С.Г. Кара-Мурза о марксизме, Пришло время разобратся. |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
С.Г. Кара-Мурза о марксизме, Пришло время разобратся. |
9.12.2010, 11:17
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 207 Регистрация: 5.5.2009 Пользователь №: 1491 |
Предлагаю краткую выжимку по основным тезисам книг СГКМ «Истмат и поражение советского проекта» «Маркс против русской революции».
Цитата Роль марксизма в русской революции.
Маркс "озвучил" идеалы - свободу и социальную справедливость, будущее братство в коммуне, дал интеллектуальную конструкцию, обладающую чертами теории и художественным качеством текста.. Что способствовало быстрому распространению марксизма в среде европейски образованной интеллигенции (а уж от нее и в массы - как священный текст, состоящий из идеалов и заклинаний). Марксизм первая мировоззренческая система, в которой ставились основные проблемы бытия. Он выявил и описал важнейшие стороны западной цивилизации, создав яркий образ капитализма, Марксизм пробудил в России тягу к религиозной философии. Пафос модернизации .. оживил веру в близость национального возрождения, уверенность в то, что лучшее и справедливое будущее возможно, и имеются эффективные средства (идеология и проект овладевшее и консолидировавшие массы). Логика и идеалы марксизма оказывали почти магическое воздействие на сознание. Большевики провели мировоззренческий синтез представлений крестьянского общинного коммунизма с марксисткой идеей модернизации и развития (русского славянофильства и русского западничества, крестьянского коммунизма с идеей прогресса) - но не по некапиталистическому пути. Так проект революции стал и большим национальным проектом. Позже по-марксистски выстроенная классовая идентичность делала советского человека личностью всемирно-историче¬ской, умеющей всюду находить деятельных единомышленников - "братьев по классу" . Россия при этом преодолела "цивилизационную раздвоенность. "Русский коммунизм - наделил Россию колоссальным "символическим капиталом" в глазах левых сил Запада - .. превратил в высокочтимого: "передового пролетария" который получил платформы для равноправного диалога с Западом. Русский человек стал партнером в поиске назревших, эпохальных альтернатив. Советский человек, таким образом преодолевший "цивили¬зационную раздвоенность" русской души (раскол славянофильства и западничества), наряду с преодолением традиционного комплекса неполноценности, обрел замечательную цельность и самоуважение. Россия впервые осознавала себя как самая передовая страна. |
|
|
9.12.2010, 11:33
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 207 Регистрация: 5.5.2009 Пользователь №: 1491 |
Маркс и Энгельс. Отношение к религии.
Создавая исторический материализм, Маркс и Энгельс на первый план ставили материальное бытие. Духовная сфера человека ставилась на гораздо более низкий уровень. По их мнению «Религия возникла из самых невежественных , темных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе ... Она является всего только абстрактным исповеданием особой превратности, частной прихоти, произвола». «Не религия создает человека, а человек создает религию» «Материалистическая связь людей между собой, обусловлена потребностями и способом производства не нуждаясь в существовании какой-либо политической или религиозной нелепости, которая еще сверх того соединяла бы людей» . Маркс пишет: «Для общества товаропроизводителей… наиболее подходящей формой религии является христианство в своих буржуазных разновидностях, каковы протестантизм, деизм и т. д.». Позиция Маркса и Энгельса в отношении к религии и церкви («гадине», которую надо раздавить) выросла из представлений Просвещения (вольтеровских представлений). В представление Вольтера - христианство основано на переплетении «самых пошлых обманов, сочиненных подлейшей сволочью». «Религия опиума для народа». * Религия есть особая форма общественного сознания. Религиозные представления вырабатываются только в совместных размышлениях и становятся первой в истории человека формой общественного сознания. Первобытный человек совершил духовный и интеллектуальный подвиг, создав в своем воображении сложный религиозный образ мироздания. Религиозное мышление социоцентрично. Роль религии не только как средства господства («вертикальные» связи), но и как силы, связывающей людей в «горизонтальные» общности (этносы) – вплоть до идеи всечеловечности. Благодаря религии человек получил возможность «коллективно мыслить», сделал огромное открытие для познания мира, он разделил видимый реальный мир и невидимый «потусторонний». Оба были необходимы для превращения хаоса в упорядоченную систему делающую мир домом человека. Возникла духовная структура, занимающая исключительно важное место в центральной мировоззренческой матрице народа. Развитие национальной культуры во многом предопределено религией. Русский человек «создан православием», как араб-мусульманин «создан» исламом. Православие стоит на идее религиозного братства и коллективного спасения души, что передается в культуру как этика любви. Принижение роли идеологии, морали, религии, и «соответствующих им форм сознания» и их якобы детерминированность развитием материального производства очень дорого обошлось народу России – и в процессе революции, и особенно на последних этапах советского периода. Противоречие между марксизмом как принятой идеологией и религиозный взглядом на бытие как важной частью мировоззрения русских людей (даже атеистов), закладывало основу культурного и духовного кризиса. В этом смысле марксизм мог быть принят без конфликта только городским человеком индустриального общества Запада.. Коммунистическое учение в России было в огромной степени верой, особой религией. М.М. Пришвин писал:«Социализм революционный есть момент жизни религиозной народной души: он есть прежде всего бунт масс против обмана церкви, действует на словах во имя земного, материального изнутри, бессознательно во имя нового бога, которого не смеет назвать и не хочет, чтобы не смешать его имя с именем старого Бога». . Антицерковный радикализм деревенских комсомольцев 20-тых годов на деле был всплеском именно религиозного чувства (духовности). Русский комсомолец если и атеистичен, то атеистичен тоже по-православному. Если он и делает безобразия, то не во имя собственной шкуры, а во имя «мира на земли и благоволения в человецех». Многие мыслители Запада, современники русской революции утверждали: Запад того времени был безрелигиозен (бездуховен), Советская Россия — глубоко религиозна. Дж. Кейнс, работавший в 20-е годы в России, писал: «Ленинизм — странная комбинация двух вещей — религии и бизнеса». Немецкий историк В. Шубарт в книге “Европа и душа Востока” (1938 г.) писал: “Дефицит религиозности даже в религиозных системах — признак современной Европы. Религиозность в материалистической системе — признак советской России”. Опираясь на миросозерцания марксизма в вопросе о религии, под которым лежал призыв Вольтера «Раздавить гадину!», марксисты организовали в СССР большой поход под лозунгом «Борьба с религией – борьба за социализм». К концу 30-тых годов был в основном исчерпан политический конфликт советского государства с церковью, возникший в 1918 году Тем не менее, атеистическая пропаганда 20-тых 30-тых годов, характер которой был во многом задан именно установками марксизма, проложил важную линию раскола в советском обществе, которая была использована во время перестройки. Но и к Церкви история прилагает претензии. Н.Бердяев писал: «Xриcтиaнe, обличaющиe кoммyниcтoв дoлжны были бы и нa ceбя вoзлoжить знaчитeльнyю чacть вины. Oни дoлжны были бы и кaющимиcя. Mнoгo ли xриcтиaнe cдeлaли для ocyщecтвлeния xриcтиaнcкoй прaвды в coциaльнoй жизни, пытaлиcь ли oни ocyшecтвлять брaтcтвo людeй бeз тoй нeнaвиcти и нacилия, в кoтoрыx oни oбличaют кoммyниcтoв?» Цитата Два исторически легитимных субъекта национальной идеологии (православие и коммунизм) заключены в замкнутый духовно-психологический парадокс взаимного отторжения. В то время как сомнительные субъекты чуждой русскому духу западно-либеральной идеологии полновластно руководят управляемым хаосом нынешней российской действительности… «Миссия России христианство и социализм в 21 веке. » Молотков Е.А.) В первой половине 20 века наши марксисты «с научным мышлением», а в конце 20 века их дети, ставшие «либералами», приложили огромные усилия, чтобы разру¬шить культурное ядро общества. Сейчас, когда слегка утихли перестроечные страсти, в «Независимой газете» читаем признания такого типа: «В первые два-три десятилетия после Октябрьской революции (по крайней мере до 1937 года) страна воспринимала себя в качестве цитадели абсолютного добра, а в религиозном смысле – превратилась в главную силу, противостоящую безбожному капитализму и творящую образ будущего». Именно в «прозрачных и разумных связях» тотальной купли-продажи человек и двигается к состоянию «угнетенной твари», все более и более заменяющей ценность ценой. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 22.12.2024, 14:04 |