Не чечевичной похлебкой единой |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Не чечевичной похлебкой единой |
26.3.2011, 19:29
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 405 Регистрация: 17.3.2011 Пользователь №: 3294 |
Для описания метафизической сути случившегося в нашей стране Сергей Ервандович обратился к библейскому образу Исава, продавшего свое первородство Иакову. Вполне адекватный образ, на мой взгляд. Но вряд ли он пригоден для описания "сути времени", заключающейся в том, что мир перестраивается по трехчленной схеме Модерн-Постмодерн-Контрмодерн. Наряду же с этим образом в Библии есть "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих". И мне кажется, что опираясь на эту максиму тоже можно описать метафизическую суть происходящего. Более того, мне кажется, что в этом случае можно лучше понять суть не только того, что случилось с Советским Союзом, но и вообще со всем проектом Модерн. Образ Исава, продающего свое первородство Иакову, мне кажется, не годится для объяснения явления трансформации Модерна в Постмодерн.
Не хлебом единым жив человек, но без хлеба ему не жить вовсе. Хлеб же свой человек вынужден был добывать в поте лица своего. Прогресс человечества, который был открыт Модерном, заключался, помимо всего прочего, еще и в том, что пота для добычи "хлеба насущного" требовалось от века к веку все меньше и меньше. Высвобождающееся же время должно чем-то заполняться. Можно "словом, исходящим из уст Божиих", можно еще чем-то, чем угодно. Но мы видим, что прежде всего оно заполняется производством хлеба сверхнасущного, воплощающегося как в материальных предметах, так и в нематериальных. Поскольку раздел, в котором я создал эту тему, называется "Вопрос...", я задаю его: кто что думает на этот счет? |
|
|
29.3.2011, 22:04
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2722 Регистрация: 4.1.2011 Из: Тверские леса Пользователь №: 2391 |
Вот именно, что ограниченностью ресурсной базы проблема краха проекта Модерн не исчерпывается. Кургинян, как я это вижу, нажимает не так на исчерпание (ограниченность) этой базы, сколько на исчерпание "духа". Вот поэтому и я заострил свое внимание на том, что не хлебом, "как известно", жив человек, но... Вот тут и вопрос - чем же еще он жив? А между прочим, на самом деле, человек очень даже может быть жив одним лишь хлебом - только будет ли он при этом Человеком?.. Не будет. Давайте так, если этот наш с Вам разговор продолжится - не будем педалировать тему ресурсной базы. Во всяком случае, ресурсная база мне мало интересна, меня волнует проблема "духа" в составе того топлива, что приводил в движение механизм Модерна. В данном случае термин "база" не относился к "ресцурсной базе". Имелось в виду это: Цитата Второе. Как только мы это обнаруживаем, мы спрашиваем себя: а не этим занимались смутировавшие группы советской элиты (или, как я это называю, "антиэлиты"), разрушая СССР? Не этим ли они занимались, по существу? Ведь смысл того, что нужно было делать, заключался в том, что советскую систему надо было переместить с индустриальной базы опоры – на постиндустриальную. Если наука действительно становится непосредственной производительной силой, то технократия, интеллигенция в целом, – это уже не интеллигенция. А это новый класс – когнитариат. Значит, переместите базу опоры своей системы на новый класс, не забывая обо всём обществе и не прекращая опираться на рабочих и крестьян. Это можно было сделать. Переместите туда базу опоры – и система, немного трансформировавшись, заработает так, что весь мир ахнет! И вы увидите новое чудо. "Да, – сказала смутировавшая часть номенклатуры, – ни фига себе, мы переместим базу опоры, система трансформируется, и нам в ней не будет места! Нетушки, не нужно нам никакого развития, если мы теряем место в процессе. Нам нужно сохранить место – любой ценой". Утверждение спорное (это не значит, что я не согласен!). Во-первых, "данный этап" это начиная с какого времени? С осени 2008 года? Во-вторых, каков он - критерий того, есть развитие, прогресс, или его нет. "Объективный" критерий развития до сих пор был один - пресловутый ВВП. Растет ВВП есть прогресс, не растет - стагнация. Но кризис проекта Модерн очевиден уже в конце позапрошлого века, и "Закат Европы" 1922 года это первое подведение, если можно так сказать, итогов. Но на протяжении ХХ века злосчастный ВВП волнообразно рос, рос и рос, и даже в новый миллениум развитый мир вошел, будучи на восходящей волне. Вы вправе меня поправить, указав на то, что к нашему времени структура этого самого ВВП принципиально изменилась - в нем огромную долю стал составлять "воздух" - всё правильно, но это для меня не принципиально, ибо меня волнует духовная составляющая Модерна, духовные признаки и критерии "развития". Полагаю, что развитие остановилось по времени в районе краха СССР. Что, значит остановилось? Ну вот Вы помянули ВВП. Выпускли сто валенок, начали выпускать двести. Это не развитие. Развитие это - выпускали валенки, стали строить космические корабли. Что сейчас за развитие? Я бы его назвал гаджетным. Т.е. выпускаются валенки, но с нанопокрытием, что бы меньше промокали и служили дольше. Ну еще с жпс-навигатором в голенищах. Ну какое это развитие? Это обустройство хлева для скота. Вот! Ресурсная база может быть какой угодно, и при этом внутренний мир людей тоже может быть каким угодно. Можно ли утверждать столь же объективно о прогрессивном изменении внутреннего мира людей, как мы можем говорить об экономическом прогрессе? В принципе, почему нет? Есть гуманитарные науки, такие как психология, социология и т.д. У них, казалось бы, есть совершенно научный инструментарий. Но говорят ли они нам что-нибудь на этот счет? Философия? Она разве что дает методологию к изучению внутреннего мира человека, но сама его не изучает. Но как бы там ни было, для меня нет сомнений, что "внутренне", т.е. духовно, общество и на Западе, и у нас (а наше российское так и вообще "впереди планеты всей") деградирует. Не знаю как с этим делом у индийцев, китайцев, вьетнамцев и прочих в ЮВА, не знаю, как с этим делом в Бразилии. Всё так. Но вот как "иначе"? Для меня ключевой вопрос заключается в том, а чем, кроме хлеба, жив человек? Любовью. По тезисно Не согласен что СССР вообще был в этом самом модерне. - Нельзя считать наличие в стране индустрии фактом принадлежности к западной цивилизации потребления. Сверхмодерн... Если никто не знает что это такое, давайте вообще не будем говорить это слово. - ну в самом деле, уже было - Царствие Небесное, Коммунизм... БЛА-БЛА-БЛА Или будем говорить, но тогда описывать что конкретно туда вложено, вплоть до конкретных инструкций по применению. Кургинян и говорит, что у нас был, скажем так - особый Модерн. Не какой-то там с изюминкой чего-то, с перчиком и укрупом, а существенно иной. -------------------- |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 23.12.2024, 9:05 |