ПРОЕКТ «СПЕЦИСТОРИЯ», |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
ПРОЕКТ «СПЕЦИСТОРИЯ», |
17.3.2011, 1:53
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2759 Регистрация: 16.3.2010 Из: Москва Пользователь №: 1719 |
Интернет-телевидение ЭТЦ представляет новый проект "Специстория" с участием Сергея Кургиняна и других экспертов.
Проект открывает первый цикл передач на тему "Реформы Гайдара", в котором участвуют Сергей Кургинян, Юрий Бялый и Владимир Новиков. Выпуски будут выходить по четвергам. Работу над проектом ведет группа "Специстория" в рамках телевидения ЭТЦ (желающие могут присоединяться). В этой тем предлагается вести обсуждение проекта - как его технических, так и содержательных составляющих. |
|
|
22.3.2011, 23:35
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 523 Регистрация: 22.12.2010 Из: Россия Пользователь №: 2352 |
К Сути Времени и первой передачи из цикла Специстория.
«Еще одна группа, которая уже в тот момент задумывалась об экономических трансформациях СССР, это была новосибирская группа под опекой академика Татьяны Ивановны Заславской. Заславская было завотделом в Институте экономики и организации /промышленного/ производства СО АН СССР. С этой группой очень плотно сотрудничал Петр Авен… » Хотел бы поделиться личными впечатлениями. Из моего сегодняшнего дня протянуть мостик к тому времени надежд, к своей юношеской восторженности человека, входящего в студенческую жизнь. Шел 1988 год, и академик А.Г. Аганбегян – руководитель ИЭ ОПП, и академик Т.И. Заславская уже в Москве. Но новосибирская школа (не совсем точное суждение) осталась. Только вышло постановление ЦК, открывающее возможность официального преподавания экономической социологии в высшей школе. В Новосибирском государственном университете объявлен прием на отделение экономической социологии на факультете экономической кибернетики. Лидером была Розалина Владимировна Рывкина. Инна Владимировна, как её обычно звали, очень яркий человек потрясающей энергии. Но, отделение просуществовало только один семестр. По определенным объективным и, видимо, субъективным причинам отделение экономической социологии закрыли и все мы, будущие социологи, стали экономистами-математиками. Прошу прошения за несколько длинное вступление к юношеским воспоминаниям. Мне бы хотелось отметить три момента – Ленинград, Райкин, Андропов. Академгородок формировался с середины 50-х годов. И значительная часть ученых и преподавателей была из Ленинграда. Тот особый послевоенный культурный дух, сформированный на берегах Невы, ощущался и в конце 80-х в Новосибирске. В частности, были ленинградцы и в ИЭ ОПП и Институте математики, где работал мой будущий руководитель дипломного проекта, который тоже занимался прикладными экономическими задачами, больше применительно к оборонке. Р.В.Рывкина была из Ленинграда. Возможно, я упомяну малозначимую деталь, но для меня тогда, да и по сей день, это явилось ярким эпизодом. При преподавании основ социологии в качестве культовой фигуры упоминался Аркадий Исаакович Райкин. Прошу прощения за возможно не точную цитату, но звучала это примерно так: «Если вы хотите глубже понять что такое наше общество – смотрите и анализируйте Райкина. В его миниатюрах отражается сложность и противоречивость нашего советского общества». Собственно этим опровергался тезис об отсутствии противоречий при социализме. Райкин «присутствовал» на нашей студенческой скамье. Но, самая главная, безусловная и фундаментальная пробивная позиция, из которой все вытекало и от которой всё строилось, это фраза из выступления Андропова на Пленуме ЦК в 1982 году - «мы не знаем того общества, в котором мы живем». Эта цитата пронизывала почти все лекции. Гайдар, Чубайс достаточно открытые в информационном пространстве персонажи. Высказывания Авена, наверное, не очень интересны, из-за своей прикладной направленности. Правда, он обратил внимание своим публичным суждением где-то годичной давности о завершение проекта построения капитализма западного образца в России. После первой передачи из цикла Специстория обратился в интернет с поиском - заинтересовало, где те преподаватели перестроечного периода из Академгородка? Какова их позиция сегодня? К стыду своему, со студенческого периода специально не следил за ними. С некоторым удивлением обнаружил большую группу ученых из ИЭ ОПП, как экономистов-математиков, так и социологов в Высшей школе экономики. Не только Гранберг (после Аганбегяна руководитель ИЭ ОПП) и Рывкина преподают там. Удалось просмотреть работы Р.В.Рывкиной, размещенные в интернете, «двадцать лет спустя». Интересно, что присутствует оценка по поводу фактического убийства перестройкой, которая делалась во многом собственными интеллектуальными усилиями социологов, социологии как науки в сегодняшней России. Оценка построенного общества как кланового криминального капитализма. Уничтожение интеллигенцией советского общества и самой себя (ведь нельзя было предусмотреть такое развитие событий). И суждение, что тогдашняя советская социология знала проблемы того общества, в котором оно жило, а сегодня это фактически невозможно. Правда, мне показалось, что многие объективные суждения о сегодняшнем дне выносятся сквозь призму «западных ценностей», как той абсолютной нормы, которой всё продолжает измеряться. Уже очевидно, что и объект исследований неподходящий, и методы узки и негодны, но, тем не менее. Можно ли говорить о таком особом ленинградском варианте духа «евроцентризма»? Заранее прошу простить за это несколько надуманное суждение. «Евроцентризм» в данном случае как аналогия с эгоцентризмом, как «субъективно-односторонним пониманием мира», в том смысле, как пишет об этом Ильенков в работе «Учитесь мыслить смолоду» (спасибо Дане за ссылку на форуме) по поводу инфантильного мышления. Страсть по «нормальным» западным ценностям, «реализуемая» построением «новой России» в либеральной и/или религиозной проекции, превратилась в тот догматизм, который ведет к саморазрушению. Страсть как неразумная любовь. Такая страсть к теории, будь это ТЭГ, будь-то некая другая умозрительная концепция, особенно замешенная на ненависти, убивает дух. Даже искренняя материнская любовь к своему ребенку, если она слепа и безрассудна, отнюдь не всегда благо для дитя. Догматизм убивает смысл, являясь противоположностью познания. Понимание и познание «добра и зла» нечто совсем другое по отношению к вкушению оного плода. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 22.12.2024, 15:21 |