Ненасилие Сверхмодерна, а также открытость, связность, солидарность |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Ненасилие Сверхмодерна, а также открытость, связность, солидарность |
30.3.2011, 12:22
Сообщение
#1
|
|
Участник Группа: Пользователи Сообщений: 30 Регистрация: 19.3.2011 Из: Красноярск Пользователь №: 3351 |
Давно размышляю о Ненасилии, прежде всего о феномене Ганди. Ощущаю НЕЧТО, но не могу ухватить...
А также, Сверхмодерн в версии Сергея Кургиняна, - не хватает чего-то, не склеивается в "цельную упругость". И вдруг - прояснилось! Читаю у Григория Померанца: «… Добро не воюет и не побеждает – оно светит на всех и охотнее держится на стороне побежденных. А то, что воюет, всегда причастно Злу… Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое и правое дело, и так до Геенны огненной и до Колымы. Всё рассыпается в прах и люди и системы, но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело, и благодаря нему Зло на Земле не имеет конца. С тех пор, как я это понял, считаю, стиль полемики важнее предмета полемики…» - вот оно! - "стиль полемики важнее предмета полемики" Содержание (Сверхмодерна), по сути, то же - истина, справедливость, красота. Но что же преодолеет возомнившую раковую "превращённую форму", склеит содержание? Может абсолютная Сверхформа, не подверженная превращению? Может эта Сверхформа: "стиль полемики важнее предмета полемики" = НЕНАСИЛИЕ ?! Советский и индийский опыты - по разному трагичные, но равно бесценные нащупывания смыслов будущего. Их соединение сейчас может показаться абсурдным, но, может, на новом витке - неизбежно и спасительно? Может ли стилем "вечного боя" стать стиль НЕНАСИЛИЯ? Тогда, какое это ненасилие и какой бой? Куда перемещается Зло, против которого надо вести Бой, то есть, проявлять легитимизированное насилие? Насилие (то же Отчуждение) изощренно мимикрирует. ТОТАЛЬНОСТЬ превращает невинное в ужасное. Формы превращаются - смыслы меняются. Как? Реклама + Тотальность = [Насилие] = Тоталитаризм... ? -------------------- Андрей Никитин, Красноярск
|
|
|
30.3.2011, 16:22
Сообщение
#2
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 13 Регистрация: 1.3.2011 Пользователь №: 2819 |
Идеи ненасильственного противостояния, проповедуемые Махатмой Ганди, подразумевают наличие явного противника (врага), коим была в те времена колонизаторская Британия. Причем, водораздел 'свой/чужой' должен быть весьма очевиден, в данном случае: индийцы vs британцы. Для солидарности и сплочения индийцев основой служила этническая принадлежность, которая не подразумевает никакой двусмысленности.
Отсюда и успешная реализация идей Ганди в деле освобождения Индии от колонизации. Ко всему прочему, у индийцев перед глазами был их же многолетний опыт насильственного сопротивления британцам, не приведший к успеху. Это обстоятельство служило значимым стимулом для индийцев, чтобы прислушаться к идеям Ганди. Однако идеи Ганди, как мы знаем, не были эффективными во внутриэтническом противостоянии (традиционных индийцев и индийцев-мусульман), ибо здесь нет четкого водораздела, указанного выше. Плюс к этому нет никакой апатии, что насильственные методы заведомо безрезультатны. Идеи Ганди, на мой взгляд, неэффективны в случае мировоззренческого противостояния групп людей (коим и являлось и до сих таковым остается противостояние индийцев и мусульман). Здесь совершенно недостаточно провозглашения ненасилия. Такой пассивный подход сам по себе ничего не даст. Напротив, для избавления от противостояния необходима активность, необходимо общение, нарастающий обмен мнениями, взаимопроникновение мировоззрений на основе общих моментов, которые всегда имеются, что определяется человечностью как таковой. Думаю, человеческую склонность к насилию можно одолеть лишь на основе Христова учения об истине, являющегося по сути мировоззренческой концепцией в рамках которой поясняется, почему всякое насильственное деяние человека в действительности направлено против самого же этого человека. Всякий делающий насилие (т.е. несправедливость, неправедное деяние, зло) делает насилие над собой, ибо через это губит свою жизнь, губит свою душу пред Богом-Творцом. Собственно в этом и есть истинный смысл заповеди "не убий", известной из многих религиозных традиций. Христовы идеи противостояния насилию основаны на небоязни смерти, на непротивлении насильственной смерти. Ибо Иисус проповедал сии идеи (как пример: ударили по щеке, подставь другую / не противься злому), а затем через принятие насильственной смерти (распятие на кресте) и последующего воскресения наглядно продемонстрировал результат своих идей. Всякий принявший праведную (в борьбе за правду, за справедливость) смерть будет непременно воскрешен Богом для новой жизни. Насильники же неминуемо потерпят крах, обратив свое насилие в невозможность своего воскрешения; для них закрыт путь в жизнь вечную, основанную на циклическом перерождении. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 26.12.2024, 7:14 |