Вопрос по социальной стратификации |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Вопрос по социальной стратификации |
17.3.2011, 19:05
Сообщение
#1
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 20 Регистрация: 25.2.2011 Пользователь №: 2754 |
Социальный статус — штука универсальная и для людей, и в стае хищников, и в стаде коровок, и даже, говорят, суслики как-то там хвостиками обозначают свой статус. При этом у людей статус непременно так или иначе формализуется.
Известны два крайних негативных случая: многоэтажное человечество и лживое равноправие в западном варианте — когда декларируется всеобщая одинаковость, а система элит, включая сословные, существует в относительной тени, порождая в жизни многочисленные уродства. Или, например, древнеиндийская кастовая система. Её можно отнести к первому крайнему случаю, однако, например, в Махабхарате можно найти много интересного в этом плане. Данное произведение содержит множество случаев, которые можно расценить как движение социальных лифтов, или предпосылки к нему: шудра-охотник учит брахмана духовной мудрости, и тот слушает, царь (кшатрий) становится брахманом, боги и брахманы рождаются из чрева шудры и т. п. При этом можно предположить, что разные сюжеты относятся к разным эпохам: вот — относительно мирный переход между кастами, вот уже — боги обеспокоены подвижничеством царя, и сам Индра против него интригует, а вот — за чтение священных книг шудре положена смерть... Это похоже на постепенный дрейф от некоего умеренного состояния в направлении жёсткой сословности. В связи с этим, учитывая, что социальный инстинкт не позволяет абсолютно исключить стратификацию как таковую (да и абсурдно это было бы, относиться, например, к заслуженному академику так же, как к вору-карманнику), хотелось бы узнать Ваше мнение относительно того, какая, на самом общем уровне, точка оптимальна, а главное — каковы могут быть, в самом общем плане, инструменты удержания этой точки от дрейфа? |
|
|
25.3.2011, 16:57
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 69 Регистрация: 1.3.2011 Пользователь №: 2817 |
Древнеиндийские тексты. Первое, что поражает - их древность. Второе - образы и формы, в которые, кто-то когдато решил вложить передоваемую информацию.
шудра-охотник учит брахмана духовной мудрости, и тот слушает, царь (кшатрий) становится брахманом, Это похоже на постепенный дрейф от некоего умеренного состояния в направлении жёсткой сословности. По моему, речь не о "дрейфе", а о существовании двух параллелей, назовем их - ценностные параллели. Духовного и материального. И соответственная стратификация. Т.к. если профессор по нравственным качествам не отличается от вора-карманника, то на нравственной шкале они равны. Но различаются и значительно по существующей социальной шкале, что позволяет сказать, что существующая социальная шкала, мягко говоря, не учитывает духовность. Считаю желание остановки, какого либо "дрейфа" не корректным - пытаться понять причины и направления развития, но пытаться его остановить? . |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 23.12.2024, 22:18 |