Что такое Модерн, ПостМодерн и Контр Модерн и что было до? |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Что такое Модерн, ПостМодерн и Контр Модерн и что было до? |
15.3.2011, 21:20
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 183 Регистрация: 2.3.2011 Из: Россия Самара Пользователь №: 2828 |
Что такое Модерн, ПостМодерн и Контр Модерн и что было до? Думаю не ответив на эти вопросы нельзя построить нового.
Ну Конрмодерн я лично где-то понимаю - мы всем покажем кузькину мать (эт если по сути). Т.е. смысл - борьба со всеми кто живёт лучше и пытается жить ещё лучше. В том и смысл этого "контр" - т.е. не что-то своё, а противоположное неким "им". На зло Маме отморожу палец. Модерн - ну как-то в общих чертах понятно - человек должен работать меньше а иметь больше и к этому нужно стремиться, а кто не понимает, что сие благо, того надо научить, что сие благо, чтоб он стремился. Постмодерн - для меня тёмный лес. Что-то вроде фашистской системы что ли? С господами, слугами и рабами? Ну это структура, а идея какая? -------------------- Приоритет номер один - Равное право любого человека на возможность развития, и всевозможная помощь человеку в этом со стороны общества.
Приоритет номер два - Защита приоритета номер один, а значит и защита человека. Приоритет номер три - поддержание и развитие среды обитания. |
|
|
16.3.2011, 3:00
Сообщение
#2
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 15 Регистрация: 8.3.2011 Пользователь №: 2927 |
Честно говоря ответить на ваш вопрос вкратце весьма затруднительно, т.к. каждое из упомянутых вами понятий носит настолько глубинный, фундаментальный и многоаспектный характер, что понять их даже в общих чертах можно только хорошо владея аппаратом структурной социологии, аппаратом базовых философских понятий/категорий, зная (и главное понимая) концепцию историцизма как восхождения человечества и много чего ещё. В них есть и общефилософский-метафизический, и экзистенциальный, и социологический и политический и культурообразующий аспект.
На пальцах это объяснить можно следующим образом: на протяжении тысячелетий человечество жило в определенной структуре общественных отношений. Все люди жили в небольших селениях - селах и деревнях, основной их экономической деятельностью и средством существования была обработка земли, мировоззрение носило мифологический или религиозный характер, представления о времени было либо как о череде циклов сменяющих друг друга (в языческой версии), либо как о движении к концу света и страшному суду (в христианско-эсхатологической версии). Из за такого понимания времени понятия "развитие" и "восхождение" или отсутствовали вовсе или же имели узко-религиозные рамки. Общество было строго иерархизировано по сословному принципу - если ты родился крестьяниным - то ты априори раб. Тебе не нужно учиться, читать книги, познавать мир и заниматься саморефлексией - ты обречен вечно пахать сохой землю и ходить в церковь - это твой удел, как удел твоих предков и удел твоих потомков на веки вечные. Если же ты родился землевладельцем (рабовладельцем/воином/феодалом) - то ты по праву рождения - хозяин. На этой основе строилась система права, государства, общественных и прочих отношений. У каждого сословия была своя этика, своя культура, свое отношение к жизни и смерти, к чести, свободе и тд и тп. Всё это теперь мы определяем как "сословно-иерархическое общество" (соответствующее рабовладельческой и феодальной экономическим формациям в философии Маркса) или же как ЭПОХА ПРЕМОДЕРНА. С некоторого времени в Европе (в Италии, Германии) начинают появляться так называемые "Свободные города", которые освобождаются, прежде всего, от власти феодалов и соответственно начинают выпадать из системы феодальных (сословно-иерархических) отношений - это так называемые БУРГИ (нем.). На их основе начинает формироваться иной экономический, а вместе с тем социальный, культурный, нормативный и политический уклад (буржуазный). Основой экономической деятельности становится торговля, которая формирует капиталл. Затем капиталл вкладывается в совершенствование материального производства. Так начинает зарождаться индустриальный уклад. Социальная иерархия препятсвует развитию нового уклада. Поэтому буржуазия начинает ломать социальную иерархию и строить новую систему общественных отношений. Её основой становится социальная мобильность по вертикали (ты можешь добиться всего в зависимотси не от происхождения, а от знания и умения), формируется новый человек (горожанин-гражданин-бюргер-буржуа), и новые идеалы: прогресс, восхождение, стремление к знаниям. Формируется новый концепт времени: время - как движение вперед. Буржуазный уклад вызрев в "свободных городах" в XV-XVI веках начинает переходить в наступление на сословно-иерархический - начинается эпоха ранних буржуазных революций с которых вообщем то и принято отсчитывать широкий старт Нового Времени - ЭПОХИ БОЛЬШОГО МОДЕРНА. На смену сословному праву приходит гражданское право, на смену феодальной аристократии приходит новый господствующий класс - буржуазия, а на смену феодальным государствам приходят государства-нации. С этого момента начинается эпоха модернизации суть которой (в экономическом смысле) разрушение традиционного крестьянского уклада и формирование индустриального (городского). В культурном смысле - торжество гуманизма над религиозным догматизмом, развития над статичностью и тд и тп. (см. эпоха Просвящения). Всё это продолжается до середины 19 века когда становится очевидным что буржуазно-демократический капитализм не в состоянии обеспечить тех высоких задач которые сам же перед собой поставил в рамках запущенного им же проекта МОДЕРН - тоесть максимально раскрепостить труд и творческий потенциал человека, сделать каждого человека жаждущим созидать, стремящимся к самопознанию и познанию мира. Капитализм наполнен множеством противоречий в самых различных аспектах (экплуатация, отчуждение и тд и тп см. Маркса, Энгельса, Ленина, Плеханова, Фромма). И философско-политическая мысль Европейской интеллигенции (порожденной буржуазией) начинает искать уже новые, посткапиталлистические пути развития (социал-демократическая мысль). Тут то и начинаются проблемы - в посткапиталистических проектах обнаруживается что для буржуазии как господствующего класса места больше нет. Подобно тому как она скинула феодалитет, для решения задач прогресса теперь должна отойти в прошлое и она сама. Ей на смену должен прийти кто то другой. Разумеется буржуазия на это идти не согласна и потому лихорадочно начинает искать ответ на вопросы - есть ли ей будущее в мире продолжающем развитие? и если нет - то как это развитие, которое она сама же запустила теперь ОСТАНОВИТЬ! ИТАК: Постмодерн - это проект основаный на идее остановки развития в обществах где модерн достиг больших успехов, но не конечной цели. (осуществляется через демонтаж смыслов, идеалов, навязывания стандартов "Общества потребления" и "Общества спектакля" см. Ги де Бор) Контрмодерн - проект призванный задушить модерн в обществах, где он только начинал стартовать, через ликвидацию стремления к развитию. СВЕРХМОДЕРН - это попытка продолжить решения великих задач модерна, но уже посткапиталлистическими, постбуржуазными, постиндивидуалистическими, постлиберальными способами и конструктами. Сообщение отредактировал Robespierre - 16.3.2011, 4:31 -------------------- Liberte! Egalite! Fraternite!
|
|
|
16.3.2011, 11:01
Сообщение
#3
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 183 Регистрация: 2.3.2011 Из: Россия Самара Пользователь №: 2828 |
Честно говоря ответить на ваш вопрос вкратце весьма затруднительно, т.к. каждое из упомянутых вами понятий носит настолько глубинный, фундаментальный и многоаспектный характер, что понять их даже в общих чертах можно только хорошо владея аппаратом структурной социологии, аппаратом базовых философских понятий/категорий, зная (и главное понимая) концепцию историцизма как восхождения человечества и много чего ещё. В них есть и общефилософский-метафизический, и экзистенциальный, и социологический и политический и культурообразующий аспект. Спасибо огромное за такое развёрнутое пояснение. Но оно рождает новые вопросы. Из ваших слов напрашивается вывод, что проблема у нас не в том, чтоб найти или создать некий сверх модерн, а найти способ продолжить модерн? Если его не в состоянии продолжить буржуазия, то надо найти того, кто сможет взять на себя эту роль. Это уже вторая версия, которая противоречит версии высказанной kurinn и сформулированной мной как: "Т.е. получается, что сверхмодерн должен продолжать базироваться на свобода равенство братство с добавлением к этому чего-то, что решит насущные проблемы?" Которая правильная и как определить это вообще? -------------------- Приоритет номер один - Равное право любого человека на возможность развития, и всевозможная помощь человеку в этом со стороны общества.
Приоритет номер два - Защита приоритета номер один, а значит и защита человека. Приоритет номер три - поддержание и развитие среды обитания. |
|
|
16.3.2011, 22:40
Сообщение
#4
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 15 Регистрация: 8.3.2011 Пользователь №: 2927 |
Спасибо огромное за такое развёрнутое пояснение. Но оно рождает новые вопросы. Из ваших слов напрашивается вывод, что проблема у нас не в том, чтоб найти или создать некий сверх модерн, а найти способ продолжить модерн? Если его не в состоянии продолжить буржуазия, то надо найти того, кто сможет взять на себя эту роль. Это уже вторая версия, которая противоречит версии высказанной kurinn и сформулированной мной как: "Т.е. получается, что сверхмодерн должен продолжать базироваться на свобода равенство братство с добавлением к этому чего-то, что решит насущные проблемы?" Которая правильная и как определить это вообще? Дело не в том чтобы просто механически заменить буржуазию на кого то ещё (пролетариат в советско-марксистской версии или когнитариат по Кургиняну), а в том чтобы посредством смены господствующего класса изменить сам подход к человеку, природе, морали, экономике, политике и тд. Могу предложить такую метафору для наглядности: вы двигаетесь на паровозе по железной дороге из пункта А в пункт Б. Вам необходимо попасть в пункт Б. Но на середине пути вы обнаруживаете что необходимый вам пункт Б на другом берегу моря или большого озера. На паровозе вы никак туда попасть не можете. Вам необходим пароход. Вы пересаживаетесь на пароход и продолжаете движение к вожделенному пункту Б. Модерн это тот самый паровоз на котором вы проделали половину пути, но вторую половину с помощью паровоза вы никак не сможете преодолеть - вам необходим пароход (сверхмодерн). Вот и судите - и то и другое вроде бы средства передвижения помогающие вам достигнуть пункта Б, но принципиально отличающиеся друг от друга. Модерн так и не смог дать ясных ответов ни что есть такое "свобода", ни что есть "равенство", и совсем уж умолчал о таком понятии как "братство". Он только наметил цели, пути, дал представление о их достижении. Но чтоб достигнуть их, как стало ясно теперь, необходимо нечто большее чем модерн - именно поэтому говорится о СВЕРХмодерне. Его основой должен стать гуманизм - то есть как и в модерне в центре всего человек, но это должен быть НОВЫЙ гуманизм - где в центре всего не человек для себя (!), а человек для других(!). Не религия как догматика, а новое трансцендентное знание. Не наука как часть культуры, а наука как культурообразующее явление. Как следствие нового гуманизма, нового человека, и нового знания должны стать новая экономика, новая политика и тд и тп. Всё это являлось составной частью концепции государства Советов, многое было реализовано на практике (а многое отброшено или не востребовано по тем или иным причинам) и именно поэтому Кургинян призывает присмотреться к этому опыту. Сверхмодерн говорит не о добавлении каких то новых идеалов к идеалам модерна, а о попытке не отрекаться от высоких идеалов модерна (как предлагает постмодерн) и попробовать совершить к ним новый рывок. Сообщение отредактировал Robespierre - 16.3.2011, 22:45 -------------------- Liberte! Egalite! Fraternite!
|
|
|
16.3.2011, 23:55
Сообщение
#5
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 183 Регистрация: 2.3.2011 Из: Россия Самара Пользователь №: 2828 |
Дело не в том чтобы просто механически заменить буржуазию на кого то ещё (пролетариат в советско-марксистской версии или когнитариат по Кургиняну), а в том чтобы посредством смены господствующего класса изменить сам подход к человеку, природе, морали, экономике, политике и тд. Могу предложить такую метафору для наглядности: вы двигаетесь на паровозе по железной дороге из пункта А в пункт Б. Вам необходимо попасть в пункт Б. Но на середине пути вы обнаруживаете что необходимый вам пункт Б на другом берегу моря или большого озера. На паровозе вы никак туда попасть не можете. Вам необходим пароход. Вы пересаживаетесь на пароход и продолжаете движение к вожделенному пункту Б. Модерн это тот самый паровоз на котором вы проделали половину пути, но вторую половину с помощью паровоза вы никак не сможете преодолеть - вам необходим пароход (сверхмодерн). Вот и судите - и то и другое вроде бы средства передвижения помогающие вам достигнуть пункта Б, но принципиально отличающиеся друг от друга. Модерн так и не смог дать ясных ответов ни что есть такое "свобода", ни что есть "равенство", и совсем уж умолчал о таком понятии как "братство". Он только наметил цели, пути, дал представление о их достижении. Но чтоб достигнуть их, как стало ясно теперь, необходимо нечто большее чем модерн - именно поэтому говорится о СВЕРХмодерне. Его основой должен стать гуманизм - то есть как и в модерне в центре всего человек, но это должен быть НОВЫЙ гуманизм - где в центре всего не человек для себя (!), а человек для других(!). Не религия как догматика, а новое трансцендентное знание. Не наука как часть культуры, а наука как культурообразующее явление. Как следствие нового гуманизма, нового человека, и нового знания должны стать новая экономика, новая политика и тд и тп. Всё это являлось составной частью концепции государства Советов, многое было реализовано на практике (а многое отброшено или не востребовано по тем или иным причинам) и именно поэтому Кургинян призывает присмотреться к этому опыту. Сверхмодерн говорит не о добавлении каких то новых идеалов к идеалам модерна, а о попытке не отрекаться от высоких идеалов модерна (как предлагает постмодерн) и попробовать совершить к ним новый рывок. Так. Т.е. мухи отдельно котлеты отдельно. если я вас правильно понял, то идеалы - свобода равенство братство - это не атрибуты модерна. Это цель, а модерн - это процесс который к ней вёл. В данный момент мы пришли к тому, что капитализм, как один из механизмов модерна себя изжил и уже не ведёт к достижению идеалов. сейчас этот капитализм пытается вместо модерна, который его породил создать другой проект под себя и третий проект против модерна. Но кроме этого сам процесс индустриализации (назовём его так), на котором основывался модерн (да и капитализм тоже) нам (России) уже недоступен, да и как выяснилось тоже не приведёт к намеченной цели, так как в определённый момент столкнётся с тем, с чем мы уже столкнолись - с невозможностью дальнейшей индустриализации. Т.е. модерну хана в любом случае - у нас сейчас, у БВ чуть позже. Идеалы остались, но вместо пути к ним - вопрос: как? Ответ на это "как?" возможно лежит в нашем советском прошлом. Правильно я вас понял? Если да, то получается что нам нужно научиться жить по принципам свобода равенство братство. Так никто никогда не жил, но СССР был ближе всех к этому. Т.е. проекты, партии, экономические системы - это шелуха. Нужно начать жить по этим принципам, а всё остальное или приложится или отпадёт за не надобностью или модернизируется под новую реальность. Так? Сообщение отредактировал Shadow54 - 16.3.2011, 23:59 -------------------- Приоритет номер один - Равное право любого человека на возможность развития, и всевозможная помощь человеку в этом со стороны общества.
Приоритет номер два - Защита приоритета номер один, а значит и защита человека. Приоритет номер три - поддержание и развитие среды обитания. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 22.12.2024, 15:13 |