Философский диспут: основной вопрос философии |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Философский диспут: основной вопрос философии |
30.3.2011, 18:33
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 123 Регистрация: 10.3.2011 Пользователь №: 3026 |
Здравствуйте.
Открываю тему для обсуждения основного вопроса философии: «Основной вопрос философии, вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще.» (БСЭ) Моим оппонентом выразил согласие быть: metaphysic Предлагаю определения всех философских категорий: сознание, бытие и т.д. использовать из Большой Советской Энциклопедии – дабы не было двусмысленностей. Я сторонник материалистического мировоззрения. Прекрасно материалистическую позицию выразил Сталин: «философский материализм исходит из того, что материя, природа, бытие представляет объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания; что материя первична, так как она является источником ощущений, представлений, сознания, а сознание вторично, производно, так как оно является отображением материи, отображением бытия;» (Сталин "О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ") Ефремов. Сообщение отредактировал Ефремов - 30.3.2011, 18:39 |
|
|
1.4.2011, 7:35
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 123 Регистрация: 10.3.2011 Пользователь №: 3026 |
Здравствуйте.
Георгий «То есть ДУША – понятие религиозное. А ЖИЗНЬ (в значение ДУША) – понятие рациональное (научное)?» В философском словаре душа рассматривается как психика. Наверное, это верно. Например, о какой душе можно говорить у инфузории, - а ведь она тоже живая? «У меня ведь простой вопрос: МОЖНО ЛИ ОПЕРИРОВАТЬ ПОНЯТИЕМ ДУША В РАЦИОНАЛЬНОМ ПОЛЕ?» Конечно. Как только мы дадим приемлемое определение. Например, в понятии «психика» имеет большой практический смысл. Ростислав «А вот вирусы...Даже не знаю.» В рай – однозначно. Вирусы – это один из главных эволюционных механизмов. Они уловчаются переносить гены даже от растений животным и наоборот. metaphysic «Если я знаю, например, о душе больше, чем написано в "Философском словаре", что мне делать.» Насколько я понял, мы собираемся разбираться с явлениями более сложными, чем слова. Для однозначного понимания слов нам надо единый источник. Если Вы считаете, что какое-то значения слова искажено в данном источнике, то приводите свое определение и доказывайте его адекватность реальности – ни кто не запрещает. Но тогда мы будем ждать, при необходимости оппонировать, пока не создадим полный терминологический аппарат. «Скажите, пожалуйста, думаете ли Вы, что с помощью Вашего ФС Вы можете понять сущность ведущегося около 100 лет спора идеалистов и материалистов относительно сути принципов квантовой механики, не удосужившись при этом узнать, что такое интеграл движения, редукция состояний, сцепленные состояния и эффект ЭПР? Считаете ли, что Вашего житейского опыта, никогда не сталкивавшегося с композитными состояниями материальных систем и квантовой механикой, соответственно, достаточно, чтобы судить об устройстве мироздания? Не думаете ли Вы, наконец, что можете спорить, например, с биологом, держа в руках «Словарь биологических терминов»?» Во-первых, не собираюсь спорить, а собираюсь сопоставлять с реальностью. Во-вторых, без словаря невозможно вообще понять биолога не специалисту. Даже задать вопросы для разъяснения. Вы хотите засыпать нас непонятными терминами? Польза от такого диспута нулевая. Я могу только предложить такой вариант: Вы выкладываете все необходимые определения и мы разбираем их до однозначного понимания и адекватность реальности. Но боюсь, что на этом дискуссия и завершится... – я еще не встречал дискуссий перешедших рубеж обсуждения терминов. Ефремов. |
|
|
1.4.2011, 10:25
Сообщение
#3
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 378 Регистрация: 12.10.2009 Пользователь №: 1607 |
Ефремову!
Отвечаю на подразумеваемый Вами вопрос — согласен ли я с определением материи, приведенным в Вашем Словаре. Отвечаю — категорически НЕТ! Не подлежащим сомнению фактом является то, что не все возможные виды материи даны нам в ощущениях. В квантовой механике считается бесспорным фактом, что существуют особые состояния объектов, которые не встречаются в обыденной жизни. Это так называемые композитные состояния материальных систем. Квантовая механика, собственно, и началась тогда, когда физики научились получать в своих лабораториях такого рода объекты. Композитный объект трудно представить себе наглядным образом — это может быть, например, вольтметр, стрелка которого на 90% находится на нуле, а на 10% на единице. Существование таких объектов противоречит догматическому определению материи, поскольку они не даны нам в ощущениях. Магия квантовомеханического эксперимента состоит в том, что, как только вольтметр, находящийся в композитном состоянии, попытается прорваться в наше сознание, происходит необъяснимое никакими уравнениями физики чудо — композитное состояния объекта разрушается, и мы видим вольтметр, стрелка которого указывает либо на нуль, либо на единицу! |
|
|
1.4.2011, 11:12
Сообщение
#4
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 695 Регистрация: 7.11.2010 Пользователь №: 2151 |
Не подлежащим сомнению фактом является то, что ... В квантовой механике считается бесспорным фактом, что ... Вне всякой связи с тем, насколько обоснованы Ваши утверждения хочу заметить, что дискуссия в таком тоне вряд ли может быть конструктивна. Она потому и возникает, что то, что для Вас является "бесспорным фактом", отнюдь не является таковым для Вашего оппонента. Или вообще не является чем-то имеющим отношение к делу. Если Вы пренебрегаете этим продолжая упираться в "бесспорность", то тем самым Вы демонстрируете не силу своей позиции, а ее беспомощность. Увы. Цитата ... существуют особые состояния объектов, которые не встречаются в обыденной жизни. Это так называемые композитные состояния материальных систем. Квантовая механика, собственно, и началась тогда, когда физики научились получать в своих лабораториях такого рода объекты. Композитный объект трудно представить себе наглядным образом — это может быть, например, вольтметр, стрелка которого на 90% находится на нуле, а на 10% на единице. Существование таких объектов противоречит догматическому определению материи, поскольку они не даны нам в ощущениях. Наплюйте на все догматическое, оно по определению не может быть истинным. Вместо сражения с ветряными мельницами попытайтесь объяснить каким образом описанные Вами квантово-механические состояния противоречат материалистической концепции как таковой. Или иначе - каким образом они могут быть доказательствами первичности идеи. Как известно, все фундаментальные уравнения физики инвариантны относительно обращения времени. Это означает, что если в этих уравнениях заменить параметр t на –t, то эти уравнения не изменятся. «Житейски» это можно разъяснить так. Представим себе бильярдный стол без луз, по которому как–то катаются десяток шаров. Будем считать этот бильярд идеальным, т. е., что при столкновении шаров с бортами и между собой потери энергии не происходит, так что эти шары будет кататься вечно. Можно считать, что это некоторая двумерная модель газа. Заснимем теперь происходящее на этом столе на кинопленку. Физика утверждает, что, находясь в просмотровом зале, невозможно сказать прокручивается пленка от начала к концу или от конца к началу. Но если мы будем прокручивать эту пленку в обратном направлении, то все причины и их следствия обязаны поменяться местами. Таким образом, возникает вопрос, откуда берутся в философии категории причины и следствия, а так же необратимые во времени законы диалектического развития, открытые Гегелем? Что Вы думаете на этот счет, уважаемый Оппонент? Смею Вас огорчить. "Необратимые во времени законы диалектического развития" придуманы Вами. Если взять формулировку диалектики Энгельсом в виде трех известных законов, то о необратимости во времени там не сказано ни слова. Думаю, что и Гегель бы несказанно удивился, если бы узнал о такой его интерпретации. Еще хотелось бы заметить, что обратимость во времени - это характерное свойство законов классической механики. Вы уверены, что это свойство сохраняется и в квантовой ? В уравнении Шредингера, например, или Дирака ? Независимо от Вашего ответа хочу добавить, что и в классической, только не механике, а термодинамике, обратимость во времени отсутствует. Процессы там необратимы. Более того, если даже взять примитивную систему - модель идеального газа, - в которой механическая энергия сохраняется и движение и взаимодействие всех молекул - классических абсолютно упругих шариков - описывается уравнениями Ньютона, то и для нее Я.Синай доказал лет 30 назад явление "перемешивания". То есть тот факт, что, просто говоря, память о начальном состоянии со временем стирается. Что же касается категорий причины и следствия, то, смею Вас уверить, они берутся в философии не из физики. И уж наверняка не из классической механики. Вспомните хотя бы тот факт, что философия на 2000 лет старше физики. :-) Сообщение отредактировал Yurixx - 1.4.2011, 11:13 |
|
|
1.4.2011, 13:57
Сообщение
#5
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 378 Регистрация: 12.10.2009 Пользователь №: 1607 |
Еще хотелось бы заметить, что обратимость во времени - это характерное свойство законов классической механики. Вы уверены, что это свойство сохраняется и в квантовой ? В уравнении Шредингера, например, или Дирака ? Независимо от Вашего ответа хочу добавить, что и в классической, только не механике, а термодинамике, обратимость во времени отсутствует. Процессы там необратимы. Более того, если даже взять примитивную систему - модель идеального газа, - в которой механическая энергия сохраняется и движение и взаимодействие всех молекул - классических абсолютно упругих шариков - описывается уравнениями Ньютона, то и для нее Я.Синай доказал лет 30 назад явление "перемешивания". То есть тот факт, что, просто говоря, память о начальном состоянии со временем стирается. Уважаемый Yurixx, все уравнения квантовой механики так же обратимы, как и уравнения механики классической. Необратимый характер носят акты редукции композитных состояний материальных объектов. Но это явление никак не может быть объяснено, исходя из обратимых уравнений этой же механики. Именно с этим связана вековая и безрезультатная полемика вокруг трактовки принципов квантовой механики и роли в ней наблюдателя. Что касается необратимого закона возрастания энтропии, то дискуссия от том, как из обратимых предпосылок возникают необратимые результаты, возникла сразу же после написания Больцманом его кинетического уравнения. Считают, что эта дискуссия, переросшая в травлю, довела Больцмана до самоубийства. Меня вполне устраивает решение этой проблемы, даваемое теоремой Пуанкаре о возвратах. Что касается Я. Синая, то я его работ не читал, но подозреваю… Я склонен в этом вопросе доверять знаменитому знатоку такого рода проблем И. Пригожину, нобелевский лауреат, все-таки. |
|
|
1.4.2011, 20:01
Сообщение
#6
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 695 Регистрация: 7.11.2010 Пользователь №: 2151 |
Уважаемый Yurixx, все уравнения квантовой механики так же обратимы, как и уравнения механики классической. По-видимому Вас кто-то ввел в заблуждение. Для инвариантности уравнения Шредингера относительно обращения времени требуется комплексное сопряжение волновой функции, а это операция не унитарная. Либо же волновая функция должна быть инвариантна относительно этого сопряжения, то есть она должна быть вещественной - явно неправомерное требование. На теорему Пуанкаре можете конечно полагаться сколько хотите, толку от этого немного. Точно также как теорема о существовании и единственности решения дифура - оно-то конечно есть, но для нас остается неизвестным. Вообще, как мне кажется, Вы уж слишком сильно зарылись в математику и физику. И надеетесь, как представляется, оттуда достать необходимые философские смыслы. Я придерживаюсь другой позиции - это философия (если она, конечно, выполняет свои функции, и не шатается по задворкам) должна обогащать смыслами естествознание. А естествознание должно обогащать философию результатами практического опыта. Если этого не происходит, то философия перестает быть, а естествознание без нее, пытаясь мыслить категориями мироздания, теряется в дебрях собственных измышлений. Что в общем и наблюдается сейчас в физике элементарных частиц. Так что, если Вы не возражаете, лучше опуститься на философскую почву и здесь вести предметный разговор. Иначе получится та самая ошибка, когда все процессы во Вселенной сводятся к уравнениям динамики, координатам и импульсам, интегралам движения и прочей узкоспецифической ерунде. |
|
|
1.4.2011, 20:07
Сообщение
#7
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 145 Регистрация: 17.2.2011 Пользователь №: 2627 |
По-видимому Вас кто-то ввел в заблуждение. Для инвариантности уравнения Шредингера относительно обращения времени требуется комплексное сопряжение волновой функции, а это операция не унитарная. Либо же волновая функция должна быть инвариантна относительно этого сопряжения, то есть она должна быть вещественной - явно неправомерное требование. На теорему Пуанкаре можете конечно полагаться сколько хотите, толку от этого немного. Точно также как теорема о существовании и единственности решения дифура - оно-то конечно есть, но для нас остается неизвестным. Вообще, как мне кажется, Вы уж слишком сильно зарылись в математику и физику. И надеетесь, как представляется, оттуда достать необходимые философские смыслы. Я придерживаюсь другой позиции - это философия (если она, конечно, выполняет свои функции, и не шатается по задворкам) должна обогащать смыслами естествознание. А естествознание должно обогащать философию результатами практического опыта. Если этого не происходит, то философия перестает быть, а естествознание без нее, пытаясь мыслить категориями мироздания, теряется в дебрях собственных измышлений. Что в общем и наблюдается сейчас в физике элементарных частиц. Так что, если Вы не возражаете, лучше опуститься на философскую почву и здесь вести предметный разговор. Иначе получится та самая ошибка, когда все процессы во Вселенной сводятся к уравнениям динамики, координатам и импульсам, интегралам движения и прочей узкоспецифической ерунде. Это тот случай, когда философские воззрения человека качественно не влияют на его самочувствие, пищеварение и наблюдаемый в мире порядок вещей. В этом плане философские смыслы и законы "метафизики" могут существовать в бесконечном количестве вариантов не ломая при этом реальность. |
|
|
1.4.2011, 20:17
Сообщение
#8
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2036 Регистрация: 1.8.2010 Пользователь №: 1892 |
Это тот случай, когда философские воззрения человека качественно не влияют на его самочувствие, пищеварение и наблюдаемый в мире порядок вещей. В этом плане философские смыслы и законы "метафизики" могут существовать в бесконечном количестве вариантов не ломая при этом реальность. Нельзя покушать и потрогать = бесполезна и бессмысленна? |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 23.12.2024, 11:37 |