Полдень Быка, Ефремов, христианство, капитализм и фашизм |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Полдень Быка, Ефремов, христианство, капитализм и фашизм |
10.9.2010, 0:53
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 840 Регистрация: 17.12.2008 Пользователь №: 1392 |
Честно говоря, хотел больше не возвращаться сюда. Но листая последнюю кургиняновскую работу обратил внимание. Кургинян в заключении "Исава и Иакова" обращается к роману Ивана Антоновича Ефремова "Час Быка". "Герои «Часа Быка» летят на звездолете «Темное Пламя» (уже интересно, не правда ли? «Черное солнце»... «темное пламя»... ) через... в общем, через некую границу той самой расширяющейся Вселенной, которую мы уже обсудили. Если есть граница, то за нею должна быть Тьма. Ну, так она и есть. Вот как ее описывает Ефремов: «Начала наползать тьма. Это не был ночной мрак Земли, наполненный воздухом, запахами и звуками жизни. И не мрак космического пространства, чернота которого всегда подразумевает необъятный простор. На звездолет ползло нечто, не поддающееся чувствам и разуму, не наделенное ни одним из привычных человеку свойств, не поддающееся даже абстрактному определению. Это было не вещество и не пространство, не пустота и не облако. Нечто такое, в чем все ощущения человека одновременно тонули и упирались, вызывая глубочайший ужас». Ты, наверное, помнишь, читатель, строки Киплинга: И мы бежали что есть сил От ужаса в ночи! Недосказанность – великое преимущество подлинной литературы вообще и поэзии в первую очередь. Но нет преимуществ, не порождающих недостатков. Киплинг говорит всего лишь об ужасе в ночи. Для того, кто обладает поэтическим и метафизическим слухом, ясно, о какой ночи (Великой Тьме) идет речь и о каком ужасе. Но ведь не все обладают и поэтическим слухом. А уж метафизическим-то тем более. И кто-то пожмет плечами... Скажет, что речь идет об обычной ночи и обычном человеческом страхе, ею порожденном. Итак, Киплинг не договаривает по соображениям художественным. Да и не знаком он с постэйнштейновской физикой. А Иван Ефремов и договаривать не боится, ибо ему терять в художественном смысле, понятное дело, нечего. И с физикой постэйнштейновской он знаком. Иван Ефремов – очень интересная фигура. Архивы его до сих пор по-настоящему не осмыслены. Ну, так вот. Ефремов прямо говорит, что «антимир, черный мир, был назван учеными Тамасом, по имени океана бездеятельной энергии в древнеиндийской философии». Он о Тьме говорит, читатель, в полном метафизическом смысле этого слова. И о темной материи он говорит, и о темной энергии. И не он один обо всем этом говорит. Кто только не говорит, читатель!" Конечно, Ефремов говорит об антимире Тамоса, но не только о нём... Ефремов о нашем с вами времени говорит. Говорит из 1968 года. Это ведь удивительно, не правда ли? И главное, на мой взгляд, метафизики в романе Ефремова с гулькин нос. "Час Быка" слишком реалистическое произведение, чтобы в нём было место метафизическому. На один из аспектов его романа я уже указал на соседней ветке. Связанный с тотальной победой женского (частнособственнического) начала в истории развития человеческой цивилизации. Пассивного начала, которое начинает активно диктовать будущее цивилизации. Об этом Ефремов тоже говорит - надо только правильно его прочесть. Но эта тема была встречена в штыки и не получила продолжения. Вот ещё один аспект "Часа Быка" - апокалиптическое предчувствие Ефремовым краха христианской доктрины. Извините, что будет длинно. |
|
|
14.2.2011, 13:32
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 558 Регистрация: 22.5.2009 Из: Самарская обл. Пользователь №: 1503 |
Спасибо за наводку на "Час Быка", Ламанчский. На днях как раз закончил его чтение. И хочу сказать, что он интереснее "Туманности Андромеды". Общее впечатление таково, что образ "инферно" Ефремов частично списывал с тогдашнего СССР, тем самым показав его несовершенство, отдалённость от коммунистического идеала, который понимается как новая человечность, новый человек. Этим и взбесил номенклатурные духи... Ну и сам Запад конечно, олигархия... Некоторые тексты были прямо пророческими.
Почитаю ещё Ваши выкладки тут. А вообще зря конечно ушли с форума... Люди собачатся везде и всегда, надо прозревать мимо этого. I`ll-be-back-тесь! Сообщение отредактировал Bang - 14.2.2011, 13:33 |
|
|
14.2.2011, 14:50
Сообщение
#3
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2759 Регистрация: 16.3.2010 Из: Москва Пользователь №: 1719 |
Спасибо за наводку на "Час Быка", Ламанчский. На днях как раз закончил его чтение. И хочу сказать, что он интереснее "Туманности Андромеды". Общее впечатление таково, что образ "инферно" Ефремов частично списывал с тогдашнего СССР, тем самым показав его несовершенство, отдалённость от коммунистического идеала, который понимается как новая человечность, новый человек. Этим и взбесил номенклатурные духи... Ну и сам Запад конечно, олигархия... Некоторые тексты были прямо пророческими. Угу, как и Оруэлл 1984 тоже списывал с СССР, как нам усердно вдалбливали. На самом деле, Оруэлл писал про западное общество. Вот уж воистину, всяк понимет в меру своей испорченности, а испорченности современному российскому обществу не занимать - сами поделимся с кем угодно. Не надо делать из Ефремова этакого диссидента, навродя братьев Стругацких - это мелко, очень мелко, для такого цельного и преданного коммунистическому идеалу человека, как Ефремов. КАК Ефремов описывал недостатки советского общества можно ознакомиться тут: Иван Ефремов, Юрта Ворона: http://www.serann.ru/t/t882.html Ему для этого не требовались аллегории и фантазирование - писал так, как есть. Вам стоит почитать биографию Ефремова и то, что пишут о нем, чтобы понять, что Ефремову даже в голову бы не пришло писать гадости про СССР - он описывал капиталистическое общество. А номенклатурные духи взбесил он вовсе не тем, что якобы описывал недостатки социалистического общества, а как раз тем, что описывал недостатки капитализма, который эти самые "духи" уже возлюбили всей душой, а тут на тебе - такое раскрывание темы! Сообщение отредактировал Dana29 - 14.2.2011, 14:51 |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 24.12.2024, 5:05 |