Катакомбы, Новые идеальные ценности |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Катакомбы, Новые идеальные ценности |
22.2.2011, 15:58
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 67 Регистрация: 20.2.2011 Из: Санкт-Петербург Пользователь №: 2669 |
Все знакомы с метафорой С.Кургиняна о катакомбах.
Весь её пафос заключается в том, что в условиях тотальной бездуховности должны быть сформированы такие духовные сверхценности, которые будут способны дать выход колоссальному объёму энергии, направленной на новое жизнестроение. Христианство пережило доконстантиновскую эпоху Рима только благодаря тому, что с верой в грядущее торжество своей правоты носители этой веры шли на костёр, в пасть к тиграм и переносили зрелище истязания собственных детей (вспомните о Вере, Надежде, Любви). В нашей ситуации речь идёт о создании именно такого по мощи пространства веры, устойчивого к сомнениям и метаниям, которых так хотят добиться наши противники. Без веры любое социально сформированное единство станет только группой по интересам. В каждом отдельном человеке должен затеплиться уголёк духовной жажды, готовый стать огнём преображения. В 4-ом выпуске "Сути времени", Кургинян указал на три категории новой ценностной иерархии:
В этом поле я вижу пока следующую аналогию: предрекаемый конец истории - как Новую Эсхатологию. Что в этом контексте должно быть сакрализовано? Что будет трансцендентным? Какова будет новая визионерия? Давайте попытаемся поделиться очень тонкими ощущениями – что есть исторический процесс, как многомерная субъективно воспринимаемая среда? Как в ней бытийствовать? С каким духовным опытом мировой культуры это сопоставимо? Как здесь функционирует мужское и женское, дискретное и целостное, рациональное и эмоциональное? -------------------- Целым был и был разбитым, / Был живым и был убитым, / Чистой был водой, был ядом, / Был зеленым виноградом
|
|
|
16.4.2011, 19:55
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 695 Регистрация: 7.11.2010 Пользователь №: 2151 |
Юная девушка поставила ряд принципиальных, глубоко философских вопросов. Вопросов, которые имеют для нас огромное значение - это вопросы о той жизни, которую все мы хотим иметь, в которой хотим быть и ради которой участвуем в разворачивающихся событиях.
Да вот беда, имела неосторожность в первом же предложении упомянуть это слово - катакомбы. И все, понеслось. Дальше этого слова обсуждение двинуться не может. Причем эту простую по смыслу метафору уже и так, и эдак крутили, рассмотрели с самых невероятных сторон, чуть ли не наизнанку вывернули. Может хватит ? Может все-таки вернуться к теме ? Понятно, что здесь нет философов. И не надо. Ценности новой жизни, нового общества - это должно быть ясно каждому, кто к нему стремится. Естественно, каждому по-своему. Вот о том и речь, чтобы высказать это свое вИдение и найти в них общее. Весь её пафос заключается в том, что в условиях тотальной бездуховности должны быть сформированы такие духовные сверхценности, которые будут способны дать выход колоссальному объёму энергии, направленной на новое жизнестроение. ... В нашей ситуации речь идёт о создании именно такого по мощи пространства веры, устойчивого к сомнениям и метаниям, которых так хотят добиться наши противники. Без веры любое социально сформированное единство станет только группой по интересам. В каждом отдельном человеке должен затеплиться уголёк духовной жажды, готовый стать огнём преображения. Именно ! На этапе капиталистического развития материализм победил полностью и безоговорочно. Как в свое время это было с церковью, он из воинствующего давно уже стал торжествующим. Система ценностей современного мира и общества имеет ярко выраженный материалистический характер. Духовные ценности если и существуют в ней, то где-то на самой периферии. Для тех же, кто рулит этим материальным миром, повидимому они не существуют вообще. Однако, если быть честным и рассматривать происходящие в мире и обществе процессы достаточно глубоко, то можно констатировать, что существующие проблемы являются непосредственными или опосредованными следствиями доминанты материальных ценностей (прибыль превыше всего, или богатство, или власть и т.д.). Более того, нетрудно понять, что дальнейшее существование человечества в соответствии с этой системой ценностей определенно ведет к его гибели. Поэтому действительное направление, в котором движется Кургинян, это не ностальгия по СССР, не возврат к советскому опыту, тем более не сталинизм, а возврат к духовным ценностям которые все-таки были у нас в советском обществе. Моральный кодекс строителя коммунизма, который в значительной мере соответствовал как христианским, так и общинным славянским ценностям, провозглашался и пропагандировался как концентрированное выражение такой системы ценностей. И если кто-то сознательно пренебрегал ими, то в первую очередь это была партийно-административная верхушка. Она же в конце концов и развалила Союз. Поэтому отказ от бездуховного общества и построение нового - духовного, отказ от государства, как инструмента насилия одного класса над всеми остальными и переход к государству, как инструменту согласия, равновесия и сотрудничества - все это возможно лишь в том случае, если движение за это новое общество сознательно поднимет на щит эту новую духовную систему ценностей. Систему в которой духовные ценности доминируют над материальными. Если же это движение попытается сформулировать свои цели вокруг какой-то иной, но материальной справедливости, вокруг общих материальных интересов или ценностей, то максимальный результат, которого оно сможет добиться (хотя вероятность этого близка к нулю), будет лишь очередным переделом собственности. В этом и заключается главная мировоззренческая сложность ситуации. Недаром поиск национальной идеи, продолжающийся уже 20 лет, увенчался, увы, ничем. Современные элиты просто не в состоянии предложить духовную систему ценностей. Но и подходящей материальной тоже не могут, у них уже есть своя и менять они ее по доброй воле не захотят. Что же касается широких масс, то их сознание уже отравлено главным лозунгом современности - "обогащайтесь !!!". Выдвинуть конрлозунг (типа "избавляйтесь от богатства!" ) нормальному человеку вряд ли придет в голову. Заявить же о возврате к духовности очень тяжело. Немедленный вопрос обывателя - "а жить на что ?", в его глазах представляется неубиенным аргументом. Интересно было бы услышать мнение участников - насколько вероятно, что ядро создаваемого движения, а также и его актив, способны сознательно принять такую идейную концепцию, которая была бы основана на духовной системе ценностей ? Цитата В 4-ом выпуске "Сути времени", Кургинян указал на три категории новой ценностной иерархии:
Лично я не стал бы называть историю сверхценностью. Уж если так, то тогда надо ставить ее на первое место. История, имхо, несомненная ценность, ибо в ней воплощена память человечества, народа, нации, их опыт, в первую очередь духовный. Поэтому искажение истории, ее фальсификация неминуемо приводят к трагедиям народов и даже к их гибели - ведь тогда опыт истинный подменяется мифами, опытом ложным. Куда может это привести, кроме как к ошибкам, возможно роковым ? Новый человек - действительная, истинная ценность, как и новый гуманизм. Но вопрос - будет ли человек новым, если его мировоззрение будет основано на старых материалистических идеях ? Думаю, что нет. Поэтому человек сможет стать новым лишь в том случае, если он изменит себя в соответствии с новым мировоззрением, тем самым, которое основано на духовной системе ценностей. И вследствие всего этого на первом месте новой ценностной иерархии следовало бы поставить духовную систему ценностей. Не называю ее новой, поскольку человеческая история, история философской мысли, история социальной практики (вот она - ценность истории) содержат фактически все, что нужно для формирования такой системы ценностей. Вопрос только в осознании места в ней каждого из известных ценностных императивов. Цитата Что в этом контексте должно быть сакрализовано? Что будет трансцендентным? Какова будет новая визионерия? Давайте попытаемся поделиться очень тонкими ощущениями – что есть исторический процесс, как многомерная субъективно воспринимаемая среда? Как в ней бытийствовать? С каким духовным опытом мировой культуры это сопоставимо? Как здесь функционирует мужское и женское, дискретное и целостное, рациональное и эмоциональное? Замечательные вопросы. Каждый из них достоин отдельной статьи. Но для форума это конечно многовато. Но может быть, если затрагивать только главные моменты, удастся по отдельности обсудить их и здесь. В частности, хотелось бы коснуться только выделенного вопроса. Когда-то в древней Индии (и в Египте тоже) существовала брахманическая цивилизация. Она управлялась брахманами. К сожалению, для современного человека это означает - жрецами, священниками. Увы, это заблуждение. В первую очередь это означает, что она управлялась людьми, которые осознавали, что и их собственная жизнь и жизнь того мира, в котором они живут, стоит на духовной системе ценностей. Они осознавали, что эта система ценностей потому лежит в основе Бытия, что выражает собой законы его существования. Как духовные, так и материальные. И эти духовные законы действуют с такой же непреложностью, как и материальные. Для них нарушение духовных законов было бы таким же безумием. как для современного человека прыгнуть с 20-го этажа (закон тяготения рулит ). Для них погоня за материальным не имела смысла и именно поэтому они могли заниматься, как сейчас сказали бы, макрорегуляцией (но не управлением) материальных процессов и не тянуть при этом одеяло на себя. А кто у нас занимается управлением в государстве ? Бизнесмены, для которых личный интерес превыше всего ? Да их к государственным рычагам на пушечный выстрел подпускать нельзя. Политики, которые обслуживают чужие личные интересы, не забывая и о своих ? Те самые, основной работой которых являются обещания, лапша на уши ? Чиновники, которые рассматривают государственную собственность или свое положение как вотчину, вполне в духе феодального общества ? А кому у нас подчиняется государство как институт ? Народу ? Нееет, только не ему. Оно вообще никому не подчиняется. Поэтому все упомянутые представители государства и могут творить то, что они творят. До тех пор пока над сугубо материальной структурой, которой является институт государства, не встанет духовная структура ситуация в стране не изменится и новое общество не возникнет. Надеюсь здесь никому не придет в голову мысль, что под духовной структурой я подразумеваю церковь или что-то вроде того. Под духовной структурой я подразумеваю таких представителей общества, которые являются реальными носителями духовной системы ценностей, которые воплощают ее всей своей жизнью, которые, к тому же, с высоты этой системы ценностей достигли такого уровня глобального восприятия социальных процессов, что осознают их содержание и направленность, а потому способны действовать во благо им, но не во вред. Это вообще-то не моя идея, а Даниила Андреева. Впервые я увидел ее в "Розе Мира". Хотя она там высказана мельком, но это гениальная и грандиозная идея. Хотя тогда ей время еще не пришло. А вот сейчас пришло, и у человечества нет иного выхода, кроме как выстроить новую общественную парадигму на таком духовном фундаменте. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 22.12.2024, 13:55 |