С.Г. Кара-Мурза о марксизме, Пришло время разобратся. |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
С.Г. Кара-Мурза о марксизме, Пришло время разобратся. |
9.12.2010, 11:17
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 207 Регистрация: 5.5.2009 Пользователь №: 1491 |
Предлагаю краткую выжимку по основным тезисам книг СГКМ «Истмат и поражение советского проекта» «Маркс против русской революции».
Цитата Роль марксизма в русской революции.
Маркс "озвучил" идеалы - свободу и социальную справедливость, будущее братство в коммуне, дал интеллектуальную конструкцию, обладающую чертами теории и художественным качеством текста.. Что способствовало быстрому распространению марксизма в среде европейски образованной интеллигенции (а уж от нее и в массы - как священный текст, состоящий из идеалов и заклинаний). Марксизм первая мировоззренческая система, в которой ставились основные проблемы бытия. Он выявил и описал важнейшие стороны западной цивилизации, создав яркий образ капитализма, Марксизм пробудил в России тягу к религиозной философии. Пафос модернизации .. оживил веру в близость национального возрождения, уверенность в то, что лучшее и справедливое будущее возможно, и имеются эффективные средства (идеология и проект овладевшее и консолидировавшие массы). Логика и идеалы марксизма оказывали почти магическое воздействие на сознание. Большевики провели мировоззренческий синтез представлений крестьянского общинного коммунизма с марксисткой идеей модернизации и развития (русского славянофильства и русского западничества, крестьянского коммунизма с идеей прогресса) - но не по некапиталистическому пути. Так проект революции стал и большим национальным проектом. Позже по-марксистски выстроенная классовая идентичность делала советского человека личностью всемирно-историче¬ской, умеющей всюду находить деятельных единомышленников - "братьев по классу" . Россия при этом преодолела "цивилизационную раздвоенность. "Русский коммунизм - наделил Россию колоссальным "символическим капиталом" в глазах левых сил Запада - .. превратил в высокочтимого: "передового пролетария" который получил платформы для равноправного диалога с Западом. Русский человек стал партнером в поиске назревших, эпохальных альтернатив. Советский человек, таким образом преодолевший "цивили¬зационную раздвоенность" русской души (раскол славянофильства и западничества), наряду с преодолением традиционного комплекса неполноценности, обрел замечательную цельность и самоуважение. Россия впервые осознавала себя как самая передовая страна. |
|
|
9.12.2010, 11:21
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 207 Регистрация: 5.5.2009 Пользователь №: 1491 |
В Отличии от Запада, в русской культуре 19-го века человек - не индивид, а личность, включенная в Космос и в братство всех людей. Она не отчуждена ни от людей, ни от природы. Ее не душат "пуповины" религии и общинностьи, не угнетает государство, не обесчеловечивает разделение труда. Личность соединена с миром - общиной в разных ее ипостасях, народом как собором всех ипостасей общины, всемирным братством людей. В повседневности это осуществляется и обменом, и сложением (не конкуренцией и борьбой). “Народ” и есть продукт всеобщего соучастия в создании жизни каждого.
Сам образ русского народа, его самые важные части мировоззренческой матрицы, "имперского" русского народа - православие, государственность и общинность, остро противоречили главным смыслам учения Маркса. "Чувства взаимопомощи, справедливости и нравственности глубоко укоренены в русском человеке всей силой инстинктов. .." (Кропоткин) В этом корень русофобии Маркса и Энгельса и трагических деформаций в доктринах и в практике революционных движений в России. По мнению славянофилов община крестьянская может и должна развиться в общину промышленную. Это подтверждает пример японской модернизации, они возродили старую общину (9-го века) на своих промышленных предприятиях. Д.Менделеев, размышляя о выборе пути индустриализации, при котором Россия не попала бы в зависимость от Запада, высказывался: "В общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыши возможности правильного решения задач развития промышленности ". Так оно и произошло - русские крестьяне, вытесненные в город в ходе коллективизации, восстановили общину на стройке и на заводе в виде "трудового коллектива", обеспечившего форсированную индустриализацию СССР. Для Маркса русская община ("эта дрянь") - основа грубой государственной формы, восточного деспотизма. Она «повинна во множестве пороков русского человека и идет к своему концу». Бакунин отвергает утверждение Маркса о реакционной сущности крестьянства: "Сельский пролетариат по своему положению и по натуре социалист, но - сам того не подозревая". Народники предложили концепцию индустриализации и модернизации России без разрушения общественных институтов русской культуры, а с опорой на них (прежде всего, на общину). В 1875 году народник П.Ткачев в "Открытом письме Энгельсу" пишет о том, что в России назревает революция и она будет антикапиталистической. Он строил теорию социалистической революции не по западным образцам и утверждал, что русские крестьяне, хотя они и "собственники", стоят "ближе к социализму", чем лишенные собственности рабочие Западной Европы. Теория антикапиталистических революций, которые действительно произошли во многих странах, сложилась в России исходя из анализа реальности, который вели в течение полувека большое число политиков и ученых. Политическую форму этой теории придал В.И. Ленин. Эта теория кардинально расходилась с марксистской, хотя это "обвинение" отвергалось исходя из политической целесообразности. Для крестьянских стран это была революция цивилизационная, как средство спасения страны от втягивания в периферию западного капитализма, как национально-освободительная революция. Это – принципиально иная теория и другое представление о мироустройстве, нежели у Маркса. Работа Энгельса "О социальном вопросе в России", положила начало критике народничества, завершенной В.И. Лениным идейно-теоретическим разгромом народничества. Но революция 1905 года показала – Ткачев был прав и Ленин изменил своё мнение. В русском марксизме произошло соединение традиций революционного марксизма с традициями старой русской революционности. Этот синтез, противоречащий марксизму, углубил их конфликт с марксистами-меньшевиками , что дорого обошлось стране. Когда революция 1905 1907 ГОДА пошла именно по этому пути, большевики примкнули к революционному народу., а меньшевики остались верны заветам основоположников. Это во многом предопределило раскол революционных социалистических сил в России, который привел к Гражданской войне. Для верных марксистов, меньшевиков и эсеров, Октябрьский переворот был очередной контрреволюционной попыткой (предсказанной марксизмом) реакционного славянского крестьянства задушить чистый самоотверженный порыв Февраля, предвестника и первого шага (этапа буржуазной революции) великой мировой революции просвещенного пролетариата. Тот факт, что социалистическая революция была совершена как раз наиболее реакционным – русским рабоче-крестьянским народом - эта явная ошибка прогноза, опубликованного в 1893 г., Энгельсом, она говорит о несостоятельности методологии его анализа. Русским революционерам большевикам приходилось вести людей на борьбу под знаменем марксизма - и в то же время охранять сознание этих людей от марксизма. В 30-е годы 20-го века, после изучения опыта революций прошлого, .. родилась принципиально новая теория, согласно которой первым объектом революционного разрушения становилась надстройка общества, причем ее наиболее податливая часть – идеология и установки общественного сознания. ( Антонио Грамши) Революция как борьба за гегемонию в общественном сознании по конкретному вопросу. Подрыв гегемонии в СССР осуществлялся через самиздат, передачи западных радиостанций, массовое производство анекдотов и работу популярных юмористов на телевидении СССР массовой «молекулярной» агрессией в культурное ядро общества, разрушением идей-символов, которыми легитимировалось идеократическое советское государство. Маркс же отвергал саму возможность революций регресса. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 22.12.2024, 14:38 |