Развал российского образования и науки, Есть ли ответы? |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Развал российского образования и науки, Есть ли ответы? |
6.9.2010, 19:05
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2036 Регистрация: 1.8.2010 Пользователь №: 1892 |
Накануне 1 сентября состоялось "историческое" заседание Госсовета, на котором, по сути, поставлен вопрос о закрытии российской науки, как неэффективного подразделения экономики.
Наиболее развёрнутый комментарий здесь: http://www.za-nauku.ru//index.php?option=c...2&Itemid=39 Предлагаю коллегам высказаться по этому поводу - дать аргументированную оценку самому решению и мотивам к его принятию, оценить возможные последствия и обдумать возможность противодействия в тактическом и глобальном плане. |
|
|
24.10.2010, 2:48
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2036 Регистрация: 1.8.2010 Пользователь №: 1892 |
К сожалению, проблемы обучения и воспитания нашего будущего, смысла нашей жизни - наших детей - традиционно относят к разряду профессиональных проблем учительского сообщества и личных проблем родителей.
Но значение этой сферы намного шире. Издержки - или наоборот, успехи в ней - могут с лихвой перекрыть многие благие (и не очень благие) начинания. Уже та крылатая когда-то фраза, которая вынесена в заголовок, может служить подтверждением огромной роли воспитания и образования детей. Между тем, в этой сфере произошли и происходят очень серьёзные процессы, практически скрытые от постороннего взгляда (как будто здесь может быть кто-нибудь посторонний...) Не все, наверное, в курсе, что теперь школа освобождена от воспитательной работы - она оказывает образовательные услуги. Стало притчей во языцех стремление власти превратить систему образования в сферу услуг и в самоокупаемую отрасль. А лучше - чтоб она ещё и прибыль приносила. Роль ювенальной юстиции кто только не осудил. Введение ЕГЭ превратило процесс обучения, нацеливающий на самосовершенствование и познание, в процесс, нацеленный на оценку. На получение (в худшем случае - угадывание или списывание) правильного ответа. Но сам процесс учебного познания, в том числе процесс поиска решения, процесс развития личности при этом - всё это выброшено за рамки "модернизации" образования. Учителя обычных школ в растерянности - настолько слабо подготовленные, а подчас просто необучаемые дети приходят в школу, переходят из класса в класс. Преподаватели ВУЗов в шоке - настолько слабые первокурсники приходят из школы. Но даже в детском саду - такая же проблема: неподготовленные, неуправляемые дети приходят, например, из средней группы! И главное, на мой взгляд, состоит в том, что неорганизованную, ненацеленную ни на что конструктивное группу подростков без каких-либо нравственных ориентиров мы усаживаем в класс в надежде, что учитель что-нибудь придумает и "соберёт их в кучу" (выражение педагогов, вполне позитивное), научит их - только вопрос, чему? И как он их сможет научить? В обществе и почти в каждой школе действует принцип презумпции виновности учителя. Во всём. Система управления образованием осталась неизменной ещё с наробразовских времён. Но если раньше как-то поощрялись инициатива, творчество учителей - и таким образом они умудрялись решать многие проблемы, то теперь учитель за любое отклонение от инструкций подлежит суровому наказанию. И в то же время - процентомания, "воспетая" в перестроечные времена, стала альфой и омегой нашей школьной жизни. Как это калечит детей - нетрудно догадаться. Ребёнок, "освобождённый" от моральных ценностей, ориентированный только на оценку - и этот ребёнок знает, что тройку ему поставят в любом случае. Зачем же тогда напрягаться и зачем сдерживать себя? Можно унижать одноклассников и младших. Безо всякой опаски можно откровенно издеваться над учителем, унижать его. Когда-то считалось неприличным вспоминать, как издевались в славном городе Калуге над старым чудаковатым учителем К.Э.Циолковским. Теперь это стало нормой - издевательство над учителем. Когда в 1994 году Дж.Сорос затеял свою программу ISSEP - многие выразили сомнение в целях этой программы. Но одно было бесспорным - технология выявления лучших учителей - по отзывам первокурсников. И в этом году я узнал, что один из лучших учителей области, многократный лауреат этого конкурса - бросил школу. Не вынес издевательств. Что поделаешь. Год учителя... Вначале я удивлялся - неужели наше "образованческое" начальство не понимает, что его действия ведут к развалу и уничтожению системы образования и воспитания детей, а в конечном счёте - к краху всей страны? Теперь - не удивляюсь. Я ясно вижу. Оно отлично понимает, что делает. И разрушает систему целенаправленно. Зачем - другой вопрос. И для того, чтобы перекрыть тот остаток системы социальных лифтов, которым служила система образования, и для того, чтобы обеспечить конкурентные преимущества своим потомкам. И просто для того, чтобы термин "элита" наполнился конкретным содержанием. Не нужно всеобщее образование - выдумка коммунистов. Дураками легче управлять. А сильная страна им не нужна. "Это же непорядок, когда сын уборщицы учится рядом с дочкой секретаря! За что же мы боролись!" Последствия этого видны уже в обыденной жизни невооружённым глазом. Уже почти весь автопром у нас - на уровне отвёрточной сборки, а за инновационными технологиями едем в Калифорнию. Примеров тому несть числа. По многим решениям наших "топ-менеджеров" видно, что они не только не учились основам анализа сложных систем, они просто не изучали физику в школе - настолько примитивные решения принимаются. Млечин и Сванидзе могут быть довольны. Новую войну мы точно не выиграем. И не только из-за плохой материальной базы... Прошу высказываться не столько о педагогических вопросах - сколько о той роли для общества, которую уже играет и сыграет в недалёком будущем этот процесс. О той нравственной атмосфере, которую создаёт - или не создаёт - в обществе нынешняя школа. О том, каких детей вырастят в будущем наши нынешние ученики и студенты. На кого, собственно, мы оставим страну и Землю. Напоследок - ссылка на свежую статью на эту тему - уже насчёт нравственного воспитания, с чего начал разговор. http://www.polemics.ru/articles/?articleID...&itemPage=1 |
|
|
24.10.2010, 10:39
Сообщение
#3
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 307 Регистрация: 18.10.2010 Пользователь №: 2075 |
Прошу высказываться не столько о педагогических вопросах - сколько о той роли для общества, которую уже играет и сыграет в недалёком будущем этот процесс. О той нравственной атмосфере, которую создаёт - или не создаёт - в обществе нынешняя школа. Книга Айрата Димиева «Классная Америка» может служить некоторой иллюстрацией, с поправкой на обеспеченность школы и разницу в самоощущении народа. Я бы еще поставил вопрос о причинах. Мне кажется, что дело не только во внедрении западных методик, «болонской системы», бюрократизации, родовых пятнах капитализма т.п. Немаловажен, а может быть и определяющ, кризис концепции, когда оказалось, что достичь равенства в образовании невозможно, что количество неспособных учеников во много раз превосходит количество макаренко и шаталовых. Нет пока идеи, каким способом «не обидеть» неспособных, вот и приходится занижать общую планку. |
|
|
24.10.2010, 10:56
Сообщение
#4
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2036 Регистрация: 1.8.2010 Пользователь №: 1892 |
Книга Айрата Димиева «Классная Америка» может служить некоторой иллюстрацией, с поправкой на обеспеченность школы и разницу в самоощущении народа. Я бы еще поставил вопрос о причинах. Мне кажется, что дело не только во внедрении западных методик, «болонской системы», бюрократизации, родовых пятнах капитализма т.п. Немаловажен, а может быть и определяющ, кризис концепции, когда оказалось, что достичь равенства в образовании невозможно, что количество неспособных учеников во много раз превосходит количество макаренко и шаталовых. Нет пока идеи, каким способом «не обидеть» неспособных, вот и приходится занижать общую планку. Согласен, но дело обстоит намного хуже. Желание "не обидеть" неспособных похвально, и этот принцип в советской школе худо-бедно, но выполнялся. Отклонения наблюдались - но по возможности пресекались. Теперь становится опасным проявлять свои способности. Выбиться из общего ряда. Ситуация тюремной камеры или лагерного барака, воспетая и растиражированная в "Архипелаге.." и в прочих "Красных колёсах", воспроизведена в обществе. "Будь, как все", "не высовывайся" - вот главные заповеди нынешнего школьника. |
|
|
24.10.2010, 11:10
Сообщение
#5
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 307 Регистрация: 18.10.2010 Пользователь №: 2075 |
Согласен, но дело обстоит намного хуже. Желание "не обидеть" неспособных похвально, и этот принцип в советской школе худо-бедно, но выполнялся. Отклонения наблюдались - но по возможности пресекались. Теперь становится опасным проявлять свои способности. Выбиться из общего ряда. Ситуация тюремной камеры или лагерного барака, воспетая и растиражированная в "Архипелаге.." и в прочих "Красных колёсах", воспроизведена в обществе. "Будь, как все", "не высовывайся" - вот главные заповеди нынешнего школьника. Я живу в небольшом городе Украины. Жена у меня - учитель, в кругу знакомых много учителей, преподавателей лицея (ПТУ). Мрачно, но не так, как вы говорите. Выбиться не опасно, успевающий приветствуется и учителем и системой образования, не вызывает отторжения у одноклассников. Главная проблема – зачем. Исчезла народнохозяйственная составляющая этого ответа, остались одни личные, ученик должен искать мотивы к учебе в себе самом. Хотя хорошие знания все еще являются предпосылкой к жизненному успеху и их еще вполне можно получить в современной школе. |
|
|
24.10.2010, 17:18
Сообщение
#6
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2036 Регистрация: 1.8.2010 Пользователь №: 1892 |
Я живу в небольшом городе Украины. Жена у меня - учитель, в кругу знакомых много учителей, преподавателей лицея (ПТУ). Мрачно, но не так, как вы говорите. Выбиться не опасно, успевающий приветствуется и учителем и системой образования, не вызывает отторжения у одноклассников. Главная проблема – зачем. Исчезла народнохозяйственная составляющая этого ответа, остались одни личные, ученик должен искать мотивы к учебе в себе самом. Хотя хорошие знания все еще являются предпосылкой к жизненному успеху и их еще вполне можно получить в современной школе. На Украине (простите, В Украине) ситуация, может быть, развивается в направлении, отличном от нашего. Хорошо, если так. К вопросу о такой важной проблеме, как ювенальные технологии: http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/10/883/41.html Дело и впрямь так серьёзно? |
|
|
25.10.2010, 10:23
Сообщение
#7
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 307 Регистрация: 18.10.2010 Пользователь №: 2075 |
К вопросу о такой важной проблеме, как ювенальные технологии: http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/10/883/41.html Дело и впрямь так серьёзно? С моей точки зрения, никому лично опасность не угрожает. Пострадает только организм (общество), который и так уже практически умирает, поскольку почти никто его не любит. Изменятся правила отношений детей с родителями, общественная мораль и ментальность. Я думаю, что законно все, чему мы не хотим и не в силах противостоять. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 23.12.2024, 21:08 |