Не элитарные записки или "Где искать Золотой ключик?" |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Не элитарные записки или "Где искать Золотой ключик?" |
14.12.2008, 19:00
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 219 Регистрация: 30.11.2008 Пользователь №: 1381 |
Как «экспроприация экспроприаторов» соотносится с принципом эквивалентного обмена? Никак. Отсюда и «диктатура пролетариата». К отрицанию отрицания мы оказались не готовы.
«...разделение труда и частная собственность, это - тождественные выражения: в одном случае по отношению к деятельности говорится то же самое, что в другом - по отношению к продукту деятельности» (К. Маркс, Ф. Энгельс, «Немецкая идеология»). Тождество и различие - «качели» Мирозданья. Целое разделяется на части, которые приобретают новые качества, и снова соединяются в Целое. Такое же, плюс опыт. Какой же опыт мы приобрели за несколько десятков веков? «Человеческие атомы» хотят объединиться, но «чего-то не хватает». Условия объединения должны быть такими, чтобы каждый индивидуальный опыт не был обесценен, чтобы накопленное (и не только «на небесах») было учтено и соотнесено с этим опытом. Политическая экономия даёт возможность понять эти условия. Части - люди, целое - человечество (этап - нации, государства). Люди разделены на собственников средств производства и наёмных работников (примем на время такое «неэлитарное» упрощение). Вопрос: может ли целое иметь интересы, отличные от интересов любой из частей? Вопрос риторический. Интерес собственников средств производства - максимальная прибыль, интерес наёмных работников - максимальная заработная плата. В «Капитале» исчерпывающе объяснено, что интересы сии - антагонистичны. Целое (нация) сможет уцелеть (по Марксу), если одна из частей представит свои интересы в качестве всеобщих. Это - безупречная «выжимка» из исторического опыта. Атеистический «капкан» («бытие определяет сознание») цепко держит мысль подальше от запретных сфер. (Архонты не дремлют.) «Синергетическая форточка», или широкие двери Веры, позволяют предположить другой ответ: целое помещает противоречие в каждую часть, интересы сплавляются «внутри» каждого человека. К А К ? Принцип эквивалентного обмена - стержень «классового реактора». Антагонистов, собственника и наёмного работника, надо опосредовать - по признаку эквивалентного обмена - с целым (нацией). Интерес нации в явном виде - соблюдение принципа эквивалентного обмена по отношению к ней самой. Это означает, что отчуждение права собственности (для наёмного работника - на рабочую силу, для собственника средств производства - на средства производства) обосновывается не на абстрактном «рынке», а реальным получением эквивалента стоимости от нации. В отношении средств производства нужно учитывать не только амортизацию, но и «прибавочную стоимость», в отношении рабочей силы не только заработную плату, но и «общественные фонды потребления». Практически идеальным средством для этого является акционерная форма частной собственности (не говорил ли об этом Маркс лет, эдак,130 назад?). С точки зрения нации (целого) собственник средств производства получает эквивалент их стоимости не в какой-либо очной (или заочной) сделке, а в процессе простого функционирования этих самых средств производства, и этот момент чётко фиксируется суммой амортизации и прибыли. И нации это даёт «железобетонное» основание - нет, не на экспроприацию, а на постепенное изменение (расширение) права собственности в пользу того, кто средство производство применяет - своими знаниями и трудом - наёмного работника. (Слышу раздражённое элитарное ворчание: «А свободу куда, а либеральные ценности?» У Российской Свободы - миллионы крыльев, а ваш «дельтоплан» не летит чего-то.) Такой порядок де-факто вносится «выслугой лет», «собственностью наёмного персонала» и т.д. Наёмный работник, получая акции, вместо того, чтобы долбить каской об асфальт, начнёт думать о производительности труда, а собственник, вместо золотого унитаза, озаботится эффективностью управления. И в любой из этих фигур начнёт просматриваться Человек, приступивший (пора бы) к «снятию самоотчуждения». Это первый шаг. Второй - технологический, который как раз и станет возможным - мотивация к «инновационному поведению» появится. Вот и посмотрим, каково оно на деле, «право наций на самоопределение». Правовая сторона вопроса обеспечена Конституцией - равноправием форм собственности. «Внедрять» ничего не потребуется, достаточно не мешать сознательно. Конкуренция всё расставит на свои места. Не станет ли «проклятое потребительство» умеренным и второстепенным? |
|
|
16.12.2008, 15:19
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 219 Регистрация: 30.11.2008 Пользователь №: 1381 |
Тяжёлая и запущенная, но излечимая болезнь человечества - «белая гордячка». Здоровых нет, разница лишь в степени осознания диагноза каждым человеком. В профилактории «Земля» могут применяться различные способы лечения, основной - розги. Возможна и терапия - как только пациент станет вменяемым.
Существует и другой, «технический», ракурс. Каждая историческая эпоха даёт для «проработки» определённую грань накопленного опыта - с учётом «ментальной оснастки» и материальных средств воздействия (друг на друга и на окружающую среду). Рациональным поиском можно вычислить «путь наименьшего сопротивления», сделать шаги в требуемом направлении, но определить начальный и конечный пункты Истории «изнутри» невозможно в принципе. Для этого нужны не рациональные, а какие-то другие инструменты. Поиск в этом направлении также идёт постоянно. Логично предположить, что существует некий синтез того и другого. (В этом ряду, на мой взгляд, вместе с марксизмом, стоит «школа целостного анализа», «Кургинян», некоторые «эзотерические» направления...) Продолжим. Надо показать, как ассоциированный капитал становится необходимым следствием капитала частного. В марксизме (и не только в марксизме) собственность не определена как мера удовлетворения потребностей. Такое определение становится возможным при рассмотрении процесса возникновения самосознания. Самосознание и становится исторически первой «мерой удовлетворения потребностей» - формой собственности. В соединении с насилием (отношением господства и подчинения), собственность начинает самостоятельное шествие по истории. (Через несколько тясячелетий Маркс найдёт «людей, обладающих сознанием и имеющих определённую телесную организацию».) Капиталистическая частная собственность наполняет «меру» наёмного работника ценой рабочей силы, «меру» собственника - массой прибавочной стоимости. Диктатура пролетариата выступает единственно возможным способом изменить это плачевное состояние. «Века капиталистической муштры» не состоялись - «случился» Советский Союз. Для обоснования появился тезис «о возможности победы соц. революции в одной, отдельно взятой, стране». Государство выступало как совокупный капиталист, все остальные - как наёмные работники. «Слепые» эксперименты с «мерой удовлетворения потребностей» (бесплатные образование и здравоохранение, дешёвые жильё и продовольствие и т.д.) привели к тому, что имеем. Из марксизма «жрецы» не сумели «выжать» «социалистический способ производства». Возможен ли он? Процессы концетрации и централизации капитала позволили Марксу зафиксировать тенденцию к относительному увеличению «постоянной» части капитала и «тенденцию средней нормы прибыли к понижению». («Глобализация» это только подтверждает.) Позже, в акционерной форме Маркс пророчески увидел «отрицание капиталистической частной собственности». Для самосохранения капиталу необходимо расширение производительного потребления. Расширенное воспроизводство предполагает вложение части прибыли в капитал. Выраженная математически, эта операция (увеличение «постоянной» части) неотличима от эквивалентного обмена капитала со «средой». (Амортизация плюс часть прибыли равно новому средству производства.) Последний «штрих» - необязательность намерения приобрести средство производства. «Свобода» собственника средств производства находит зримый предел в условии самоосознания «среды». (Мы, Российский народ...) Акционерная форма даёт предпосылку такого самоосознания - в каждом человеке может быть совмещён и собственник, и наёмный работник. «Среда» - это нация, человечество. «Рынок» - «досознательная» групповая рефлексия. Ассоциированный капитал имеет колоссальное преимущество (перед частным) - все виды противоречий (движущих сил!) находятся в каждом человеке. Возможностей для Развития - дух захватывает. Повторим критерий ассоциирования: наёмный работник через строго определённое время получает возможность и право (через акции) участвовать во владении, распоряжении, пользовании применяемыми им средствами производства. (Спецификация прав собственности «прилагается».) Строго определённое время - это личное «первоначальное накопление», период «родовой реабилитации». Фиксируется это время фактом достижения суммой амортизации и прибыли стоимости средства производства (естественно, в расчёте на конкретного человека). У России - колоссальный, бесценный исторический опыт. Наше «возвращение» сопряжено с ожиданием мира - «ну, как туда попасть, на тот берег?» |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 24.12.2024, 2:24 |