«Десталинизация, десоветизация - управляемые формы регресса постсоветского общественного сознания», |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
«Десталинизация, десоветизация - управляемые формы регресса постсоветского общественного сознания», |
25.3.2011, 1:21
Сообщение
#1
|
|
Участник Группа: Пользователи Сообщений: 48 Регистрация: 21.10.2009 Из: Москва Пользователь №: 1617 |
Совет по правам человека при Президенте РФ признал ответственность СССР за геноцид и Вторую мировую войну
Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ опубликовал "Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы "Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении". Ниже они приводятся полностью (без Приложений). * * * Данные предложения были подготовлены Рабочей группой Совета по исторической памяти и переданы Президенту РФ на встрече 1 февраля 2011 года в Екатеринбурге. Фактически это только план программы, указывающий основные направления ее развития. Многие пункты программы нуждаются в детализации, ряд предложений требует закрепления нормативными документами. Рабочая группа приглашает к сотрудничеству по развитию программы всех по-настоящему заинтересованных этой темой экспертов. Без освоения общественным сознанием трагического опыта России в XX веке представляется невозможным движение российского общества к реальной модернизации. Исторический опыт показывает, что модернизация может быть успешной только в том случае, когда и национальная элита, и все общество едины в общем гражданском чувстве ответственности перед историей. А это чувство, чувство ответственного хозяина страны, в свою очередь немыслимо возродить, скрывая - не столько от внешнего мира, сколько от самих себя - правду о том, что наш народ сделал сам с собой в XX веке. Сокрытие правды о прошлом лишает нас возможности национального самоуважения, без которого мы никогда не создадим предпосылки для истинного патриотизма; а, значит, и разговоры о модернизации останутся благими намерениями. Одним из важнейших путей преодоления взаимного отчуждения народа и элиты, является полное признание российской катастрофы XX века, жертв и последствий тоталитарного режима, правившего на территории СССР на протяжении большей части этого века. "Тоталитаризм пытался посягнуть на российскую открытость, и это грозило либо манией исключительности, либо комплексом самоуничижения, - отмечал в 1996 году первый Президент России Б.Н.Ельцин. - Демократия предохраняет от этой опасности. Оберегая свободу и открытость, она обеспечивает возможность народу "самому быть"". Только признание пагубности тоталитаризма может стать фундаментом для подъема общества и страны. Цели программы: Первая и главная - модернизация сознания российского общества через признание трагедии народа времен тоталитарного режима. Содействие созданию в обществе чувства ответственности за себя, за страну. При этом - с главным акцентом не на обвинении тех из наших предков, кто творил геноцид, разрушение веры и морали, а на почтении и увековечении памяти жертв режима. Окончание гражданской войны, развязанной в 1917 г. Вторая - обеспечение поддержки программе модернизации страны со стороны наиболее образованной и активной части населения. Если даже только часть предлагаемой программы - установка памятников жертвам тоталитаризма в городах и в местах их захоронений, создание музейно-мемориальных комплексов будет осуществлена - уже одно это дополнительно повысит морально-политический авторитет нынешнего руководства страны. Третья - укрепление объединительных тенденций на территории бывшего СССР и, возможно, бывшего "соцлагеря" - через осознание общности трагического прошлого. Программа должна носить общий для этих стран характер. Но при этом она должна быть инициирована Россией, как наиболее пострадавшей из стран, переживших тоталитаризм. Четвертая - укрепление международного престижа страны. Осуждение Президентом тоталитарного режима, преклонение колен Премьер-министром перед Катынским крестом уже сыграли очевидную позитивную роль. Признав, что вся Россия - "большая Катынь", начав оказывать знаки уважения жертвам тоталитарного режима самостоятельно, добровольно, без принуждения, страна может только вызвать к себе уважение со стороны всех нормальных людей и народов. Возможные издержки от осуществления этой программы можно с лихвой компенсировать обращением к лучшему, что было в российской истории - например, к блистательной эпохе, начавшей с Екатерины II и закончившейся в 1917 г. Но продолжавшейся в неимоверно трудных условиях и в ХХ веке. Российская идентичность должна, наконец, основываться на том, что история России началась не в 1917, что мы страна не Ленина и Сталина, а страна и народ Пушкина, Гоголя, Толстого, Пастернака, Чайковского, Суворова, Жукова, Королева, Солженицына, Сахарова, наконец, Екатерины II, Александра II, Столыпина, внесших огромный вклад в развитие и славу страны и ее культуры. Конкретные направления программы: Необходимо увековечить память о погибших; в частности необходимо провести массовую установку обелисков и иных знаков памяти как в местах захоронения жертв тоталитарного режима, так и в городах и селениях, где их арестовывали и откуда их вывозили. Необходимо развернуть государственно-общественную программу содействия розыску и определению мест захоронения жертв репрессий. Этой программе, как и программе установки знаков памяти, следует с самого начала придать международный характер: она должна стать общей для всех стран СНГ и Балтии, а, возможно, и для других стран, входивших в "соцлагерь". Все были жертвами, и среди палачей тоже были представители всех народов. (См. Приложение 1, пункты 1.1, 1.3). (В перспективе программа могла бы иметь и более широкий общеевропейский характер: вся Европа была жертвой, вся Европа виновна в трагедиях ХХ века - в двух мировых войнах, в двух тоталитаризмах, в тяжелейшем, не преодоленном до конца расколе). Необходимо оказать поддержку живущим среди нас жертвам репрессий; их осталась горстка, но несправедливость, совершенная по отношению к ним, должна быть искуплена. (См. Приложение 2). Необходимо, наконец, рассекретить архивы с тем, чтобы перестать скрывать от самих себя страшную правду о злодеяниях, которые творились у нас в стране. Скрывая всем известную правду, мы сами себя позорим и ассоциируем с тоталитарным режимом. (См. Приложение 3). Думается, общество к реализации такой программы готово. Почитание памяти павших может вызвать к жизни не эрзац, а реальное массовое патриотическое движение. Особенно важно привлечь к этому движению молодежь. * * * Перед страной и ее руководством в перспективе стоят базовые задачи, выполнение которых, несомненно, будет иметь историческое значение. Решение этих задач, как правило, не может иметь одномоментного характера. Сама постановка проблем потребует определенной последовательности действий. Соответственно, и совокупность действий, направленных на осмысление и преодоление трагического прошлого, уже на первом этапе можно разбить на две категории: первоочередные шаги, являющиеся ключевыми для решения проблемы в целом, и сопутствующие этим шагам и подкрепляющие их меры. К первоочередным шагам, обеспечивающим увековечение памяти погибших и выполнение нравственного долга перед живыми, относятся: - Издание Указа или Закона, предусматривающего создание во всех крупных городах и крупных населенных пунктах (по крайней мере, до уровня райцентров) памятников жертвам репрессий; содействие через СМИ и иные каналы созданию массового поискового движения, которое выявляло бы имена жертв, искало места захоронений, участвовало в установлении памятников; широкое привлечение к этому движению молодежи (опыт таких движений существует у наших соседей, но база для него есть и в России); создание общественно-государственных благотворительных фондов, финансирующих увековечение памяти жертв. - Создание как минимум двух общенациональных мемориально-музейных комплексов рядом с обеими столицами и монументального памятника жертвам в центре Москвы. (См. Приложение 1, пункт 1.2). - Выработка и принятие единой государственной программы создания Книг памяти жертв тоталитарного режима и создание на их основе Единой базы данных "Жертвы тоталитарного режима в СССР". (См. Приложение 1, пункты 1.3, 1.4). - Совершенствование механизмов социальной поддержки живущих в России жертв репрессий. (См. Приложение 2). Эти меры должны подготовить политико-правовую оценку преступлений прошлого - в форме официальной декларации от имени как исполнительной, так и законодательной власти, а также, вероятно, в форме авторитетного юридического решения, квалифицирующего преступные деяния в соответствии с нормами права. Отсутствие такой оценки является важнейшим препятствием для "детоталитаризации" российского общественного сознания. (См. Приложение 4, Приложение 8). Возможно, уже сейчас стоит переименовать странновато звучащий День народного единства в "День памяти жертв гражданской войны и национального примирения". Т.е. окончания длившейся почти целый век гражданской войны. Такое переименование тем более логично, что и события 1612 года символизировали конец "смуты", то есть фактически были окончанием гражданской войны. Чтобы поддержать и закрепить результаты, достигнутые вышеперечисленными первоочередными мерами, необходимо также, возможно, на втором этапе: - завершить процесс юридической реабилитации граждан, осужденных по политическим мотивам в разные периоды советской истории (см. Приложение 5); - принять Закон о топонимике, запрещающий увековечивать в названиях населенных пунктов, улиц, площадей и т.д. память лиц, несущих ответственность за массовые репрессии и другие тяжкие преступления против прав и свобод граждан (см. Приложение 6); - создать современные курсы отечественной истории для средней школы, свободные от старых и новых мифологем, сочетающие системность и историзм изложения с отчетливой нравственной, правовой, гражданской и политической оценкой событий (см. Приложение 7); - поощрять и поддерживать научные исследования по отечественной истории; с этой целью облегчить доступ исследователей к архивным материалам. Для продвижения достоверной информации о прошлом в общественное сознание обеспечить оцифровку и интернет-публикацию важнейших исторических документов ХХ века из государственных и ведомственных архивов (см. Приложение 7); - стимулировать и повсеместно развивать музейную работу, направленную на освещение трагических страниц советской истории. Необходимо создать действенный механизм реализации предложенной программы, если, разумеется, она будет принята (см. Приложение 9). Реализация данной программы в полном объеме желательна и необходима в сотрудничестве с другими государствами, возникшими на постсоветском пространстве. При этом важно, чтобы инициатором совместных программ была именно Российская Федерация - не только как государство-продолжатель Советского Союза, но и как страна, наиболее пострадавшая от репрессий советского периода (см. Приложение 10). Да, борцы за права человека у нас просто уникальные. Из какого нафталина они откопали этот затхлый проектик, от которого за километр несет 90-ми и теперь втюхивают Президенту, видимо, как "уникальную новейшую собственную разработку". Умиляет желаниерасставить по городам и весям амятники репрессированным, да еще и отмечать их места жительства. Вот работа будущим пионерам медвежатам - красные звездочки с домос сбивать, а... уж не знаю чего они там придумают, на их место приделывать. Такое впечатление, что Федотов и Ко с завязанными глазами по полю граблей расхаживают. Это что, реальный уровень их адекватности??? А по-серьезному, тему массовых репрессий и компенсаций реабилитированным именно в целях нацсогласия необходимо по-тихому свернуть и наложить табу - т.к. если начинать с делами реабилитированных разбираться по-настоящему, там столько уголовщины и прочего вылазит, что вопрос лучше закрыть. Да, в то время были допущены большие ошибки и перегибы. Да, определенная часть была осуждена на основе доносов и проч. Надо извлечь уроки на будущее. А мертвым нужен покой и память. Мо помним и скорбим по всем погибшим нашим соотечественникам. Точка. Тема закрыта и никаких спекуляций. Или персонажам банально охота поучавствовать в проекте РосПил? Если памятники вплоть да райцентра - это сколько ж можно срубить? |
|
|
12.4.2011, 18:30
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 332 Регистрация: 10.11.2010 Пользователь №: 2171 |
Наверное, не стоит особо цепляться к цитатам этого документа, потому не буду.
Напишу про общее впечатление. Первое. Как-то не удобно даже очередной раз поминать Бжезинского (скорее всего, там их много), но плясы вокруг Украины были с целью распространить процесс демократизации по-украински на Россию. Так и писалось неоднократно «русские посмотрят на то, как на Украине и на радостях сделают у себя то же самое». Все эти оранжевые революции и делались, чтобы запустить принцип домино в России. Тут то же желание повлиять на Россию через её окружение. Вот это, по-моему, оно же самое: Цитата Третья - укрепление объединительных тенденций на территории бывшего СССР и, возможно, бывшего "соцлагеря" - через осознание общности трагического прошлого. Программа должна носить общий для этих стран характер. Но при этом она должна быть инициирована Россией, как наиболее пострадавшей из стран, переживших тоталитаризм. Вначале на Украине плели про голодомор (он же геноцид украинского народа). Теперь, значит, у нас у всех был геноцид. Ну и на этой почве будем объединяться с Украиной и уж для особо ностальгирующих со странами бывшего соцлагеря. Только раньше продвигали демократию через Украину и Молдову, теперь идею сталинского геноцида через Польшу (Катынь) и, наверное, Украину. То, что Кургинян, нашёл сходство с внутренними документами ПАСЕ не удивительно. Подозреваю, что такие вещи «копи-паст»ятся из одного документа в другой (включая статьи, внутренние инструкции и т.д. «Наглость – второе счастье» как говориться. Чего бы не попробовать протащить всё это через пропрезидентский совет? Вдруг пройдёт. Буковский рассказывал, как в условиях полной неразберихи 1991-го года он, ничего не предъявляя, вошёл, чуть ни в архив КГБ, и, не встречая препятствий, вынес оттуда кучу секретных документов. Верю. Главное – знать куда идти и, хотя бы примерно, когда идти. С этой информацией, судя по биографиям людей из этого президентского совета у всех всё в порядке. Так вот: вошли и попробовали. Результат: получилось. И не могло не получится. Результат даётся всё тем же составом совета. Этот состав – первая половина высшего руководства страны. Этот состав кочует там «из совета в совет» очень давно. Даже по документу видно: Цитата Данные предложения были подготовлены Рабочей группой Совета по исторической памяти и переданы Президенту РФ на встрече 1 февраля 2011 года в Екатеринбурге. (сходка по поводу дня рождения Ельцина) "Тоталитаризм пытался посягнуть на российскую открытость, и это грозило либо манией исключительности, либо комплексом самоуничижения, - отмечал в 1996 году первый Президент России Б.Н.Ельцин. Заявления по поводу прорывающихся к Москве «танков», мягко говоря, наивны. «Танки» там давно живут. Просто сейчас их активизировали. Более того, если бы ни Кургинян, этого бы никто из широкой общественности и не узнал. Всё, что делалось после 1991 года – делалось тихо. Этими же людьми. Есть ещё и вторая половина высшего руководства страны. Именно на неё рассчитаны многочисленные предложения по строительству памятников и музеев. Для тех, кто не в курсе – это будет строится за счёт бюджетов. Смею предположить, что за счёт федерального бюджета, т.к. передача денег бюджетам других уровней будет означать использование местных строительных фирм, что, скорее всего, не планируется организаторами данного действа. Информация о том, что этими музеями и памятниками должна быть утыкана вся страна, умиляет. «Дайте мне таблеток от жадности, и побольше, побольше….» (Анекдот) Более-менее понятно, зачем нужна стройка в Сочи. Ну, пусть уж построят спортсменам нормальные места для тренировки. Что бы там не происходило – объекты останутся. Принцип презумпции невиновности заставляет осторожно говорить о Сколково. Хотя, идея собрать всех «в кучку» под Москвой вместо скучной, муторной, неинтересной, кропотливой работы по восстановлению научной и научно-производственной инфраструктуры на местах (а это – вся страна) выглядит подозрительно. Но от этого вложения государственных средств отдача хотя бы теоретически может быть. Следующая стадия…. Госкорпорация «РосНАНО». Вероятность результата крайне мала. Участники это знают. Их цель в данной ситуации, сидеть и говорить, что результата мгновенного ждать не стоит. Пока им за долю малую будут верить, деньги им будут капать. И, наконец, надо протолкнуть что-то от чего гарантированно не будет финансового результата. Протолкнуть в условиях, когда, если бы американцы не подняли цены на нефть своими играми на Ближнем Востоке, у нас бы к концу года кончилась накопленная за «тучные годы» заначка и мы бы перешли к заимствованиям с непредсказуемым последствиями. Непредсказуемость формы, а не результата. Результаты образца 1991 и 1998 года мы уже видели. Что сделать, чтобы про эту сомнительность никто не вякнул? Правильно. Законодательно запретить вякать всем, кто способен понять происходящее. Законодательно защищённый распил – это действительно что-то новое. Я написала «стадия», но не написала «чего». Закончу: стадия, смею предположить, деградации, гниения. Это нормально, когда государство тратит деньги. Это нормально, когда кто-то зарабатывает на государственном заказе. Это нормально, когда постоянно живущая на государственном заказе фирма делает городу подарок. Памятник, например, устанавливает за свой счёт. Они могли снизить цену, а памятник провести за счёт города. Но так фирма сэкономила на рекламе. Ведь про «дар городу» расскажет пресса. Если брать финансовый результат системы «государство + бизнес» вариант с подарком эффективнее. Это плохо, но это не страшно, когда кто-то положит 1-2% от суммы контракта себе в карман. Остальные 98-99% пойдут на пользу. У властей районов обычно нет денег достаточных для развития. Они расходуют их на текущие нужды. Но такие деньги есть у регионов. И регионам надо решать достаточно сложную задачу. Задачу «косвенного воздействия». Вы можете закупить на весь регион классику в библиотеки. Но если это никто по тем или иным причинам не будет читать, Вы не уровень населения подняли, а вбухали 100% суммы в никуда. Но если Вы, хотя бы, надеетесь, что результат будет, то Вы делаете то, что можете (со 100% вероятностью редко что предсказать можно). А если Вы точно знаете, что результата не будете – это то самое перерождение. Это – бесхозяйственность хозяина (чиновника), причём сознательная. В Сочи, скорее всего, не обойдётся без откатов. Не страшно. Вексельберг, прославившийся покупкой яиц Фаберже, бескорыстно инвестирует в Сколково… Пусть. Но тут в землю зарыто будет 100% государственного финансирования. Первый риторический вопрос: «Сколько раз не схватили за руки, что, осмелев, до такого додумались?» Второй риторический вопрос: «Сколько надо было слить по сомнительным федеральным программам, чтобы додуматься до следующего шага – законодательной защиты происходящего?». И, скорее, философско-терминологический вопрос: «Можно ли назвать умом способность до такого додумываться, или это как-то иначе называется?» (Или это тоже какой-то зарубежный опыт?) Итого: Федеральная власть состоит из двух частей: 1) непосредственно управляется Бжезинским и Ко, 2) явно привычно тратит очень нужные стране деньги на всякие глупости. Прочие компоненты если и есть, то никак себя не проявляют. Являются ли ценностью описанные две? Кто будет их защищать, если приплывут какие-нибудь индейцы на пирОгах и попытаются закидать их томагавками? Лично я не буду. В упор не вижу чего-то достойного защиты. Никому не приходило в голову посчитать количество тех, кто будет? Или уже посчитали и именно поэтому так и спешат с распилами? Эй! Достойные защиты, может Вы там, всё-таки, обозначитесь! Сообщение отредактировал kostina - 12.4.2011, 18:33 |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 22.12.2024, 15:03 |