"Суд времени" - урок истории, Попытка осознать уроки, преподнесённые "Судом времени" |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
"Суд времени" - урок истории, Попытка осознать уроки, преподнесённые "Судом времени" |
8.1.2011, 17:45
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 148 Регистрация: 15.11.2009 Из: Пенза Пользователь №: 1647 |
Передача «Суд времени» - это гражданский подвиг Сергея Ервандовича Кургиняна и всей команды, которая помогала ему готовиться и сниматься в этом изнурительном полугодовом марафоне! Огромное Вам всем спасибо за это!
Но эта передача — не только мощная общественно-политическая акция. Это ведь и излюбленный прием творческого научного метода СЕК: осуществить информационное воздействие и — отследить реакцию, проанализировать ее и понять - что происходит. Уверен, что впоследствии будет книга. Основанная и на обсуждениях в этом форуме, и форуме 5-го канала, и на тех тысячах писем, которые получает СЕК, и еще на множестве открытых только Сергею Ервандовичу сигналах, поступающих с разных сторон. Боюсь, в ней будет много разочарований... Но надеюсь, что что-то важное и необходимое для нас всех, для судьбы нашей Родины — тоже будет! А сейчас я предлагаю провести некий — весьма предварительный и неполный — анализ произошедшего. Пользуясь абсолютно доступными всем средствами — средствами интернета. Зачем это нужно? Да чтобы понять: не тешим ли мы себя иллюзиями, навеянными итогами голосования в передаче, имеет ли передача сколько-нибудь существенные (объективно) последствия, и что, в конце концов, со всем этим делать дальше... Для начала — некоторые исходные посылки: 1. Цель нашего анализа — определение социального эффекта программы «Суд времени», то есть того отклика, который получила передача у наших сограждан. 2. Предмет анализа — активные интересы населения страны. 3. Объект анализа — интернет-аудитория. Интернет аудитория может рассматриваться как вполне соответствующая нашим целям выборка (хоть и не вполне репрезентативная) по отношению к жителям страны. Она несколько отличается от генеральной совокупности (жители России) по поло-возрастным характеристикам: соотношение мужчины-женщины в интернете 55/45% в отличие от населения в целом 48/52%, в ней бОльшая, чем в стране, доля молодежи от 18 до 35 лет - 56% против 29%, людей среднего возраста 35-54 лет практически одинаково — 40 и 45% соответственно, и значительно меньше людей старше 55 лет — 4 против 27%. Но это как раз говорит о том, что интернет-аудитория представляет собой более активную часть общества, которая, собственно, нам и интересна. Подтверждается это и тем, что у интернет-аудитории в целом выше образовательный уровень, выше квалификация и доход. Подробности можно посмотреть здесь: http://bd.fom.ru/report/map/int_m_n3_2007 Кроме того, интернет-аудитория представляет собой настолько обширную выборку, о которой никакой социолог и не мечтает — интернет-пользователей в России порядка 60 млн. человек! (см. http://skobelev.ru/?m=201008 или http://lenta.ru/news/2010/07/28/users/) 4. Метод анализа — изучение поискового поведения интернет-аудитории России. Смысл такого подхода в том, что по поисковым запросам мы как раз и увидим интересы (ищут то, что интересно!). Безусловно, часть своих интересов интернет-пользователи фиксируют с помощью закладок, не обращаясь повторно к поисковым системам, но этим обстоятельством можно пренебречь, поскольку оно является постоянно действующим фактором и в целом на динамике отслеживаемых процессов не скажется. 5. Инструментарий — предоставляемый рядом поисковых систем сервис «Статистика поисковых запросов» (поскольку этот инструмент создан для рекламодателей с целью подбора слов, которыми нужно насыщать контекстную рекламу для ее легкого нахождения, этот сервис называется также — «Подбор слов», «Статистика ключевых слов»). Воспользуемся таким сервисом, предоставляемым Яндексом, поскольку эта поисковая система является самой применяемой в России — 54.8267% пользователей (см. http://www.seop.ru/se_ratings.html), кроме того, этот сервис весьма удобен и предоставляет много возможностей для анализа (динамика месячная и недельная за длительный период, связанные поисковые запросы). Есть один «минус»: статистика предоставляется сервисом с двухнедельной задержкой... Надежность и достоверность работы сервиса проверена мною уже не одним годом его использования. Сервис Яндекса: http://wordstat.yandex.ru/. (На сервисе вы сможете проверить цифры, которые далее будут приводиться, самостоятельно посмотреть более подробно или провести самостоятельный анализ). 6.Выборка для нашего анализа в результате представляет собой совокупность российских интернет-пользователей, использующих поисковую систему Яндекс и составляет порядка 33 млн. человек. (Русскоязычными зарубежными интернет-пользователями также приходится пренебречь, поскольку никакой статистики по этому поводу не нашлось...). Приступим... |
|
|
8.1.2011, 17:49
Сообщение
#2
|
||
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 148 Регистрация: 15.11.2009 Из: Пенза Пользователь №: 1647 |
Часть 1. Интерес к передаче «Суд времени».
Поисковые запросы «Суд времени» появились в марте-апреле 2010 года (причина этого мне неизвестна; но, поскольку до начала выхода передачи (19 июля 2010) количество таких запросов незначительно, этим обстоятельством можно пренебречь). Динамика роста количества таких запросов показывает, что интерес к передаче неуклонно рос на протяжении всего времени её показа. Рост практически линейный (помесячная статистика): Период кол-во запросов Этот факт показывает, что как минимум передача себя не исчерпала. Если бы вопрос о продолжении/прекращении этой работы решался исходя из интересов зрителей, то закрытие передачи следовало бы связывать с падением интереса к ней. Понятно, что мотивы прекращения проекта были иными... (Интересующиеся могут посмотреть на сервисе понедельную динамику, распределение запросов по регионам и даже странам, количество иных запросов, содержащих словосочетание «суд времени», например, «суд времени кургинян», кстати, если учесть такие запросы, то их всех вместе практически в 2 раза больше, чем простой запрос «суд времени» - за последний месяц 70922). Но является ли такая динамика и такое количество запросов чем-то значимым? Сравним показатели по передаче, которая шла на 5-м канале до «Суда времени» - «Свобода мысли» (запрос - свобода мысли). ноябрь 2009 1695 декабрь 2009 1898 январь 2010 1957 февраль 2010 2170 март 2010 6217 апрель 2010 6163 май 2010 8359 июнь 2010 4422 июль 2010 2747 август 2010 1549 Из таблицы видно, что за полугодовую (с марта по июль 2010) историю существования эта передача («политическая», на том же канале в то же время — идеальный объект для сравнения!) даже на пике интереса (май 2010) была в несколько раз (4,3) менее востребована, чем «Суд времени»! А если вычесть из количества запросов среднее значение по предыдущему периоду (людей ведь интересовала не только передача с таким названием, но и собственно понятие «свобода мысли»), которое составляет 1400, то эта цифра составит 5,2 раза. Давайте сравним с другими передачами, «схожими» по направленности и формату: «Честный понедельник» - пиковое значение 7 554... «Час суда» - пиковое значение 19 845... «Поединок» Соловьева 1 канал (по запросу «поединок» сравнить трудно — есть еще и «Кулинарный поединок», да и множество других, поэтому сравниваем по запросу «поединок соловьев») - похожая динамика, но максимальное значение пока 14 283... «Специальный корреспондент» (программа выходит с 2002 года, имеет свой сайт, точнее — доменное имя, выводящее на страницу на сайте канала Россия) — пиковое значение 21 096... «Судите сами» 1 канал — 5 529... Можно продолжить. Но думаю, что уже достаточно информации, чтобы сделать вывод о том, что передача «Суд времени» получилась весьма незаурядной и вызвала соответствующий незаурядный зрительский интерес, оказалась более востребованной, чем «раскрученные» передачи-«аналоги» на основных каналах ТВ. В бочку мёда придется добавить ложку дёгтя... «Человек и закон» - пиковое значение около 200 000, в последние месяцы более 50 000... «Контрольная закупка» - пиковое значение 40 594. «Модный приговор» - 56 351. «Кто хочет стать миллионером» — 150 000. «Лёд и пламень» - около 300 000. «Большая разница» - около 300 000. «Камеди Клаб» - около 500 000. «Жди меня» - более 800 000. «Счастье есть» - 1 000 000. «КВН» — около 1 000 000. «Наша Раша» - до 1 500 000. И, наконец, рекордсмен: «Дом-2» - БОЛЕЕ 3 000 000!!! На этом фоне интерес к истории, к судьбам страны, как основе нынешних судеб (передача «Суд времени») выглядит весьма незначительным... Желание подглядывать в замочную скважину во сто крат больше! В связи с этим любопытно посмотреть: а какова вообще структура интересов интернет-пользователей? Не претендуя даже в малой степени на достаточную полноту и структурированность такого анализа — эскизно — посмотрим на статистику поисковых запросов по ряду тем (как и выше, цифра означает максимальное месячное значение количества запросов). Блок «житейских» запросов: здоровье 1 528 950 медицинские услуги 47 640 медицинская помощь 131 219 народная медицина 107 014 массаж 923 169 кулинария 309 531 рецепты 7 213 748 вязание 2 487 824 своими руками 8 708 006 полезные советы 42 620 стиральная машина 791 958 автомобиль 6 730 449 бытовая техника 680 142 сотовый телефон 630 150 Радует высокий интерес к самостоятельной деятельности (вязание, своими руками, рецепты). Это можно расценивать как резерв выживаемости ( )! Потрясает интерес к автомобилям — значит, еще не всё так плохо, по крайней мере, в сознании интернет-пользователей. Блок «мировоззренческих» запросов: православие 203 882 христианство 165 372 католицизм 19 923 мусульманство 11 060 иудаизм 34 330 буддизм 118 167 Интерес к этим темам, вероятнее всего, связан с процессом обучения — школьники и студенты пишут рефераты... Это четко видно по сезонным провалам в количестве запросов: летом они значительно ниже. Поэтому, чтобы увидеть НЕвынужденный интерес, нужно ориентироваться на летние цифры, а они таковы (по нижнему значению лета 2010 г.; правее — процент падения от максимума): православие 121 978 40,17 христианство 40 294 75,63 католицизм 5 260 73,6 мусульманство 4 798 56,62 иудаизм 2 821 91,78 буддизм 30 769 73,96 Наименьшее (и существенно!) летнее падение у интереса к православию. Наверное, так и должно быть в исторически православной в основной массе населения стране... Хотя, если считать, что все эти запросы сделаны разными людьми, то их доля от всей массы выборки (33 млн.) составит — 0,37 процента!... Конечно, надо понимать, что применяемая нами методика позволяет оценить только соотношения интересов. Такая «лобовая» количественная оценка не корректна. Чтобы приблизиться к какой-то количественной оценке, нужно проработать максимально возможное количество запросов по тематике... Продолжим. Самое «убойное» (вполне «мировоззренческое»): Эротика 2 814 332 Секс 11 272 152 Порно 43 207 064 (ЖЁСТКО!!!) Комментарии излишни... Но всё же прокомментирую: интерес к «порно» в 354 раза превышает интерес к православию!... А вот интерес к гороскопам — только в 10 раз, к гаданию — в 18 раз! (см. ниже) гадание 2 336 982 (январский пик 2009 г. - Святки) астрология 96 136 нумерология 92 174 гороскоп 4 326 335 Какое-то средневековое мракобесие... Столь высокий интерес к гороскопам позволяет предположить, что будущее всё же волнует наших сограждан. Но вот способ прогнозирования - «волшебный»! Гороскоп подскажет! И не надо никаких мозговых усилий. Ведь о чём была передача «Суд времени», как не о будущем, основанном на прошлом? Но интерес к ней в 120 раз ниже, чем к гаданиям! Блок «общественно-политических» запросов: Давайте посмотрим, а каков интерес к общественно-политическим учениям и явлениям. Сразу необходимо учесть, что интерес к этим вопросам также связан с учебным процессом, поэтому — в первом столбце цифры максимальные, во втором — летнего падения 2010 года, и в третьем — процент этого падения. коммунизм 67 958 14 043 79,34 социализм 63 036 11 491 81,77 либерализм 44 588 5 778 87,04 демократия 147 641 21 379 85,52 терроризм 134 768 24 741 81,64 коррупция 127 012 51 753 59,25 Наименьшие потери интереса у запроса «коррупция». Вполне актуально! Но вот уровень актуального интереса к таким темам, как «коммунизм» и «социализм» достаточно низок (относительно житейских тем, и даже интереса к передаче «Суд времени»). В этой связи примечателен интерес к СССР: СССР 1 181 813 544 395 53,94 Уровень летнего падения интереса к этой теме самый низкий при очень высоком количестве запросов (сравнимо с количеством запросов «здоровье»). О чём это может свидетельствовать? Гипотеза: сильны иждивенческие настроения - «Хотим обратно в СССР, а что там — коммунизм, социализм, демократия — неважно!». Вывод по части первой Передача «Суд времени» - слабый лучик света в тёмном царстве, который настырно пробивался сквозь замутненное тягой к развлечениям и мракобесиями стекло мировоззрения наших сограждан к их разуму и побуждал к нелегкому труду мышления... Увы — угас!.. (Простите за литературщину...) Сообщение отредактировал ВикторОс - 8.1.2011, 18:16 |
|
|
||
Текстовая версия | Сейчас: 22.12.2024, 14:35 |