Крылья |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Крылья |
![]()
Сообщение
#1
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 113 Регистрация: 3.11.2007 Пользователь №: 1282 ![]() |
Добрый день!
Хотел бы поделиться своими впечатлениями по поводу фильма Л.Шепитько "Крылья", показанного на киноклубе 26 июня. Первое, что меня поразило, скажем так, "документальность" этого произведения. То есть, я поймал себя на ощущении, что значительную часть фильма воспринимал как некий реальный жизненный сюжет и существование актеров (специально не хочу применять слово "игра") только усиливало это впечатление. Второе. Это та пронзительность, с которой уже в 60-е годы была передана отчужденность между двумя поколениями - прошедшим войну и родившимся после нее. Здесь и разная требовательность к себе. Так дочь героини (бывшего военного летчика) говорит, что матери надо уходит из педагогики и пусть этим "занимаются другие". И эта жизненная позиция является совершенно чужой для героини, которая привыкла работать за себя и помогать другим. Здесь и своеобразная "жажда жизни", отличающая старшее поколение, открыто воспринимающее все новое, что происходит вокруг и чуткое реагирующее на чужую боль и неблагополучие. И третье. Пронзительно показана трагедия той части военного поколения, которое пришло с войны и с трудом вписывалось в мирную жизнь или так и не смогло в нее вписаться. Судя по сюжету, героиня из военной летчицы "переквалифицировалась" в педагога и занимала чиновничьи должности в системе образования. Но ей невероятно "тесно в костюме чиновника". Это совершенно другая натура, которая привыкла жить с совершенно другой степенью риска, открытости и самоотдачи. И возможно от того, что человек "находится не на своем месте", и происходят ошибки и неудачи на педагогическом поприще, конфликты с учениками. После одного из них, когда "трудный подросток" сказал, что он "ненавидит" педагога, героиня решила "вырваться из клетки" начать жить по-другому. (Очень интересны в этом отношении на протяжении фильма ее мысленные "полеты" высоко в облаках, выражающие сильную тоску по небу, по другому масштабу деятельности.) И не случайно, героиня ушла туда, где ее знают и любят - на аэродром, к работающим там боевым товарищам, подрастающему новому поколению летчиков. Она садится в учебный самолет и неожиданно для всех взлетает. Одной из причин, по которой (по моему мнению) героиня ушла из авиации - это гибель любимого человека (тоже летчика) в воздушном бою, в котором и она принимала участие. И препятствием для продолжения летной карьеры вполне могла стать эта тяжелая психологическая травма (каждый полет невольно напоминал бы тот страшный военный эпизод). И вот, спустя годы, героиня садится в самолет, который молодые летчики катят в ангар (что для героини, судя по ее глазам, равносильно еще одной "клетке") и неожиданно для всех взлетает. И для кого-то из зрителей, это грустный финал жизни и фильма. Но мне кажется, что это - старт героини в другую жизнь, попытка вылечить свою военную травму, преодолеть себя и остаться верной своему предназначению - летать. Попытка жить с той страстью и самоотдачей, с которыми живут "люди полета". |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 1158 Регистрация: 8.6.2007 Пользователь №: 1244 ![]() |
Оригинальное прочтенье конца фильма...
На мой взгляд режиссер и актриса смогли ясно выразить в фильме именно то, что хотели: разрыв между воевавшими и их детьми, обожженность войной, невозможность проживших яркую трагичную жизнь на войне погрузиться в обычное мирское болото, невозможность смириться с потерей близких. Героиня кроме всего этого переживает еще и вынужденную разлуку с любимым делом - авиацией. Но я уверена, что она воевала и после трагической гибели близкого человека. По-моему прочтение фильма, и особенно его конца, через сцену гибели возлюбленного героини - дань моде. Конец фильма - это конечно не решение личной, экзистенциальной проблемы героини. Странная мысль! Конец фильма, когда героиня неожиданно взлетает ввысь на учебном самолете и на весь экзан высвечивается слово КОНЕЦ - это знак режиссера, что проблема не решаема. Разрыв между воевавшими, многие из которых погибли, и живущими - неумолимый факт. У этой проблемы нет решения. Милые послевоенные дети по-своему хороши, но они не в состоянии преодолеть этот барьер непонимания, так же как их родители не в состоянии донести до них разницу между ТЕМ и обычной жизнью. То, что Шепитько вкладывает именно такой смысл в фильм ясно и из других ее работ. Например, ей не дали снимать фильм "Белорусский вокзал", так как не устроила ее чересчур серьезная и строгая интерпретация сценария. Опять на первый план выходила проблема невозможности военного поколения найти себя в мирной жизни. И не так важно, что именно происходит в конце "Крыльев" - гибнет героиня или приземляется на землю. Это остается за кадром, так как главное лучше всего сказать именно так: мыслями, чувствами, страстями - всем, она неразрывна связана с погибшими товарищами. Конечно, как говорили после просмотра фильма военные летчицы - многие нашли себя в мирной жизни. Освоили новые профессии, обзавелись семьями. Но режиссер, показывая несколько дней жизни своей героини, раскрывает вопрос о войне, о сущности человека. Он должен ярко показать не очень явное в обыденной жизни. Это не гипербола - это описание того, что есть, но встречается, конечно, не на каждом шагу. |
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 22.4.2025, 13:03 |