Полдень Быка, Ефремов, христианство, капитализм и фашизм |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Полдень Быка, Ефремов, христианство, капитализм и фашизм |
10.9.2010, 0:53
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 840 Регистрация: 17.12.2008 Пользователь №: 1392 |
Честно говоря, хотел больше не возвращаться сюда. Но листая последнюю кургиняновскую работу обратил внимание. Кургинян в заключении "Исава и Иакова" обращается к роману Ивана Антоновича Ефремова "Час Быка". "Герои «Часа Быка» летят на звездолете «Темное Пламя» (уже интересно, не правда ли? «Черное солнце»... «темное пламя»... ) через... в общем, через некую границу той самой расширяющейся Вселенной, которую мы уже обсудили. Если есть граница, то за нею должна быть Тьма. Ну, так она и есть. Вот как ее описывает Ефремов: «Начала наползать тьма. Это не был ночной мрак Земли, наполненный воздухом, запахами и звуками жизни. И не мрак космического пространства, чернота которого всегда подразумевает необъятный простор. На звездолет ползло нечто, не поддающееся чувствам и разуму, не наделенное ни одним из привычных человеку свойств, не поддающееся даже абстрактному определению. Это было не вещество и не пространство, не пустота и не облако. Нечто такое, в чем все ощущения человека одновременно тонули и упирались, вызывая глубочайший ужас». Ты, наверное, помнишь, читатель, строки Киплинга: И мы бежали что есть сил От ужаса в ночи! Недосказанность – великое преимущество подлинной литературы вообще и поэзии в первую очередь. Но нет преимуществ, не порождающих недостатков. Киплинг говорит всего лишь об ужасе в ночи. Для того, кто обладает поэтическим и метафизическим слухом, ясно, о какой ночи (Великой Тьме) идет речь и о каком ужасе. Но ведь не все обладают и поэтическим слухом. А уж метафизическим-то тем более. И кто-то пожмет плечами... Скажет, что речь идет об обычной ночи и обычном человеческом страхе, ею порожденном. Итак, Киплинг не договаривает по соображениям художественным. Да и не знаком он с постэйнштейновской физикой. А Иван Ефремов и договаривать не боится, ибо ему терять в художественном смысле, понятное дело, нечего. И с физикой постэйнштейновской он знаком. Иван Ефремов – очень интересная фигура. Архивы его до сих пор по-настоящему не осмыслены. Ну, так вот. Ефремов прямо говорит, что «антимир, черный мир, был назван учеными Тамасом, по имени океана бездеятельной энергии в древнеиндийской философии». Он о Тьме говорит, читатель, в полном метафизическом смысле этого слова. И о темной материи он говорит, и о темной энергии. И не он один обо всем этом говорит. Кто только не говорит, читатель!" Конечно, Ефремов говорит об антимире Тамоса, но не только о нём... Ефремов о нашем с вами времени говорит. Говорит из 1968 года. Это ведь удивительно, не правда ли? И главное, на мой взгляд, метафизики в романе Ефремова с гулькин нос. "Час Быка" слишком реалистическое произведение, чтобы в нём было место метафизическому. На один из аспектов его романа я уже указал на соседней ветке. Связанный с тотальной победой женского (частнособственнического) начала в истории развития человеческой цивилизации. Пассивного начала, которое начинает активно диктовать будущее цивилизации. Об этом Ефремов тоже говорит - надо только правильно его прочесть. Но эта тема была встречена в штыки и не получила продолжения. Вот ещё один аспект "Часа Быка" - апокалиптическое предчувствие Ефремовым краха христианской доктрины. Извините, что будет длинно. |
|
|
15.2.2011, 1:48
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2759 Регистрация: 16.3.2010 Из: Москва Пользователь №: 1719 |
Банг, вы знаете правило "после того, не значит, вследствие того"?
Номенклатурные духи оклеветали Ефремова - он не писал столицу Торманса с "несовершенного СССР", для него это было просто бы кощунством. Если вы почитате Юрту Ворона, то там Ефремов критикует стяжательство или то, что Кургинян называет "чечевицей". Но Ефремов не считал это качеством советского человека, он считал это недостатком, недоделанностью, можно сказать, "родимым пятном капитализма". На то, что Ефремов не писал Торманс с несовершенного СССР указывает путь, которым звездолет попадает на Торманс - через абсолюную тьму, т.е. Торманс для Ефремова - это мир за гранью, антимир. Такого о Советском Союзе Ефремову подумать даже в голову бы не пришло - недостатки он критиковал, но изображать СССР как МИР АБСОЛЮТНОГО СТРАДАНИЯ??? Между прочим, даже Стругацким такое в голову не пришло, а уж Ефремов всяко не был "властителем московских кухонь". Я бы вам посоветовала почитать рассказы Ефремова - художественный стиль в них получше будет, чем в романах, да и идеи там достаточно неплохие. Во всяком случае, понимания Ефремова, на мой взгляд, они бы вам добавили, хотя, конечно, это дело вкуса. Сообщение отредактировал Dana29 - 15.2.2011, 1:55 |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 24.12.2024, 5:07 |