Кустурица |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Кустурица |
10.3.2008, 18:50
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 1158 Регистрация: 8.6.2007 Пользователь №: 1244 |
Последний фильм Кустурицы "Завет" поражает своей безысходностью. В Каннах картину, правда, назвали одной из самых смешных, но на всякий случай никакого приза не дали.
"Завет" это, конечно, смех сквозь слезы. Да и если вдуматься, над чем смеешься во время фильма, то не по себе становится. Режиссер использует стандартные комедийные приемы, вроде удара тортом по лицу, в небе летает Бэтмен, которого принимают за ангела, а бандиты обсуждают, что убить человека - это не так просто. Для этого нужен план (это намек на бомбардировки Сербии НАТО или мне кажется?) Чтобы у зрителей не осталось уже никаких сомнений, в том, что его фильм - сказка, Кустурица в одном из интервью объяснил, что "Завет" заканчивается словами Happy End, но в жизни такого счастливого конца быть не может. Как уже заметили, в фильме все время происходит противопоставление города и деревни. Очевидно, что это не только вопрос о том, что кто-то живет в деревне, а кто-то в городе. Это противопоставление разных миров. Эмир Кустурица о картине "Завет": Я хотел сделать фильм о людях, которые находятся вне города, и потому живут в совершенно другой идеологии, не в той, которую можно ждать от героев сегодняшнего дня. |
|
|
19.3.2008, 0:50
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 1346 Регистрация: 27.11.2006 Из: Москва Пользователь №: 60 |
Современной российской прессе («Коммерсант», «Газета», «Итоги» и др.) «Завет» остро не понравился. Под прикрытием претензий к «устаревшему и надоевшему» жанру и стилю («ах, этот Кустурица, вечно он повторяет себя!») совершенному разгрому подверглась идейная составляющая фильма. «Коммерсант» даже открыто проговаривается: «несвойственная ранее Кустурице идеология». Действительно, до сих пор ничего подобного у Кустурицы не было. Ранний фильм «Папа в командировке» - оценивал тоталитарный режим Тито с точки зрения «маленького человека» (во всех смыслах этого слова, ибо главный герой, по неслучайному совпадению, был ребенок). «Андеграунд» был также воспринят Западом как однозначная критика тоталитарной системы, фильм посчитали и критикой коммунизма (что иллюстрирует тезис о получении при большом желании зрителя трактовок точных до наоборот!). Но по-настоящему Запад полюбил Кустурицу за «Черную кошку, белый кот» - тут Европа и США просто выли от восторга! Ведь в фильме были весьма колоритно показаны пьяные русские матросы, а в конце счастливая молодая парочка эмигрировала на первоклассном белом пароходе... «Завет» - снят в той же легкой, что и «Кошка», манере «экшена» («Андеграунд», «Жизнь как чудо» - напротив, показывают полнейший реализм с элементами сюрреализма). При такой заявке на новый «экшн от Кустурицы», западной аудитории, понятным образом, вновь очень хотелось посмеяться над «балканскими юродивыми». Отсюда и не вполне адекватная реакция Канн... Однако слишком уж откровенно на каждом сантиметре пленки Кустурица сегодня издевается над тем самым жанром, в котором «так хорошо поработал в «Кошке@«#. Фактически, вся художественная сторона «Завета» - сведена к этому экспериментальному издевательству... Вполне понятно, что вменяемому зрителю больше нравится (мне лично тоже), когда Кустурица снимает в собственной манере, количество его личных комедийных и трагических приемов, на самом деле, вполне неиссякаемо (что вновь продемонстрировала «Жизнь как чудо»). Длинное же развитие гротеска в стиле американской мыльной оперы на отнюдь не веселую тему - будь то на полном серьезе или в порядке издевки - согласна с Тарой, удручает. Но, видимо - как плакать, так и искренне смяться на подобную тему Кустурица тоже уже не может... «Они уже» - не смеются и не плачут (то есть не снимают шедевры кино), даже не юродствуют («экшн»), а попросту издеваются - откровенно в жанре агитки, «шершавым языком плаката@«@@ Касается ли издевка нас? Представляется, что отчасти касается: очень уж ненатурально дед всхлипывает, слушая гимн СССР, и слишком уж восторженно заинтересован в этот момент внук зрелищем голой женской груди - для серьезности-то... Касается ли издевка их самих? Мало оптимистической представляется все же идея, что подобно старому дубу связанный с землей, архетипический старик с говорящим именем Живоин - собирается перманентно на тот свет. Был у Кустурицы уже такой вот проходящий через все войны и воспринимающий ее как единую персонаж - вояка-Черный в «Андеграунде». И уж ни в коем разе данный персонаж не «дышал на ладан@«@@ Что касается младшего поколения, эта тема всегда была очевидным образом важна для Кустурицы. Старшее поколение в его фильмах - буйно грешит и кается, но при этом не забывает ни о стране, ни о своей роли в ее истории. Младшее - совершенно невинные «агнцы», неизменно инфантильные и столь же зацикленные на личных проблемах. В «Андеграунде» из-за этого полнейшего незнания мира и неумения в нем ориентироваться представители младшего поколения дружно и быстро отправлялись в лучший мир. В пресловутой «Кошке» мечта юных, как уже отмечалось, - организованно «слинять» на Запад. Понятно, что основная идея «Завета» - как раз в необходимости преемственности поколений. Но убедительно ли решена эта тема? В жанре гротеска, честно говоря, вообще трудно определить, где начинается серьезность... Но меня лично что-то пресловутый исполнитель завета, бегающий в женском платье, мало убеждает. Как и его невеста, чья незатейливая безмятежность, сочетаемая с очевидной осведомленностью о профессии матери - малость обескуражила... Кустурица слишком умный режиссер, чтобы делать своих героев сусальными до неприличия! Если только не хочет над ними посмеяться. Сусальность персонажей уже вызывала умиление у зрителей «Кошки» - но сегодня автор ведь откровенно издевается над данным стилем? Так случайно ли, что злодеи в «Завете» рисуются столь же реальными как в «Андеграунде», а хорошие герои - сусальными как в «Кошке»?.. (Или просто автор, не греша душой, описывает ситуацию, близкую к существующей?) Что до финала... Попытаемся соотнести коллизию фильма с обычной архетипической: слабый, но добрый Иванушка-дурачок, отправляясь в путь, находит сильных друзей-помощников (дебильных на американский лад - уже смешно, ну да ладно). И, возвращаясь в родные края - что? ...Заманивает врагов в западню? Не слишком-то все это понятно, если честно. Традиционный Иванушка имеет обычай с врагами на стороне расправляться, в родные пенаты не заводя. Конечно, в стиле «агитки» возможен и такой разворот сюжета, где народ побеждает врагов вместо героя. Но возникает ли под конец фильма у зрителя ощущение, что существует единый народ, способный справиться с бандитами? Похоже, ощущение как раз принципиально противоположное: у кого свадьба, а у соседа похороны. Соседи разобщены, как в «Андеграунде» - все стоит на маленьких островах, где у каждого своя земля, своя правда... А очень условно «единую» (в том смысле, что все там прячутся от бандитов) шаткую церковь трясет под вражеским огнем... И возникает последний (и первый художественно значимый) кадр фильма: свадьба еще не отгремела, а поблекшие фотографии молодых уже повисли на стенах в пустом тихом доме. Сцена действительно поражает, впервые за весь фильм, реализмом. Возможно, эффект достигается тем, что это первый «медленный» кадр вообще-то вполне искусного в таких вещах режиссера. И при возникновении этих снимков появляется ощущение - как и в случае черно-белого телеряда, сопровождавшего гимн СССР - что речь-то идет, на самом деле, о далеком прошлом. То есть, может быть, где-то ТАМ, в вышнем мире, еще и гремит свадьба. Но ЗДЕСЬ-то все уже тихо и пусто... И американская надпись не оставляет сомнений в том, каким видится конец...
Что касается «волков» и «овец@«@@ Как показал не чуждый Сопротивлению Серж Режьяни в своей песне о «волках» и о Париже: волки для начала смотрят на Париж откуда-нибудь из Хорватии и Германии. А поскольку у жителей Парижа «утерян вкус к жизни» и они относятся ко всему (к матерям, к любовницам и т.д.) «как к кино», а «прекрасная Эльвира смеется и поет» - волки, наконец, приходят в Париж. «Ты можешь смеяться, прекрасная Эльвира, но волки уже вступили в Париж@«@@ Далее волки прекрасно в Париже обустраиваются, питаясь человечиной и управляя из захваченных ими министерств, они чувствуют себя превосходно в этой «проклятой богом Франции» - пока... «Пока мужчины вновь не обрели понятия любви и братства@«@@ То есть, для борьбы с «волками» все же необходимы, помимо искренности, две вещи: мужественность и прекращение хотя бы на время «песенок прекрасной Эльвиры». В героях «Завета» искренности вроде бы - до и больше. Но также очень много детскости и знаменитого («Кошка» тоже многое отразила правдиво) «милого балканского «расслабона@«@@ Не знаю, насколько все иначе в реальной Сербии... Но аллюзии между тогдашним Парижем и сегодняшней Москвой - напрашиваются... |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 9.1.2025, 12:16 |