Не элитарные записки или "Где искать Золотой ключик?" |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Не элитарные записки или "Где искать Золотой ключик?" |
14.12.2008, 19:00
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 219 Регистрация: 30.11.2008 Пользователь №: 1381 |
Как «экспроприация экспроприаторов» соотносится с принципом эквивалентного обмена? Никак. Отсюда и «диктатура пролетариата». К отрицанию отрицания мы оказались не готовы.
«...разделение труда и частная собственность, это - тождественные выражения: в одном случае по отношению к деятельности говорится то же самое, что в другом - по отношению к продукту деятельности» (К. Маркс, Ф. Энгельс, «Немецкая идеология»). Тождество и различие - «качели» Мирозданья. Целое разделяется на части, которые приобретают новые качества, и снова соединяются в Целое. Такое же, плюс опыт. Какой же опыт мы приобрели за несколько десятков веков? «Человеческие атомы» хотят объединиться, но «чего-то не хватает». Условия объединения должны быть такими, чтобы каждый индивидуальный опыт не был обесценен, чтобы накопленное (и не только «на небесах») было учтено и соотнесено с этим опытом. Политическая экономия даёт возможность понять эти условия. Части - люди, целое - человечество (этап - нации, государства). Люди разделены на собственников средств производства и наёмных работников (примем на время такое «неэлитарное» упрощение). Вопрос: может ли целое иметь интересы, отличные от интересов любой из частей? Вопрос риторический. Интерес собственников средств производства - максимальная прибыль, интерес наёмных работников - максимальная заработная плата. В «Капитале» исчерпывающе объяснено, что интересы сии - антагонистичны. Целое (нация) сможет уцелеть (по Марксу), если одна из частей представит свои интересы в качестве всеобщих. Это - безупречная «выжимка» из исторического опыта. Атеистический «капкан» («бытие определяет сознание») цепко держит мысль подальше от запретных сфер. (Архонты не дремлют.) «Синергетическая форточка», или широкие двери Веры, позволяют предположить другой ответ: целое помещает противоречие в каждую часть, интересы сплавляются «внутри» каждого человека. К А К ? Принцип эквивалентного обмена - стержень «классового реактора». Антагонистов, собственника и наёмного работника, надо опосредовать - по признаку эквивалентного обмена - с целым (нацией). Интерес нации в явном виде - соблюдение принципа эквивалентного обмена по отношению к ней самой. Это означает, что отчуждение права собственности (для наёмного работника - на рабочую силу, для собственника средств производства - на средства производства) обосновывается не на абстрактном «рынке», а реальным получением эквивалента стоимости от нации. В отношении средств производства нужно учитывать не только амортизацию, но и «прибавочную стоимость», в отношении рабочей силы не только заработную плату, но и «общественные фонды потребления». Практически идеальным средством для этого является акционерная форма частной собственности (не говорил ли об этом Маркс лет, эдак,130 назад?). С точки зрения нации (целого) собственник средств производства получает эквивалент их стоимости не в какой-либо очной (или заочной) сделке, а в процессе простого функционирования этих самых средств производства, и этот момент чётко фиксируется суммой амортизации и прибыли. И нации это даёт «железобетонное» основание - нет, не на экспроприацию, а на постепенное изменение (расширение) права собственности в пользу того, кто средство производство применяет - своими знаниями и трудом - наёмного работника. (Слышу раздражённое элитарное ворчание: «А свободу куда, а либеральные ценности?» У Российской Свободы - миллионы крыльев, а ваш «дельтоплан» не летит чего-то.) Такой порядок де-факто вносится «выслугой лет», «собственностью наёмного персонала» и т.д. Наёмный работник, получая акции, вместо того, чтобы долбить каской об асфальт, начнёт думать о производительности труда, а собственник, вместо золотого унитаза, озаботится эффективностью управления. И в любой из этих фигур начнёт просматриваться Человек, приступивший (пора бы) к «снятию самоотчуждения». Это первый шаг. Второй - технологический, который как раз и станет возможным - мотивация к «инновационному поведению» появится. Вот и посмотрим, каково оно на деле, «право наций на самоопределение». Правовая сторона вопроса обеспечена Конституцией - равноправием форм собственности. «Внедрять» ничего не потребуется, достаточно не мешать сознательно. Конкуренция всё расставит на свои места. Не станет ли «проклятое потребительство» умеренным и второстепенным? |
|
|
15.12.2008, 14:56
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 219 Регистрация: 30.11.2008 Пользователь №: 1381 |
Приватизация 90-х - статика. (По сути, в оперции «прыжок через пропасть в два прыжка» это был подготовительный этап - «завязывание глаз» (да и «ног»)).
Нам нужна динамика. Искомое - не состояние («собственник» или «наёмный работник»), а постоянный переход из этих «крайних точек» самоотчуждения в нормальный человеческий вид. Родовая реабилитация человека. Капитал - от первоначального накопления до «высот» глобализации - перемещается «внутрь» человека и выполняет свою действительно цивилизаторскую функцию. Назвать это можно ассоциированием. Хочешь быть сверх-богатым - прилагай сверх-усилия, развивай сверх-способности. Не хочешь быть «Буратино» - бери на себя ответственность за собственность, побуждай к активности окружение. Частная собственность на средства производства воспроизводит различие между людьми - собственника и наёмного работника. Ассоциированная (общественная) собственность на средства производства преодолевает различие, восстанавливает тождество (единство, целое). С позиций «крайних точек» - собственника и наёмного работника - критерия восстановления человеческой сущности как бы не существует: либо диктатура пролетариата, либо Модерн (рискну это утверждать). Безысходность с признаками отчаяния побуждает искать выход. И какой выход? Развитие? Постмодерн? Марксизм, возможно, оказался плохим «рулём», но как «компас» он вполне исправен. Нужно убрать из-под него «топор» атеизма - и на месте пролетария возникнет живой современник, ищущий и распятый. Ориентир, или критерий, Развития во многом «укутан» религиозными одеждами. Сокровенное нельзя оголять. Политэкономический дискурс, на мой взгляд, может быть и полезен, и своевременен. Критерий ассоциирования становится понятен при ответе не на вопрос «что делать?», а «чего хотим?» «Точка сборки» достигается экономическими средствами, а сами «сборщики» - живущие поколения. Забегая вперёд, отмечу, что ассоциированный капитал, в отличие от частного, целью своего существования полагает вовсе не прибыль, а расширение своей «переменной» части. В этом обстоятельстве - все решения всех проблем. От России ждут ответа. Что скажем, братья? P.S. Упаднический и весьма показательный вопрос «И кто же всё это будет делать?» мог бы осветить, и при желании - вполне основательно, сам Сергей Ервандович. Соответствующие технологии стали «притчей во языцех» и даже при минимальной поддержке уставшей нации успех более чем вероятен. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 24.12.2024, 1:58 |