12.2010, 18:02) В... 25.12.2010, 0:09
Виноградов http://www.za-nauku.ru//index.php?option=c...2... 24.12.2010, 17:36
Кот Мышелов Поражает цинизм нынешней принявшей ФЗ № 83 именн... 27.12.2010, 16:34
Виноградов http://www.za-nauku.ru//index.php?option=c...6... 1.1.2011, 11:51
Виноградов Для Костиной. Нет слов. Одни междометия в ответ на... 1.1.2011, 22:42
kostina Цитата(Виноградов @ 1.1.2011, 22:42) Одно... 3.1.2011, 16:26![]() ![]() |
| Текстовая версия | Сейчас: 2.11.2025, 16:34 |