К знатокам творчества Стругацких, Кто что думает об этих "властителях" дум молоди 80-х |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
К знатокам творчества Стругацких, Кто что думает об этих "властителях" дум молоди 80-х |
3.5.2011, 10:47
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 89 Регистрация: 10.9.2010 Пользователь №: 1975 |
Провел давеча две недели с женой в санатории в Белоруссии ("Лесные озера"). Прекрасно отдохнули, прочитал кучу книг, порыбачил... Однако сдуру среди множества приличных книг на своем "покетбуке" обнаружил подборку Стругацких (книги скачивались сразу "библиотекой"). Дай, думаю, перечитаю "культовую" книгу времен моего студенчества (начало 80-х), когда от нее все вокруг "тащились", а именно "Улитка на склоне". Сразу замечу, что даже в те времена от Стругацких в восторге не был ни разу. Одолел сей "шедевр" с большим трудом и только из зоологического интереса. После чего остался в полном недоумении: а с чего, собственно, народ так шибко восторгался? Разве что данная книжка в некотором абсурдистском аспекте перекликается с фильмом "Город Зеро". На мой взгляд, цензура вполне правильно не пускала данный серо-ядовитый продукт жизнедеятельности писателей - именно серо, и именно ядовито. Собственно, для чего и для кого это было написано? Выписанных характеров - нет. Положительных персонажей - нет. Отрицательных - все, но и то - какие-то они мелкоотрицательные, обычные обыватели и не более того. Образ Леса, как чего-то непознаваемого или метафизического - никакой, после лемовского Соляриса - неубедительно. Сатира? На такую сатиру можно только пожать плечами. Фига в кармане? Не увидел. Потрясение основ, новое слово, стиль? Смешно. И сдается мне, что ВСЕ их творчество - сплошная песня интеллигента-обывателя об интеллигенте-обывателе, неспособном ни на поступок, ни на собственную мысль, но песня с претензией на многозначительность и глубину.
Может я просто старый замшелый неотесанный пень? А оные АБС - гении? |
|
|
3.5.2011, 16:20
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 951 Регистрация: 27.8.2009 Пользователь №: 1586 |
Вопрос с положительными персонажами в искусстве той эпохи вообще интересный - а где они в "Бриллиантовой руке", "Берегись автомобиля", "Стариках-разбойниках", "Гараже", "Служебном романе"? Кто захотел быть похожим на Семен Семеныча Горбункова или Деточкина? Далее - а есть они в "Собачьем сердце" или в "Ассе"? Мальчик-бананан - не конченный дебил разве и не "картонная дурилка"? Шарапов в сравнении с Жегловым? "Зимний вечер в Гаграх"? Вот где есть точно герои, которым сопереживаешь - в "Прощании с Матерой", но эти герои обречены - их утопят. Стругацким многое можно простить за "Мир Полудня" и за "скопление собакоголовых обезъян в пределах городской черты", "превращение воды в желчь" и некоторые другие аллюзии. "За миллиард лет до конца света" - разве плохо? "Отель у Погибшего Альпиниста" - там, где про Луарвика, Кайсу, великого физика Симонэ - ну очень смешно. Вот, вроде есть еще реальный герой в "Девять дней одного года" - но какой-то он туповатый для физика, думает о своем в работающей установке. От такого и жди Чернобыля. Нет? Гибель и исчезновение героического в позднесоветском мировоззрении и искусстве это огромная непаханая тема. "Девять дней одного года" -- одна из последних попыток уходящей героической эпохи выкрикнуть: "Есть, есть в жизни высшие смыслы!" -- без особого понимания со стороны племени молодого, незнакомого. В кинематографе эту тему специально рассмотрел (и очень деликатно, хотя и фаталистически, как всегда) Хуциев в фильме "Послесловие". И, кстати, "Июльский дождь" того же Хуциева туда же; там, правда, уже полная безнадёга. Лейтмотив этих картин -- как бы ответ на вышеприведённый "выкрик" "Девяти дней" -- "Эх, и ведь нужны же они, смыслы-то. Нужны. И вы вот даже говорите, что они есть. Но где? Мы искали и тут, и там, и везде пустота." Бог с ней, с пустотой. Пустоту можно и заполнить. Обратите внимание насколько, ну очень, интересная подборка произведений искуства той эпохи. От "Брилиантовой руки" до "Собачьего сердца" и "Ассы". Просто эпохальное смешение в отдельно взятой голове. Тут, уж точно, жди Чернобыля. Что касается героев, то их рождает героическая эпоха, эпоха развития и преодоления сопротивления враждебной среды. С тех пор, как переродившиеся коммунисты пошли на закулисную сделку с Западом, время остановили. Оно не остановилось, его, именно, остановили. Герои стали не нужны. Нам, правда, об этом не сообщили. Однако на уровне ощущений в восприятии реальности, сознание уже отторгало фальш официально-оптимистичной устремленности. На словах вроде бы стремились, но этой устремленностью уже никто не жил. В 70-х, играя в "войнушку" на стройках пятилеток, мы делились на немцев и партизан, русских богатырей и псов-рыцарей. Выдыхающееся "Героическое" исскуство черпало вдохновение в прошлом и мы в своих играх жили прошлым, подражая героям кино, но прошлое уже не являлось стимулом "готовить себя к подвигу". Скорее всего, это была просто тоска по героическим временам. Современность же не давала новых образов для подражания. Оттого и в произведениях воцарилась благостная комедийно лирическая успокоенность в соседстве с трвожным ожиданием неведения. Смешные Стругацкие. Еще в конце 80-х, один мой друг, филолог по образованию, утверждал, что Стругацких надо воспринимать целиком, как феномен прогрессирующей эволюции сознания в творчестве. Уже тогда эта "эволюция" породила во мне смутные сомнения. Странные мыслительные эксперементы с прогрессорством порождали какие-то неясные аллюзии. На что? Что эти товарищи ставили под сомнение? И в чем же источник такого прогресса? Совсем недавно Кургинян говорил, что Стругацкие были встроены в определенные элитные интелектуальные круги и в своем творчестве мыслили в соответствии с заданными тенденциями. А, что? Вполне возможно. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 26.12.2024, 4:42 |