Введение в политэкономию |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Введение в политэкономию |
7.4.2009, 18:30
Сообщение
#1
|
||
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 80 Регистрация: 28.1.2009 Пользователь №: 1417 |
Письмо 1
Предисловие. Предмет политической экономии. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ - ЭТО НАУКА О ЗАКОНАХ РАЗУМНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ. Другие законы изучаются в рамках других наук, поэтому в рамки предмета политической экономии попадают способы производства общественной жизни как единства цели общественного развития и формы общественных связей. Всё остальное рассматривается постольку, поскольку человеческое общество является частью природы в целом и взаимодействует с ней. Капитал - центральное понятие политической экономии. С абстрактно общего определения капитала политическая экономия начинает и последовательно восходит к конкретно всеобщим определениям. АБСТРАКТНО ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАПИТАЛА Капитал - это самовозрастающий живой общественный организм. В предельно общем смысле капитал есть общественный организм, целесообразно и разумно воспроизводящий себя в расширенном масштабе. КАПИТАЛ - это богатство (благо, ценность, стоимость, полезность, достояние и т.п.) используемое как средство производства еще большего богатства. Капитал представляет собой общественно-полезное единство материальных и духовных факторов производства, где творческая сторона рабочей силы человека является системно образующим фактором. С позиций современного естествознания все ресурсы природы, включая рабочую силу человека, можно рассматривать как обобщенные источники мощности. Взятые сами по себе, они есть стихийные силы природы (сокрытые вещи, сокровища, вещи сами по себе), но не капитал. Взятые в единстве с разумной рабочей силой человека и используемые для своего возрастания, они суть капитал. Другими словами, мы можем определить капитал как единство всех природных ресурсов с разумной рабочей силой человека в процессе самовозрастания или как обобщенную мощность, направленную на производство еще большей мощности в общественно-полезной форме. Ценность обобщённой мощности как капитала определяется величиной и умением пользоваться, что в свою очередь зависит от количества знаний, уровня развития мышления и системы производственных отношений. Капитал не есть фактор производства наряду с другими факторами производства. Капитал есть единство всех факторов производства в процессе самовозрастания в общественно-полезной форме. ТРУД - это способ преобразования вещей самих по себе, то есть СОКРОВИЩ, в вещи для нас в общественно полезной форме, то есть в КАПИТАЛ. Другими словами ТРУД ЕСТЬ ЖИЗНЬ КАПИТАЛА, способ его существования. Наглядно процесс общественного воспроизводства капитала можно интерпретировать следующей геометрической иллюстрацией (см. рис.1) 1) процесс износа капитала, иначе это называют потреблением, который включает в себя износ накопленного капитала за предшествующий период и износ капитала вновь произведенного за последний расчетный период; 2) процесс производства капитала, который включает в себя создание фонда возмещения текущего производственного износа капитала и фонда процента на капитал. Фонд процента на капитал образует фонд накопления. Отношение фонда накопления к накопленному капиталу называется нормой накопления или просто процентом на капитал. Из выше изложенного следует, что процент на капитал является интегральным показателем темпа общественного развития. Стремясь максимизировать темпы общественного развития, мы попутно решаем задачу накопления знаний, развития мышления, оптимизации системы производственных отношений. (Продолжение следует) |
|
|
||
29.4.2009, 11:36
Сообщение
#2
|
|||
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 80 Регистрация: 28.1.2009 Пользователь №: 1417 |
Письмо 6
Выше мы рассмотрели процесс производства капитала, как единого не расчленённого внутри себя целого организма. Но капитал представляет собой живой общественный организм, состоящий из сети предприятий, связанных выпуском и потреблением продукции, а также характеризующиеся скоростями износа и производства. Во главе каждого предприятия стоит субъект-предприниматель, то есть личность, которая принимает управленческие решения по управлению производственным процессом. Все личности любого органического строения от человеческого индивида до общества в целом связаны и вынуждены принимать управленческие решения в соответствии с правами собственности, которые имеют в настоящий момент и которые определяют форму отношений общественной связи. Рассмотрим эти элементарные отношения между субъектами в чистом виде. Один тип отношений отличается от другого числом определенных специфических запретов на произвол по отношению к субъекту совместной деятельности. ОТНОШЕНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРИСВОЕНИЯ – НОЛЬ ЗАПРЕТОВ НА ПРОИЗВОЛ. Субъект отношений непосредственно присваивает себе окружающую среду, превращая её в продолжение своего органического материального и духовного тела. ОТНОШЕНИЯ ПОСТОЯННОЙ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ПЕРВАЯ ФОРМА – ОДИН ЗАПРЕТ НА ПРОИЗВОЛ. Жизнь, тело и способность к деятельности одного субъекта находится в собственности другого. Наложен запрет на все свободные действия крепостного, который является непосредственным продолжением личности крепостника. ВТОРАЯ ФОРМА – ДВА ЗАПРЕТА НА ПРОИЗВОЛ. Дополнительно наложен запрет на право крепостника прекратить жизнь крепостного по своему произволу. У крепостника сохраняется право на прибавочный продукт, но появляется обязанность обеспечивать жизненный стандарт крепостному. РАВНОПРАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕРВАЯ ФОРМА – ТРИ ЗАПРЕТА НА ПРОИЗВОЛ, ОТНОШЕНИЕ ПЕРЕМЕННОЙ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. Дополнительно наложен запрет на постоянную крепостную зависимость одного субъекта совместной деятельности от другого. Практическая реализация предполагает право собственности на необходимый жизненный стандарт и его наличие для каждого участника отношения. ВТОРАЯ ФОРМА – ЧЕТЫРЕ ЗАПРЕТА НА ПРОИЗВОЛ. Дополнительно наложен запрет на любой тип крепостной зависимости между субъектами. В рамках данного отношения субъекты совместной деятельности обмениваются результатами частной деятельности как объектами частной собственности добровольно с обеих сторон пропорционально их ценности – объект на объект равной ценности, или получают в свою частную собственность равный процент на равный капитал, вложенный в одно предприятие. ТРЕТЬЯ ФОРМА, ВЫСШАЯ ФОРМА РАВНОПРАВНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОТНОШЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ – ПЯТЬ ЗАПРЕТОВ НА ПРОИЗВОЛ. Это усовершенствованные равноправные отношения, где каждый субъект отношения накладывает дополнительно запрет на все свои действия по отношению к другому субъекту, которые могут тормозить его развитие. В природе существует только шесть типов отношений. Отношение каждого типа имеет много превращенных форм своего проявления. Системы отношений между многими субъектами строятся следующим образом: · ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УКЛАД характеризуется формой отношения ВНУТРИ производственной единицы; · СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА характеризуется формой отношений МЕЖДУ производственными единицами – предприятиями. · ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ характеризуется формой отношения ГЛАВНОГО производственного уклада. · Таким образом, мы имеем: · ШЕСТЬ ВОЗМОЖНЫХ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ - по возможному числу запретов на произвол; · ШЕСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УКЛАДОВ - по возможному числу типов отношений внутри производственных единиц; · только ТРИ СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА - по числу возможных отношений между производственными единицами, так как все разновидности крепостной зависимости могут реализовываться только внутри производственных единиц; · ШЕСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ - по числу возможных главных укладов в системе отношений. По целям, которые ставятся в процессе производства общественной жизни можно выделить три основных типа целей: 1. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРИСВОЕНИЕ; 2. ПРОИЗВОДСТВО КАПИТАЛА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА КАПИТАЛА; 3. ПРОИЗВОДСТВО КАПИТАЛА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА РАЗУМНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ. Всё выше изложенное можно свести в одну таблицу и назвать ЗАКОН СОБСТВЕННОСТИ, в соответствии с которым и разворачиваются все общественные процессы. см. Рис7 Имея перед глазами эту таблицу, мы можем без затруднений ответить на вопрос: «Какое отношение, уклад, способ производства и общественная экономическая формация господствуют в мире или в отдельно взятом государстве?» Ответ очевиден – это НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРИСВОЕНИЕ. Если уклад, основанный на непосредственном присвоении назвать первобытным, то мы имеем в качестве господствующих – первобытный уклад, первобытный способ производства и первобытную экономическую формацию! Главная цель – непосредственное присвоение природных и общественных богатств. Мне скажут, что основные мировые религии выдвигают в качестве господствующей цели служение богу, а непосредственное присвоение занимает там последние места. Это верно отчасти, но при ближайшем рассмотрении оказывается не столь очевидным применительно к самому общественному производству и подданным. Главным отношением там провозглашается первая форма крепостной зависимости человека от бога, а все люди рабы бога. Оно и понятно: сделал шаг в сторону от непосредственного присвоения – сразу попадаешь в рабовладение, если баланс сил не сохраняется. Правда, при наличии баланса сил можно добраться и до равноправных отношений и, даже, до сознательного сотрудничества в отдельных случаях. Но господствующую иерархию отношений в системе отношений это не меняет. Если взять за главный нравственный императив идею развития каждой отдельной личности, общества и природы в целом, как это формулируется в рамках «КРАСНОЙ ИДЕИ», то в качестве цели и средства достижения цели мы получаем СОЗНАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ВЗАИМНУЮ ПОМОЩЬ на стратегическую перспективу в качестве главного отношения в иерархии системы отношений. Общественные формы, взятые сами по себе ни хороши, ни плохи. Плоха или хороша система отношений с точки зрения высшего критерия – нравственного императива и критериев эффективности его реализации. (О критериях надо говорить отдельно. Мы предлагаем объём свободы как это изображено на рис6). Практическая реализация преобразования системы общественных отношений в соответствии с «красной идеей» потерпела неудачу, на мой взгляд, потому, что все частные рабочие критерии были сформулированы теоретически неверно! Принцип «КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ» есть принцип РАБОВЛАДЕНИЯ. Взяв этот принцип на вооружение, коммунисты-марксисты низвели нравственное содержание «КРАСНОЙ ИДЕИ» с космических высот сознательного сотрудничества и взаимной помощи в деле самосовершенствования и совершенствования всего и вся до нравственного уровня господствующих мировых религий, возможно, не желая этого. Ничего, кроме РАБОВЛАДЕНИЯ, опираясь на принцип «КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ» построить нельзя! Теоретическим принципом выражения равноправия и коммунизма (гуманизма) в первой фазе является принцип: «РАВНЫЙ ПРОЦЕНТ НА РАВНЫЙ КАПИТАЛ». Это и является критерием вознаграждения за труд, опосредованный результатами производственной деятельности. ПРИНЦИП ДУХОВНОГО НЕНАСИЛИЯ является теоретическим выражением СОЗНАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ. Опираясь на этот принцип, можно постоянно совершенствовать всё и вся на основе достигнутого баланса сил, делая баланс сил всё более устойчивым и снимая напряженность противостояния по мере налаживания сознательного сотрудничества и взаимной помощи. Принцип равенства и равноправия является теоретическим выражением баланса сил. Идя в сторону совершенствования данный принцип, преобразуется через осознание взаимной выгоды в сознательное сотрудничество, идя в обратном направлении, через равное воздаяние и нарушение баланса сил, происходит срыв в первобытность. В заключение скажу, НАЛОГОВАЯ И КРЕДИТНАЯ СИСТЕМЫ есть превращённые формы НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРИСВОЕНИЯ. Слово для обозначения переменной крепостной зависимости в научном языке отсутствует. (Продолжение следует) Сообщение отредактировал Евсеев Борис - 10.9.2010, 1:43 |
||
|
|||
Текстовая версия | Сейчас: 22.12.2024, 14:54 |