Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

воспоминания о будущем
mayorov
сообщение 4.5.2008, 20:26
Сообщение #1


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Регистрация: 27.7.2007
Пользователь №: 1255



О чем фильм Вольфганга Беккера «Гуд бай, Ленин!»? Только ли о неизбывной сыновней любви? А также о роли ностальгии в сознании человека? Или о возможности воскресить неосуществленное прошлое? Или обо всем этом сразу?
На фоне сонма бездарных, по большей части мелодраматических мистификаций выделяется мастерски сработанный боевик «Хвост вертит собакой» Барри Левинсона. Что же - фильм Беккера всего лишь «наш» ответ Голливуду? Стремительность развертывания действия, близкий по виртуозности уровень исполнительской и режиссерской работы - вот и все, однако, что связывает эти работы. Все-таки фильм Барри Левинсона перенасыщен цинизмом и крепко сбитыми, но затасканными мизансценами.
Дело в том, что фильм Вольфганга Беккера наполнен мягкой лирикой человеческой теплоты, неподдельной искренности. Фильм Беккера о людях и воспевает лучшее в них поверх барьеров и шор. В нем нет места штампам западной киноидустрии. Политический же контекст на первый взгляд «притянут за уши», возникает недоумение - а зачем он вообще введен в оборот? Только ли потому, что авторов заела личная ностальгия по минувшему?
Чем дальше во времени мы отдаляемся от эпохи слома восточногерманского государства, по мере выхода мемуаров непосредственных участников «действа» и облегчения доступа к архивам нагляднее становится степень взаимной мифологизации обществ ГДР и ФРГ. Правящие структуры без удержу вели взаимную интоксикацию общественного мнения обоих государств пропагандистскими мифами, затемняющими реальную глубину противоречий, не гнушаясь идеологическими диверсиями. Поддержание состояния холодной войны приносило для элит существенные внутриполитические выгоды. В 80-ых годах произошел перелом: германо-германский диалог обвально перерос рамки контролируемого сверхдержавами экономического сближения (пресловутая конвергенция). Горбачев отказал в поддержке союзнику, проще говоря - предал самых верных друзей, позволил Западу разыграть крапленую карту «германского самоопределения» и раздавить попытку обновления режима в ГДР.
Почему события, случившееся в ФРГ в 1968 году, повлекшие всплеск социального конфликтного потенциала не привели к реформам в ФРГ? Германия находилась в эпицентре противоборства двух глобальных систем, не позволивших сломать статус-кво. Входящее в политическую зрелость поколение западных немцев в неявной форме протестовало против раскола нации на ФРГ и ГДР, представляя их единство на путях преодоления капитализма и милитаризма. Реакционная же фракция западногерманских интеллектуалов старшего поколения решила пожертвовать антифашистской, антимилитаристской идеологией, посредством фокусировки общественного внимания на дефектах исторической практики по другую сторону германо-германской границы, возведения их в ранг главной общегерманской проблемы.
Самые невероятные мечты антикоммунистов сбылись. Освобожденные от сдерживающего гуманистического начала, избавленные от необходимости прикрывать властные амбиции восточноевропейские диссиденты вызывают омерзение. Попраны идеалы, борьбой за осуществление которых они обязаны своими политическими карьерами. Для интеллектуалов наступил момент истины. Самые честные из них вполне осознают безнадежность гуманизации и нравственную пустоту. Кшиштоф Занусси назвал поучительную книгу мемуаров трагично - «Пора умирать».
По минованию «злобы дня» многие идеологические наслоения, возводившие «тень на плетень», уже не эффективны и за ненадобностью гниют на исторической свалке и раскрывается яснее фундамент общественного строя ГДР. Коммунизм как проект проявляет все признаки воскресения. Демифологизация эпохи существования ГДР, проводимая объективными историками и политиками, влечет за собой соответствующее раскрепощение немецкого сознания, избавление его от оголтелых антикоммунистических напластований, моральное обновление. Иоахим Фест выразил это горькими словами: «По-видимому, моральный импульс следует за политическими убеждениями». Вольфганг Беккера своей работой задает высокую планку гуманистических поисков.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
Tapa
сообщение 28.5.2008, 23:24
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 3534
Регистрация: 27.5.2006
Из: Москва
Пользователь №: 1444



Уж не знаю, во что там впала ГДР, но мама, вокруг которой все хлопочут, явно не выпадала из лжи. Это ее привычное состояние. Она ведь всю жизнь (Maja только что уточнила «семейный сюжет») лгала, «отдаваясь без остатка» партийной работе. Лжет и выйдя из комы. Если я правильно помню фильм (давно смотрела) в конце еще выясняется, что не только дети оберегают мать от новых реалий, разыгрывая спектакль, но и мать оберегает их, подыгрывая доморощенной постановке - давно все поняла, но... роль есть роль. И вот, наконец, герои могут сбросить всю ветошь и посмотреть правде в глаза!
То есть, конечно, фильм о лже-социализме в ГДР (так это видится фээргешному режиссеру, а как было на самом деле - судить не берусь, не видела) и густо приправлен розовыми соплями сочувствия к «меньшим братьям».
Где Mayorov разглядел скорбь об утерянном социализме - не понимаю. Очень пропагандистский фильм, задающий гэдээровским немцам некий стереотип переосмысления своей истории и себя. Костыли для «вновьприбывших».
А если уж говорить о проблеме ГДР, «Легенда Риты» намного серьезнее эту проблему вскрывает. И их, полученный «в нагрузку к поражению» социализм. И наше предательство. И трагедию тех, кто не конъюнктурно, а идейно присягнул социализму. Вот в этом фильме есть действительно левый пафос (сделан он, кстати, тоже режиссером из ФРГ).

P.S. Добавлю, что тезис Alex`а о "победа немецкого народа над американо-СССРовской пропагандой" кажется мне весьма неубедительным. Ведь тогда фильм должен был называться "Ауффидерзейн, Ленин!", не правда ли? :)
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- mayorov   воспоминания о будущем   4.5.2008, 20:26
- - Alex   Фильм режиссера Вольфганга Бекера (к стати, сам он...   27.5.2008, 18:40
- - Maja   Фильм действительно "работает" с ностальгией по со...   28.5.2008, 21:07
- - Tapa   Уж не знаю, во что там впала ГДР, но мама, вокруг ...   28.5.2008, 23:24
- - syncmaster   привет, по свежим впечатлениям разница между запа...   29.5.2008, 15:47
- - mayorov   Представим послевоенную историю Германии в виде та...   30.5.2008, 15:38
- - Марта   Alex пишет: «Падение Стены - это, прежде всего, по...   23.6.2008, 11:39
- - Tapa   Да, Вы правы Марта, большинство «настраивается на ...   23.6.2008, 20:08
- - mayorov   Прошу обратить внимание, что в данной дискуссии ре...   25.6.2008, 18:02
- - Марта   Уважаемая Тара, позвольте с Вами несогласиться. Ка...   1.7.2008, 16:21
- - Tapa   Уважаемая Марта, я изначально в целом поняла, что ...   5.7.2008, 20:54
- - Tapa   Прошу прощения, нахоясь не у своего компьютера, сл...   5.7.2008, 21:07
- - Tapa   Если вернуться к теме фильма «Гуд бай, Ленин!», мо...   6.7.2008, 22:54
- - Maja   То, что идея труда как богоугодного дела жила не д...   10.7.2008, 10:24


Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 29.12.2024, 4:43