воспоминания о будущем |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
воспоминания о будущем |
4.5.2008, 20:26
Сообщение
#1
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 12 Регистрация: 27.7.2007 Пользователь №: 1255 |
О чем фильм Вольфганга Беккера «Гуд бай, Ленин!»? Только ли о неизбывной сыновней любви? А также о роли ностальгии в сознании человека? Или о возможности воскресить неосуществленное прошлое? Или обо всем этом сразу?
На фоне сонма бездарных, по большей части мелодраматических мистификаций выделяется мастерски сработанный боевик «Хвост вертит собакой» Барри Левинсона. Что же - фильм Беккера всего лишь «наш» ответ Голливуду? Стремительность развертывания действия, близкий по виртуозности уровень исполнительской и режиссерской работы - вот и все, однако, что связывает эти работы. Все-таки фильм Барри Левинсона перенасыщен цинизмом и крепко сбитыми, но затасканными мизансценами. Дело в том, что фильм Вольфганга Беккера наполнен мягкой лирикой человеческой теплоты, неподдельной искренности. Фильм Беккера о людях и воспевает лучшее в них поверх барьеров и шор. В нем нет места штампам западной киноидустрии. Политический же контекст на первый взгляд «притянут за уши», возникает недоумение - а зачем он вообще введен в оборот? Только ли потому, что авторов заела личная ностальгия по минувшему? Чем дальше во времени мы отдаляемся от эпохи слома восточногерманского государства, по мере выхода мемуаров непосредственных участников «действа» и облегчения доступа к архивам нагляднее становится степень взаимной мифологизации обществ ГДР и ФРГ. Правящие структуры без удержу вели взаимную интоксикацию общественного мнения обоих государств пропагандистскими мифами, затемняющими реальную глубину противоречий, не гнушаясь идеологическими диверсиями. Поддержание состояния холодной войны приносило для элит существенные внутриполитические выгоды. В 80-ых годах произошел перелом: германо-германский диалог обвально перерос рамки контролируемого сверхдержавами экономического сближения (пресловутая конвергенция). Горбачев отказал в поддержке союзнику, проще говоря - предал самых верных друзей, позволил Западу разыграть крапленую карту «германского самоопределения» и раздавить попытку обновления режима в ГДР. Почему события, случившееся в ФРГ в 1968 году, повлекшие всплеск социального конфликтного потенциала не привели к реформам в ФРГ? Германия находилась в эпицентре противоборства двух глобальных систем, не позволивших сломать статус-кво. Входящее в политическую зрелость поколение западных немцев в неявной форме протестовало против раскола нации на ФРГ и ГДР, представляя их единство на путях преодоления капитализма и милитаризма. Реакционная же фракция западногерманских интеллектуалов старшего поколения решила пожертвовать антифашистской, антимилитаристской идеологией, посредством фокусировки общественного внимания на дефектах исторической практики по другую сторону германо-германской границы, возведения их в ранг главной общегерманской проблемы. Самые невероятные мечты антикоммунистов сбылись. Освобожденные от сдерживающего гуманистического начала, избавленные от необходимости прикрывать властные амбиции восточноевропейские диссиденты вызывают омерзение. Попраны идеалы, борьбой за осуществление которых они обязаны своими политическими карьерами. Для интеллектуалов наступил момент истины. Самые честные из них вполне осознают безнадежность гуманизации и нравственную пустоту. Кшиштоф Занусси назвал поучительную книгу мемуаров трагично - «Пора умирать». По минованию «злобы дня» многие идеологические наслоения, возводившие «тень на плетень», уже не эффективны и за ненадобностью гниют на исторической свалке и раскрывается яснее фундамент общественного строя ГДР. Коммунизм как проект проявляет все признаки воскресения. Демифологизация эпохи существования ГДР, проводимая объективными историками и политиками, влечет за собой соответствующее раскрепощение немецкого сознания, избавление его от оголтелых антикоммунистических напластований, моральное обновление. Иоахим Фест выразил это горькими словами: «По-видимому, моральный импульс следует за политическими убеждениями». Вольфганг Беккера своей работой задает высокую планку гуманистических поисков. |
|
|
1.7.2008, 16:21
Сообщение
#2
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 7 Регистрация: 7.3.2008 Пользователь №: 1322 |
Уважаемая Тара, позвольте с Вами несогласиться. Капитализм - это религия. Маммонопоклонничество. Дух наживы, «золотой телец», объединил под знамёнами, казалось бы, неочевидного культа миллионы людей.
Амбиции у него огромны - охватить весь мир. «Ведь религия (любая) отвечает на вопрос о смысле человеческого существования. Делает его о-смысленным». И дает «формулу Спасения». Капитализм тоже отвечает на этот вопрос. Ответ - экзистенция: «Живи сегодняшним днём! А после нас - хоть потоп!». В слогане «Потребляй - работай - сдохни!» главное слово - «потребляй», так как для этого адепты культа готовы работать и сдохнуть. «И дает «формулу Спасения». У капиталистов есть устремления в будущее, например, обеспечить не только свою жизнь, но и жизнь своих детей и детей своих детей ещё на несколько поколений вперёд. Но несмотря на мечты о вечном господстве, ориентирована эта историческая формация, как уже говорилось, прежде всего на настоящее. «Формулу спасения» от бессмысленной и беспощадной жизни: «Ешь, пей, веселись, ибо завтра умрём», - капитализм пояснил: «Работай, обогащайся, стремись к власти», чтобы «есть пить и веселиться». К сожалению, веских оснований для оптимизма здесь действительно нет. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 29.12.2024, 4:47 |