Фашизм как явление, Истоки и сущность. История и современность |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Фашизм как явление, Истоки и сущность. История и современность |
9.6.2009, 0:19
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 1789 Регистрация: 27.12.2007 Пользователь №: 1297 |
"Дело о Правдократе" вновь актуализировало на нашем форуме тему фашизма. Проблему фашизма и в чем-то угрозу фашизма. От этой проблемы отворачиваться нельзя... А значит для начала нужно обсудить и попытаться разобраться.
|
|
|
9.6.2009, 0:24
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 1789 Регистрация: 27.12.2007 Пользователь №: 1297 |
Величайший недостаток анализа фашизма состоит в том, что он часто рассматривается как «локальный откат, случившийся в европейской культуре ХХ века». На деле это и поныне существующий и весьма преображенный смысловой актор и действующая культурная и политико-идеологическая тенденция, характерная для Запада как реакция на атомизированность либерального социума. Угроза фашизма в России тоже существует в связи с тем процессом, который Сергей Ервандович назвал веймаризацией.
Иначе говоря, тема фашизма крайне актуальна, чудовищно современна. Фашизм и расизм Фашистская доктрина связана с расизмом. Не смотря на то, что обе они отвергнуты на международно-правовом уровне, они продолжают существовать. Фашистские силы наиболее явно видны в странах Балтии, в Украине, в странах Европы. Украинские фашисты, к примеру, считают русских недочеловеками и обосновывают это с околонаучных позиций. Не далеко от них отстают и прибалтийские фашисты. Западу вообще свойственен какой-то новый, «золотомиллиардный» расизм, родившийся из своего политико-культурного и технологического превосходства. Оно как бы обосновывает элитное право белой расы создавать нынешний облик мира и насаждать демократию, выстраивая не модернизированные общества (что было бы еще более допустимо), а «многоэтажное человечество». Высокомерие «золотого миллиарда», чувство морального превосходства, понимание цивилизации как итога деятельности только западной культуры, игнорирование самоценности иных культур и их специфики, является фундаментом для формирования расистских идеологий. Фашизм строится на том, что суровые, неумолимые законы природы сами обосновывают неравенство людей, что выражается в наличии большого разнообразия рас, этносов, что, в конечном счете, ведет к выявлению идеальной расы, «расы сверхчеловеков». Модели исторического процесса и место фашизма в одной из них Различают три основные модели исторического движения: 1. модель прогрессивного развития человеческого общества (Маркс, Бекон, Вальтер, Руссо и др.); 2. модель перманентного исторического процесса, согласно которой общество не меняется, цивилизация проходит некоторые объективные фазы – от расцвета к упадку и гибели (Н.Я. Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер, Л.Н. Гумилев и др.); 3. модель исторического регресса. Это самая древняя модель исторического процесса, ее придерживались Гесиод и Тацит. Основным принципом данного подхода можно считать понимание истории как деградации, регресса. Плюс к этому еще можно отнести понимание истории как отпадения от Бога, свойственное некоторым религиозным кругам. И если коммунизм возникает из ощущения глубочайшего и неотменяемого исторического прогресса, то фашизм – из ощущения регресса в исторических и метаисторических масштабах. А значит, для фашизма позитивным критерием оценки исторического процесса является возвращение к сверхчеловеку, т.е. архаизация культуры. Для немецкого фашизма возвращение к сверхчеловеку предполагало возвращение к чистоте арийских корней. Та же СС как элитная структура строилась из ощущения себя рыцарским орденом. Культ традиции многим исследователям представляется основополагающей чертой фашизма, причем у каждой формы европейского фашизма был свой культ традиции, свой национальный миф, своя ностальгия по героическому прошлому. Но эта традиция обращена в будущее: движение вперед, прогресс понимается через регресс, через архаизацию. Исторические и идеологические предпосылки становления фашизма Уже в ходе Первой мировой войны в Европе возникают антибуржуазные силы, прежде всего в странах, наиболее сильно пострадавших от войны. Это Германия, Италия и Россия. В этих странах буржуазия становится объектом массовой ненависти. И на волне этого к власти приходят новые силы, в случае с Германией и Италией - фашистские. В многонациональной России фашизм не пошел – возобладала российская альтернативность. В Европе же ненависть к буржуазии, очевидность и очень тяжелое переживание либерального атомизма сыграли свою роль в плане приведения фашизма к власти. Общество унижено, раздавлено, атомизировано, человек отчужден… Не только происходит накопление классовых противоречий, но наблюдается слом в культуре, чудовищный регресс в связи с отчужденностью человека в либеральном, капиталистическом мире (в котором фашизм видел еще и «еврейский тип господства»). Соответственно этому шел поиск ответов на эти вызовы. Страны с мощной национальной традицией, потерпевшие поражение, прямо обрушились в фашизм. Фашизм и политика Фашизм демонстрирует один из изъянов демократии. В Германии и Италии фашисты пришли к власти демократическим путем. Да и вообще либерализм (с его атомизированностью социума) и демократия (с ее возможностью прихода к власти даже фашистов) не извлекли из всего этого должного урока, считая, что к ним-то фашизм никакого отношения не имеет. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 22.12.2024, 13:46 |