Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Крылья
traveller
сообщение 10.7.2008, 20:57
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 113
Регистрация: 3.11.2007
Пользователь №: 1282



Добрый день!
Хотел бы поделиться своими впечатлениями по поводу фильма Л.Шепитько "Крылья", показанного на киноклубе 26 июня.
Первое, что меня поразило, скажем так, "документальность" этого произведения. То есть, я поймал себя на ощущении, что значительную часть фильма воспринимал как некий реальный жизненный сюжет и существование актеров (специально не хочу применять слово "игра") только усиливало это впечатление.
Второе. Это та пронзительность, с которой уже в 60-е годы была передана отчужденность между двумя поколениями - прошедшим войну и родившимся после нее.
Здесь и разная требовательность к себе. Так дочь героини (бывшего военного летчика) говорит, что матери надо уходит из педагогики и пусть этим "занимаются другие". И эта жизненная позиция является совершенно чужой для героини, которая привыкла работать за себя и помогать другим.
Здесь и своеобразная "жажда жизни", отличающая старшее поколение, открыто воспринимающее все новое, что происходит вокруг и чуткое реагирующее на чужую боль и неблагополучие.
И третье. Пронзительно показана трагедия той части военного поколения, которое пришло с войны и с трудом вписывалось в мирную жизнь или так и не смогло в нее вписаться. Судя по сюжету, героиня из военной летчицы "переквалифицировалась" в педагога и занимала чиновничьи должности в системе образования. Но ей невероятно "тесно в костюме чиновника". Это совершенно другая натура, которая привыкла жить с совершенно другой степенью риска, открытости и самоотдачи. И возможно от того, что человек "находится не на своем месте", и происходят ошибки и неудачи на педагогическом поприще, конфликты с учениками.
После одного из них, когда "трудный подросток" сказал, что он "ненавидит" педагога, героиня решила "вырваться из клетки" начать жить по-другому. (Очень интересны в этом отношении на протяжении фильма ее мысленные "полеты" высоко в облаках, выражающие сильную тоску по небу, по другому масштабу деятельности.) И не случайно, героиня ушла туда, где ее знают и любят - на аэродром, к работающим там боевым товарищам, подрастающему новому поколению летчиков.
Она садится в учебный самолет и неожиданно для всех взлетает.
Одной из причин, по которой (по моему мнению) героиня ушла из авиации - это гибель любимого человека (тоже летчика) в воздушном бою, в котором и она принимала участие. И препятствием для продолжения летной карьеры вполне могла стать эта тяжелая психологическая травма (каждый полет невольно напоминал бы тот страшный военный эпизод).
И вот, спустя годы, героиня садится в самолет, который молодые летчики катят в ангар (что для героини, судя по ее глазам, равносильно еще одной "клетке") и неожиданно для всех взлетает.
И для кого-то из зрителей, это грустный финал жизни и фильма.
Но мне кажется, что это - старт героини в другую жизнь, попытка вылечить свою военную травму, преодолеть себя и остаться верной своему предназначению - летать. Попытка жить с той страстью и самоотдачей, с которыми живут "люди полета".
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
traveller
сообщение 11.7.2008, 19:33
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 113
Регистрация: 3.11.2007
Пользователь №: 1282



Maja, я вижу, что разница наших позиций ТОЛЬКО в трактовке окончания фильма.
Да, существует разрыв между поколениями.
Да, существовала большая проблема - вписаться бывшим фронтовикам в мирную жизнь. Но они ее строили заново и многие через это и находили в ней свое место, а кто-то не мог (эта ситуация и показана в фильме).
Да, возможно, режиссер говорит своей работой, что "проблема (разрыв между поколениями) не решаема"... Или у этой проблемы невероятно сложное и нетривиальное решение. По-крайней мере, в фильме мы видим довольно разных представителей молодого поколения. Например, молодых летчиков (не прошедших войны), готовящихся к соревнованиям. И у них совершенно другое отношение к своим учителям, к самой героине, (и, по-моему) к их жизненному опыту и к войне.
Сразу оговорюсь, что, к сожалению, таких представителей было меньшинство. И их наличие в целом не разрешало проблемы. Не одна Л.Шепитько остро чувствовала и передавала эту ситуацию. На киноклубе мы смотрели и другие талантливые фильмы 60-70-х годов, посвященные этой больной теме.

Думаю, что мое "прочтение конца фильма" не отличается особой оригинальностью. В чем оригинальность? В том, что героиня села в самолет и взлетела не для того, чтобы погибнуть (так как "проблема не решаема"), а... вернуться? Вернуться в авиацию, к тем людям, которые ее ценят и любят. Вернуться, в эту мирную жизнь уже немного другим человеком и найти в ней свое место. Но она уже сделала к этому первый шаг, когда ушла из педагогики и пришла на аэродром.
Окончание фильма очень ярко фиксирует остроту и сложность самой проблемы (преодоление разрыва между поколениями). И я согласен с тем, что та или иная его трактовка мало чего дает для разрешения этой ситуации.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме


Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 27.12.2024, 23:28