Крылья |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Крылья |
10.7.2008, 20:57
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 113 Регистрация: 3.11.2007 Пользователь №: 1282 |
Добрый день!
Хотел бы поделиться своими впечатлениями по поводу фильма Л.Шепитько "Крылья", показанного на киноклубе 26 июня. Первое, что меня поразило, скажем так, "документальность" этого произведения. То есть, я поймал себя на ощущении, что значительную часть фильма воспринимал как некий реальный жизненный сюжет и существование актеров (специально не хочу применять слово "игра") только усиливало это впечатление. Второе. Это та пронзительность, с которой уже в 60-е годы была передана отчужденность между двумя поколениями - прошедшим войну и родившимся после нее. Здесь и разная требовательность к себе. Так дочь героини (бывшего военного летчика) говорит, что матери надо уходит из педагогики и пусть этим "занимаются другие". И эта жизненная позиция является совершенно чужой для героини, которая привыкла работать за себя и помогать другим. Здесь и своеобразная "жажда жизни", отличающая старшее поколение, открыто воспринимающее все новое, что происходит вокруг и чуткое реагирующее на чужую боль и неблагополучие. И третье. Пронзительно показана трагедия той части военного поколения, которое пришло с войны и с трудом вписывалось в мирную жизнь или так и не смогло в нее вписаться. Судя по сюжету, героиня из военной летчицы "переквалифицировалась" в педагога и занимала чиновничьи должности в системе образования. Но ей невероятно "тесно в костюме чиновника". Это совершенно другая натура, которая привыкла жить с совершенно другой степенью риска, открытости и самоотдачи. И возможно от того, что человек "находится не на своем месте", и происходят ошибки и неудачи на педагогическом поприще, конфликты с учениками. После одного из них, когда "трудный подросток" сказал, что он "ненавидит" педагога, героиня решила "вырваться из клетки" начать жить по-другому. (Очень интересны в этом отношении на протяжении фильма ее мысленные "полеты" высоко в облаках, выражающие сильную тоску по небу, по другому масштабу деятельности.) И не случайно, героиня ушла туда, где ее знают и любят - на аэродром, к работающим там боевым товарищам, подрастающему новому поколению летчиков. Она садится в учебный самолет и неожиданно для всех взлетает. Одной из причин, по которой (по моему мнению) героиня ушла из авиации - это гибель любимого человека (тоже летчика) в воздушном бою, в котором и она принимала участие. И препятствием для продолжения летной карьеры вполне могла стать эта тяжелая психологическая травма (каждый полет невольно напоминал бы тот страшный военный эпизод). И вот, спустя годы, героиня садится в самолет, который молодые летчики катят в ангар (что для героини, судя по ее глазам, равносильно еще одной "клетке") и неожиданно для всех взлетает. И для кого-то из зрителей, это грустный финал жизни и фильма. Но мне кажется, что это - старт героини в другую жизнь, попытка вылечить свою военную травму, преодолеть себя и остаться верной своему предназначению - летать. Попытка жить с той страстью и самоотдачей, с которыми живут "люди полета". |
|
|
15.7.2008, 0:21
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 1158 Регистрация: 8.6.2007 Пользователь №: 1244 |
«Крылья» это, конечно, не «Отцы и дети». Но все же я готова выставить «счет» дочке героини фильма и ее друзьям. Так уж сложилось, что на них лег большой груз ответственности. Больший, чем, возможно, им бы хотелось, и исключительно «внутренний». Этому поколению, никто в укор не говорил: «Мы за вас воевали». Как я это наблюдала - им хотели дать все, что только возможно, хотели дать Счастье.
А счастье это вылилось в очень бытовое счастье, хорошо описанное у Чехова. Сцена, когда героиня наблюдает за разговором друзей дочери на кухне, мне навязчиво напоминает начало чеховского «Ионыча». Герой с упоением слушает повесть, начинающуюся словами: «Мороз крепчал...» Вот так незаметно и началось его сползание. С мелочей... На кухне царит взаимопонимание, обсуждаются любопытные для всех подробности, но совсем не чувствуется страдания. Можно спросить, а зачем оно, при чем здесь теплая беседа и страдание? Так в другом рассказе герой Чехова думает: «Я был студентом, я голодал, учился и заслужил это счастье». Но счастье, оказывается, заключается в надоевшей работе в гимназии, пошлой жене и нарастающей тоске по студенческому голодному времени. То, что мы видим в фильме, это состояние, когда тоска по чему-то большему, по «голодному студенческому времени» не предвидится даже в далеком будущем. Такое ощущение, что все поколение хочет застыть в сладкой истоме и без мыслей сидеть и писать, как у Чехова: «бедная Варя, бедная Варя...». |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 27.12.2024, 23:32 |