Крылья |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Крылья |
![]()
Сообщение
#1
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 113 Регистрация: 3.11.2007 Пользователь №: 1282 ![]() |
Добрый день!
Хотел бы поделиться своими впечатлениями по поводу фильма Л.Шепитько "Крылья", показанного на киноклубе 26 июня. Первое, что меня поразило, скажем так, "документальность" этого произведения. То есть, я поймал себя на ощущении, что значительную часть фильма воспринимал как некий реальный жизненный сюжет и существование актеров (специально не хочу применять слово "игра") только усиливало это впечатление. Второе. Это та пронзительность, с которой уже в 60-е годы была передана отчужденность между двумя поколениями - прошедшим войну и родившимся после нее. Здесь и разная требовательность к себе. Так дочь героини (бывшего военного летчика) говорит, что матери надо уходит из педагогики и пусть этим "занимаются другие". И эта жизненная позиция является совершенно чужой для героини, которая привыкла работать за себя и помогать другим. Здесь и своеобразная "жажда жизни", отличающая старшее поколение, открыто воспринимающее все новое, что происходит вокруг и чуткое реагирующее на чужую боль и неблагополучие. И третье. Пронзительно показана трагедия той части военного поколения, которое пришло с войны и с трудом вписывалось в мирную жизнь или так и не смогло в нее вписаться. Судя по сюжету, героиня из военной летчицы "переквалифицировалась" в педагога и занимала чиновничьи должности в системе образования. Но ей невероятно "тесно в костюме чиновника". Это совершенно другая натура, которая привыкла жить с совершенно другой степенью риска, открытости и самоотдачи. И возможно от того, что человек "находится не на своем месте", и происходят ошибки и неудачи на педагогическом поприще, конфликты с учениками. После одного из них, когда "трудный подросток" сказал, что он "ненавидит" педагога, героиня решила "вырваться из клетки" начать жить по-другому. (Очень интересны в этом отношении на протяжении фильма ее мысленные "полеты" высоко в облаках, выражающие сильную тоску по небу, по другому масштабу деятельности.) И не случайно, героиня ушла туда, где ее знают и любят - на аэродром, к работающим там боевым товарищам, подрастающему новому поколению летчиков. Она садится в учебный самолет и неожиданно для всех взлетает. Одной из причин, по которой (по моему мнению) героиня ушла из авиации - это гибель любимого человека (тоже летчика) в воздушном бою, в котором и она принимала участие. И препятствием для продолжения летной карьеры вполне могла стать эта тяжелая психологическая травма (каждый полет невольно напоминал бы тот страшный военный эпизод). И вот, спустя годы, героиня садится в самолет, который молодые летчики катят в ангар (что для героини, судя по ее глазам, равносильно еще одной "клетке") и неожиданно для всех взлетает. И для кого-то из зрителей, это грустный финал жизни и фильма. Но мне кажется, что это - старт героини в другую жизнь, попытка вылечить свою военную травму, преодолеть себя и остаться верной своему предназначению - летать. Попытка жить с той страстью и самоотдачей, с которыми живут "люди полета". |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
Новичок ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 12 Регистрация: 27.7.2007 Пользователь №: 1255 ![]() |
Поколение героини Майи Булгаковой в «Крыльях» вовсе не «вписывалось» в «мирную», послевоенную жизнь. Оно пришло с фронтов в качестве мало что победителей, более того - единственных, естественных творцов Победы. Пришли хозяева. Да, стояли ногами в «мирском болоте», но упирались в небо из идеалов и дерзких, но реальных целей, пьяные от случайности события остаться в живых.
Речь должна идти, видится мне, о сути мировоззренческого размежевания со наследниками по прямой. Причин утери эстафетной палочки много, но главная - социально-политическая: назрел, но не произошел переход власти к людям, не запятнавших себя преступлениями, точнее - заслуживших ее на поле брани и трудом в тылу. «Партократы» поставили на место - включая место у стенки, «технократов». Дедовские подходы - «делай как я», «не можешь - научим, не хочешь - заставим» - не сработали: в войну настоящих учителей перебили. Гениальность Л. Шепитько заключается в «усекновении» народной трагедии до лирического видеоряда. Но зрячий увидит. Майи Булгаковой «расправила крылья» не от безнадеги. В классической литературе сложился стереотип нежданного проявления героем чувств - «ничто человеческое мне не чуждо». Вспомним Павку Корчагина etc. Может быть, мы со своими «мирско-болотными» мерками все еще рождены лишь ползать? |
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 22.4.2025, 13:03 |