Кнопка "низа" и "барьер Питерса" в Сути времени 13, Следует ли пытаться рационализировать это понятие? |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Кнопка "низа" и "барьер Питерса" в Сути времени 13, Следует ли пытаться рационализировать это понятие? |
4.5.2011, 13:34
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 273 Регистрация: 13.4.2011 Из: Москва Пользователь №: 4040 |
В Сути времени 13 прозвучал интересный термин - кнопка "низа". Что это?
Напоминаю контекст: "в человеке всегда очень много зла. Просто между модерном и русской традицией всегда шёл спор – сколько этого зла? И можно ли его преодолеть или его надо только использовать? Вот где фундаментальный спор. Для того чтобы тащить человека наверх, нужно каким-то образом запретить использовать кнопку «низа». Запретить использовать апелляцию к человеческому злу, к свинье, к зверю, сидящему в человеке. К дочеловеческому, миллионами лет копящемуся внутри него, – к этому надо запретить адресацию. При политической конкуренции вне рамок (а именно она и является нашей демократией) на эту кнопку нажимают сразу же. Значит, эту кнопку начинают защищать. Кто? Некие элиты, которые сначала её защищают, а потом сами же на неё нажимают предельным способом..." Несколько сумбурно, на мой взгляд, и непонятно. Чисто с практической точки зрения религиозный подход, постулирующий греховность человека после изгнания из рая, повреждённость человеческой природы, поддающуюся лечению верой, добрыми делами и духовной практикой, более понятен, логичен и последователен, более лёгок для восприятия большинства населения, как мне представляется. Чёткая система табу (греховных деяний) и тотемов (добродетелей) отражает сложившуюся на протяжении многовековой эволюции систему человеческого сознания. Может ли наука предложить более эффективный, с практической точки зрения, механизм запрета нажимать кнопку "низа" и механизм "тащить человека наверх"? Пока что Кургинян вынужден констатировать факт наличия "Антропотехнических ножниц": "развитие технической среды, в которой обитает антропос, идёт вверх, а сам антропос остается на месте (или идёт вниз). Нарастают антропотехнические «ножницы»." "В результате техническое развитие подходит к некоему критическому барьеру. Антропотехническому барьеру, иногда в кулуарах называемому «барьером Питерса». Питерс говорил: когда человечество, когда любая цивилизация на любой планете доходит до барьера, она самоликвидируется." Не является ли это прямым практическим доказательством того факта, что один только разум, наука, способны достичь чудес в развитии среды, но не могут предъявить никакого практического результата в развитии человека? Где доказательства способности науки предложить более эффективный механизм запрета нажимать кнопку "низа" и механизм "тащить человека наверх"? |
|
|
4.5.2011, 20:03
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 650 Регистрация: 11.3.2011 Из: Российская империя Пользователь №: 3091 |
Да, да, да.
По барьеру Питерса непонятного больше, чем понятного. А неизвестность термина для гугля удручает. |
|
|
4.5.2011, 20:36
Сообщение
#3
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 3034 Регистрация: 24.11.2010 Из: Пользователь №: 2235 |
Да, да, да. По барьеру Питерса непонятного больше, чем понятного. А неизвестность термина для гугля удручает. о распределении вероятностей, т.н. "Парадоксах Питерса" и "эффекте странности" |
|
|
5.5.2011, 17:47
Сообщение
#4
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 650 Регистрация: 11.3.2011 Из: Российская империя Пользователь №: 3091 |
"Революция менеджеров" объясняет почему собственники "отходят от дел". Кургинян говорит о том, что качество антропоса меняется медленно (если меняется, и меняется в лучшую сторону). Первый, высший, уровень этой ситуации — это кризис в отношениях технологий и человека. Иначе это называется «барьер Питерса» или «ножницы технологического роста». Суть заключается в том, что технологии растут примерно по экспоненте, а человек — по классической кривой Гаусса, стремящейся к асимптоте, к пределу. Мы не можем обеспечить антропологический рост, человек практически остановился в собственном развитии, он все менее адекватен сложности созданного им самим технологического мира. А технологии мы тоже не можем остановить, их сложность растет по экспоненте. И в момент, когда разница между собственными возможностями человека и технологическим потенциалом достигнет некоего критического уровня, «ножницы» так или иначе «схлопнутся». Если человек развивает технологии по экспоненте, то и его знания растут по экспоненте. При этом количество людей, знающих эти технологии, уменьшается и возможно, тоже по экспоненте. Если количество людей, знающих технологии уменьшится критически, так что сердечный приступ одного человека может лишить человечества какой-либо технологии, то это плохо. Если эта технология жизненно важная для всего человечества, то человечеству грозят серьезные проблемы. Если ножницы выражаются в этом - в уменьшении возможности воспроизведения технологий, тогда возникают вопросы: 1. В чем выражается отсутствие роста антропоса. 2. Почему рост сложности технологий не остановится. Ведь количество людей, которые могут развивать технологии, уменьшается. 3. Если количество людей, развивающих и поддерживающих технологии не уменьшается, то в чем тогда проблема ножниц. |
|
|
5.5.2011, 21:33
Сообщение
#5
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 3034 Регистрация: 24.11.2010 Из: Пользователь №: 2235 |
"Революция менеджеров" объясняет почему собственники "отходят от дел". Кургинян говорит о том, что качество антропоса меняется медленно (если меняется, и меняется в лучшую сторону). Первый, высший, уровень этой ситуации — это кризис в отношениях технологий и человека. Иначе это называется «барьер Питерса» или «ножницы технологического роста». Суть заключается в том, что технологии растут примерно по экспоненте, а человек — по классической кривой Гаусса, стремящейся к асимптоте, к пределу. Мы не можем обеспечить антропологический рост, человек практически остановился в собственном развитии, он все менее адекватен сложности созданного им самим технологического мира. А технологии мы тоже не можем остановить, их сложность растет по экспоненте. И в момент, когда разница между собственными возможностями человека и технологическим потенциалом достигнет некоего критического уровня, «ножницы» так или иначе «схлопнутся». Если человек развивает технологии по экспоненте, то и его знания растут по экспоненте. При этом количество людей, знающих эти технологии, уменьшается и возможно, тоже по экспоненте. Если количество людей, знающих технологии уменьшится критически, так что сердечный приступ одного человека может лишить человечества какой-либо технологии, то это плохо. Если эта технология жизненно важная для всего человечества, то человечеству грозят серьезные проблемы. Если ножницы выражаются в этом - в уменьшении возможности воспроизведения технологий, тогда возникают вопросы: 1. В чем выражается отсутствие роста антропоса. 2. Почему рост сложности технологий не остановится. Ведь количество людей, которые могут развивать технологии, уменьшается. 3. Если количество людей, развивающих и поддерживающих технологии не уменьшается, то в чем тогда проблема ножниц. В культовом голливудском блокбастере «Терминатор» показан результат, «захлопывания» этих самых ножниц. В Советском Союзе данная теория большого успеха не имела, и называлась теорией компетентности. Велись достаточно узкие разработки на региональном уровне, например в Ленинграде, и то не в академических институтах, а в научных отделах производственных объединений (ЛОМО, «Светлана», ЛСПО). Основным тормозом было партийное руководство, которое считало что советскому человеку всё под силу, и отчасти было в этом право. |
|
|
6.5.2011, 7:09
Сообщение
#6
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 650 Регистрация: 11.3.2011 Из: Российская империя Пользователь №: 3091 |
В культовом голливудском блокбастере «Терминатор» показан результат, «захлопывания» этих самых ножниц. В Советском Союзе данная теория большого успеха не имела, и называлась теорией компетентности. Велись достаточно узкие разработки на региональном уровне, например в Ленинграде, и то не в академических институтах, а в научных отделах производственных объединений (ЛОМО, «Светлана», ЛСПО). Основным тормозом было партийное руководство, которое считало что советскому человеку всё под силу, и отчасти было в этом право. Вопрос развития технологий весьма спорный. Кургинян говорит о непрекращающемся росте. Причем идущим по экспоненте. И проблема роста - переход барьера Питерса. Хазин говорит, что рост технологий идет еще по инерции, но экономические обстоятельства не позволяют инвестировать в новые технологии, и рост замедлится и остановится. Эти проблемы он видит в текущей мировой экономике потребления. Я же не могу согласиться с Хазиным потому, что нет пока мировых монополий, а значит каждый участник имеет интерес к захвату долей рынка, в том числе и за счет развития технологий. Это остановится либо при едином монополисте, либо при отказе ТНК от конкуренции (олигархизм). К Кургиняну другой вопрос - каков механизм роста технологий на фоне "нероста" человека. Ибо если технологии растут - значит растет разрабатывающий и поддерживающий их человек. Если человек не растет, то как он может развивать технологии? |
|
|
6.5.2011, 10:36
Сообщение
#7
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2722 Регистрация: 4.1.2011 Из: Тверские леса Пользователь №: 2391 |
Ибо если технологии растут - значит растет разрабатывающий и поддерживающий их человек. В чем заключается "рост" подобного человека? Вы о каком "росте" говорите? -------------------- |
|
|
6.5.2011, 11:51
Сообщение
#8
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 650 Регистрация: 11.3.2011 Из: Российская империя Пользователь №: 3091 |
В чем заключается "рост" подобного человека? Вы о каком "росте" говорите? Если рассматривать "схлопывание ножниц" по сценарию Терминатора, т.е. через развитие технологий в область геноцида человечества, тогда "рост" человека должен быть в нравственной сфере. Чего не наблюдается, а более того разные гей-парады говорят об обратном. Так что пока приход Терминатора возможен. Но возможность сценария Терминатора уже с 60-х годов имеется. Человечество как-то выживает, хотя не факт, что это продлится вечно. Если рассматривать схлопывание через невозможность поддержания жизненно-важной технологии для человечества в следствии смерти-болезни автора технологии, или группы сопровождения технологии, как единственно знающего эту технологию, то здесь непросто. И "рост" здесь - в понимании, умении развивать-поддерживать имеющиеся технологии. Сам Кургинян подробно о ножницах пока не говорил, возможно это еще будет. |
|
|
6.5.2011, 12:31
Сообщение
#9
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2722 Регистрация: 4.1.2011 Из: Тверские леса Пользователь №: 2391 |
тогда "рост" человека должен быть в нравственной сфере. Вот-вот. Хотя и не только. А witeman видимо полагает, что индивид, изобретя новое устройство, автоматически "растет". -------------------- |
|
|
6.5.2011, 12:43
Сообщение
#10
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 650 Регистрация: 11.3.2011 Из: Российская империя Пользователь №: 3091 |
Вот-вот. Хотя и не только. А witeman видимо полагает, что индивид, изобретя новое устройство, автоматически "растет". Но это (ЯО) угроза вчерашнего дня, это существующий факт. Кургинян говорит, что развитие искусственно заворачивают, останавливают. Что мы не дошли до порога. А мы с ЯО уже за порогом, в этом смысле. Если же речь идет о том, что развитие тормозят в областях опасных для человечества, то это правильно. Ведь и сверхмодерн не предполагает развития технологий убийства и геноцида. Об остановке какого развития говорит Кургинян? В вопросе ножниц пока что больше вопросов, чем ответов. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 23.12.2024, 14:21 |