воспоминания о будущем |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
воспоминания о будущем |
4.5.2008, 20:26
Сообщение
#1
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 12 Регистрация: 27.7.2007 Пользователь №: 1255 |
О чем фильм Вольфганга Беккера «Гуд бай, Ленин!»? Только ли о неизбывной сыновней любви? А также о роли ностальгии в сознании человека? Или о возможности воскресить неосуществленное прошлое? Или обо всем этом сразу?
На фоне сонма бездарных, по большей части мелодраматических мистификаций выделяется мастерски сработанный боевик «Хвост вертит собакой» Барри Левинсона. Что же - фильм Беккера всего лишь «наш» ответ Голливуду? Стремительность развертывания действия, близкий по виртуозности уровень исполнительской и режиссерской работы - вот и все, однако, что связывает эти работы. Все-таки фильм Барри Левинсона перенасыщен цинизмом и крепко сбитыми, но затасканными мизансценами. Дело в том, что фильм Вольфганга Беккера наполнен мягкой лирикой человеческой теплоты, неподдельной искренности. Фильм Беккера о людях и воспевает лучшее в них поверх барьеров и шор. В нем нет места штампам западной киноидустрии. Политический же контекст на первый взгляд «притянут за уши», возникает недоумение - а зачем он вообще введен в оборот? Только ли потому, что авторов заела личная ностальгия по минувшему? Чем дальше во времени мы отдаляемся от эпохи слома восточногерманского государства, по мере выхода мемуаров непосредственных участников «действа» и облегчения доступа к архивам нагляднее становится степень взаимной мифологизации обществ ГДР и ФРГ. Правящие структуры без удержу вели взаимную интоксикацию общественного мнения обоих государств пропагандистскими мифами, затемняющими реальную глубину противоречий, не гнушаясь идеологическими диверсиями. Поддержание состояния холодной войны приносило для элит существенные внутриполитические выгоды. В 80-ых годах произошел перелом: германо-германский диалог обвально перерос рамки контролируемого сверхдержавами экономического сближения (пресловутая конвергенция). Горбачев отказал в поддержке союзнику, проще говоря - предал самых верных друзей, позволил Западу разыграть крапленую карту «германского самоопределения» и раздавить попытку обновления режима в ГДР. Почему события, случившееся в ФРГ в 1968 году, повлекшие всплеск социального конфликтного потенциала не привели к реформам в ФРГ? Германия находилась в эпицентре противоборства двух глобальных систем, не позволивших сломать статус-кво. Входящее в политическую зрелость поколение западных немцев в неявной форме протестовало против раскола нации на ФРГ и ГДР, представляя их единство на путях преодоления капитализма и милитаризма. Реакционная же фракция западногерманских интеллектуалов старшего поколения решила пожертвовать антифашистской, антимилитаристской идеологией, посредством фокусировки общественного внимания на дефектах исторической практики по другую сторону германо-германской границы, возведения их в ранг главной общегерманской проблемы. Самые невероятные мечты антикоммунистов сбылись. Освобожденные от сдерживающего гуманистического начала, избавленные от необходимости прикрывать властные амбиции восточноевропейские диссиденты вызывают омерзение. Попраны идеалы, борьбой за осуществление которых они обязаны своими политическими карьерами. Для интеллектуалов наступил момент истины. Самые честные из них вполне осознают безнадежность гуманизации и нравственную пустоту. Кшиштоф Занусси назвал поучительную книгу мемуаров трагично - «Пора умирать». По минованию «злобы дня» многие идеологические наслоения, возводившие «тень на плетень», уже не эффективны и за ненадобностью гниют на исторической свалке и раскрывается яснее фундамент общественного строя ГДР. Коммунизм как проект проявляет все признаки воскресения. Демифологизация эпохи существования ГДР, проводимая объективными историками и политиками, влечет за собой соответствующее раскрепощение немецкого сознания, избавление его от оголтелых антикоммунистических напластований, моральное обновление. Иоахим Фест выразил это горькими словами: «По-видимому, моральный импульс следует за политическими убеждениями». Вольфганг Беккера своей работой задает высокую планку гуманистических поисков. |
|
|
28.5.2008, 21:07
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 1158 Регистрация: 8.6.2007 Пользователь №: 1244 |
Фильм действительно "работает" с ностальгией по социалистическому прошлому. Он дает право жившим в ГДР сказать: "Да, наши огурчики были не хуже, чем в Голландии!" И ведь, правда, наверно, они были ничуть не хуже.
Фильм с иронией показывает преображение соседки главной героини, когда из хорошо одетой, приличной женщины средних лет она вдруг превращается в угоду новой моде в нечто, обтянутое брюками, футболкой и прической "я упала с самосвала, тормозила головой". В общем, у зрителя складывается приятное ощущение, что хорошо было в ГДР! Много было правильного, и мальчик, который так по-доброму относится к маме, хороший мальчик. Но дело, конечно, не в мальчике! Дело в маме! В фильме мама зрителю преподносится как верная сторонница социализма. После личной трагедии - муж убежал с любовницей на Запад, героиня посвящает себя служению родине, воспитанию детей и общественной деятельности. И мальчик ухаживает за вышедшей из комы матерью, считая, что она не вынесет известия о том, что мира, который она любила, больше нет. Что же выясняется в конце фильма? Выясняется, что мама, понимая, что ее мужа заедают на работе, не дают ему творчески расти, решила бежать с ним в западный Берлин! Муж сбежал, а она в последний момент струсила. Представляете? Ее искренняя любовь к социалистическому строю - ложь! И дети росли, считая, что папа их бросил! Вот такая в основе фильма "шиза". Начинается все с ностальгии по социалистическому прошлому, огурчикам, песенкам, а заканчивается тем, что жителей в этой стране заедали, и терпели они все из страха. Если мать главного героя олицетворяет собой ГДР, то страна впала не в кому, а в тяжелый маразм. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 29.12.2024, 4:35 |