Прогресс и развитие, Вопросы в связи с темой прогрессорства в романах Стругацких |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Прогресс и развитие, Вопросы в связи с темой прогрессорства в романах Стругацких |
23.1.2011, 14:11
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2036 Регистрация: 1.8.2010 Пользователь №: 1892 |
Многие из нас зачитывались романами братьев Стругацких. Время прошло, мы изменились, ещё больше изменилась жизнь вокруг нас, изменилась нравственная атмосфера в обществе.
На форуме "Кургинян в проограмме "Суд времени"" вопросы, обсуждавшиеся в романах, вдруг обозначились с неожиданной остротой. Естественно, вскрылись глубокие философские и мирововззренческие связи этих вопросов практически со всеми актуальными вопросами нашей жизни. Один из вопросов - соотношение между понятиями "развитие" и "прогресс". Именно понятиями, а не терминами, применяемыми в самых разных сферах. Вслед за этим - и вопрос об осознанном способствовании прогрессу в другой цивилизации. Инопланетной, или тмутараканской - несущественно, как многим кажется. Приглашаю высказываться. Желательно посты с других веток копировать сюда - для пущей актуализации дискурса. Успешного обсуждения! Сообщение отредактировал Виноградов - 23.1.2011, 14:12 |
|
|
23.1.2011, 14:25
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 307 Регистрация: 18.10.2010 Пользователь №: 2075 |
Многие из нас зачитывались романами братьев Стругацких. Время прошло, мы изменились, ещё больше изменилась жизнь вокруг нас, изменилась нравственная атмосфера в обществе. На форуме "Кургинян в проограмме "Суд времени"" вопросы, обсуждавшиеся в романах, вдруг обозначились с неожиданной остротой. Естественно, вскрылись глубокие философские и мирововззренческие связи этих вопросов практически со всеми актуальными вопросами нашей жизни. Один из вопросов - соотношение между понятиями "развитие" и "прогресс". Именно понятиями, а не терминами, применяемыми в самых разных сферах. Вслед за этим - и вопрос об осознанном способствовании прогрессу в другой цивилизации. Инопланетной, или тмутараканской - несущественно, как многим кажется. Приглашаю высказываться. Желательно посты с других веток копировать сюда - для пущей актуализации дискурса. Успешного обсуждения! Мне кажется, есть вполне универсальный критерий блага – оптимальное существование общества (и его членов) с точки зрения выживания и комфорта. Прогрессорство у Стругацких как раз в этом смысле. Такое отношение более устойчивой цивилизации к менее - законно, допустимо и необходимо. Прогресс, по-моему, и есть движение по шкале устойчивости - рост популяции и её возможностей противостоять угрозам. Цитата Я всё-таки настаиваю на том, что различие между социализмом и капитализмом кроется в первую очередь в нравственном наполнении этих понятий. Я согласен. Капитализм - общество для меня за счет остальных, а коммунизм (социализм) - общество для всех. Сообщение отредактировал kurinn - 23.1.2011, 14:29 |
|
|
23.1.2011, 14:51
Сообщение
#3
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2036 Регистрация: 1.8.2010 Пользователь №: 1892 |
Мне кажется, есть вполне универсальный критерий блага – оптимальное существование общества (и его членов) с точки зрения выживания и комфорта. Прогрессорство у Стругацких как раз в этом смысле. Такое отношение более устойчивой цивилизации к менее - законно, допустимо и необходимо. ... Прогресс, по-моему, и есть движение по шкале устойчивости - рост популяции и её возможностей противостоять угрозам. ... "Оптимальное существование с точки зрения выживания и комфорта" - не тот ли самый обмен "первородства на чечевичную похлёбку"? И кроме того - "решающий аргумент", по-моему. Тогда - по Вашему определению - любой империализм есть явление прогрессивное? |
|
|
23.1.2011, 16:58
Сообщение
#4
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 307 Регистрация: 18.10.2010 Пользователь №: 2075 |
"Оптимальное существование с точки зрения выживания и комфорта" - не тот ли самый обмен "первородства на чечевичную похлёбку"? И кроме того - "решающий аргумент", по-моему. Тогда - по Вашему определению - любой империализм есть явление прогрессивное? «Первородство на чечевичную похлебку» - отказ от собственной гордости. Я вижу это так. Справедливость – обязанность получившего преимущество подтягивать остальных к своему уровню, распространять на них это преимущество, делать его общим достоянием. «Похлебка» - нежелание это преимущество получать, стремление оставаться в подчиненном положении. "Оптимальное существование с точки зрения выживания и комфорта" – универсальная формула, позволяющая корректировать свое воздействие прогрессору, не слишком вникая в тонкости морально-нравственных норм. Такое состояние – шанс подвергающихся прогрессорству совершить в свое время выбор: «первородство» или «похлебка». Империализм - стремление объединить под своим руководством. Прогрессивность его зависит от устойчивости объединяемых систем, их выживания и комфорта. Упрощенный пример прогрессивного империализма: США поглотило Россию, сделав её частью своей территории, а жителей – своими полноправными гражданами, распоряжающимися общими ресурсами. |
|
|
23.1.2011, 17:13
Сообщение
#5
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 504 Регистрация: 13.10.2010 Пользователь №: 2058 |
«Первородство на чечевичную похлебку» - отказ от собственной гордости. Я вижу это так. Справедливость – обязанность получившего преимущество подтягивать остальных к своему уровню, распространять на них это преимущество, делать его общим достоянием. «Похлебка» - нежелание это преимущество получать, стремление оставаться в подчиненном положении. "Оптимальное существование с точки зрения выживания и комфорта" – универсальная формула, позволяющая корректировать свое воздействие прогрессору, не слишком вникая в тонкости морально-нравственных норм. Такое состояние – шанс подвергающихся прогрессорству совершить в свое время выбор: «первородство» или «похлебка». Империализм - стремление объединить под своим руководством. Прогрессивность его зависит от устойчивости объединяемых систем, их выживания и комфорта. Упрощенный пример прогрессивного империализма: США поглотило Россию, сделав её частью своей территории, а жителей – своими полноправными гражданами, распоряжающимися общими ресурсами. Это у Вас такой юмор? Или Вы где-то наблюдали этот самый пример "прогрессивного империализма"? И не надейтесь! |
|
|
23.1.2011, 17:29
Сообщение
#6
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 3534 Регистрация: 27.5.2006 Из: Москва Пользователь №: 1444 |
|
|
|
23.1.2011, 18:38
Сообщение
#7
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2036 Регистрация: 1.8.2010 Пользователь №: 1892 |
... Тара! Спасибо за ссылку статью Межуева, из которой я попал на беседу А.Неклессы, Б.Межуева, и С.Черняховского. Вот это - очень интересно. Конечно, невооружённым глазом видна антисоветская и антикоммунистическая риторика Б.Межуева и - особенно - А.Неклессы. Но - таковы правила игры в нынешней демократической России... Далее - несколько заметок по тексту "беседы". Почему на рубеже 1960-х и 1970-х годов по "таинственной" причине прогресс перестал быть религией миллионов? Стругацкие дают некоторую возможность разобраться с этим. Но отнюдь - не дают "все ответы на все вопросы". Тем они и глубоки, в частности. Хотя насчёт "плоского текста" - не буду спорить. Не знаток. Но взгляды Б.Межуева мне примерно ясны, ничего нового я не увидел. Хотя не пропускаю возможности лишний раз прочесть его текст, поэтому ознакомился. Мне больше запомнятся слова С.Черняховского - и я с удовольствием ретранслирую один фрагмент: "..Не был "Остров" антисоветской утопией. Распространившаяся в известных обстоятельствах трактовка мира "Обитаемого острова" как злой пародии на СССР сама по себе требует особого склада ума, особого компонента: злобу и неприязнь к тому обществу. И ещё - готовность в любом описании отрицательного начала видеть намёк на отторгаемую действительность. То есть это тип сознания, предрасположенный в той современности видеть тёмные пятна и быть уверенным, что и остальные озабочены исключительно неприязнью к советской действительности и замаскированным издевательствам над ней." Далее. Ваше неприятие прогрессорства как вмешательства в дела чуждой цивилизации вполне понятно. В пьесе "IZНЬ", как я понял, речь уже не столько о текстах Стругацких и смысле их произведений, сколько о параллелях с реформаторством Гайдара. То есть мы спорили о разном. И известный Вам окрик: "Да разобрались уже! Сколько можно?" - как обычно, уводит в сторону. Но, с другой стороны, и Ваше замечание "о роли собственных приятных мечтаний в общей русской судьбе" - тоже существенно. Я приму его к сведению. Но на Ваш риторический вопрос: "А то вы следующее двадцатилетие, вроде, наметились провести в очередных абстрактностях?" - отвечу: "Теперь это - не Ваше дело. Моё следующее пятилетие и - если Бог даст - десятилетие или двадцатилетие - это моё дело." |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 11.1.2025, 21:55 |