Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Из корзины для мусора.
Акмелунг
сообщение 5.5.2011, 20:39
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 169
Регистрация: 21.4.2011
Пользователь №: 4148




Иногда находишь выброшенные и завалявшиеся бумажки. Тексты таковых лишены ценности, нет от них никакого прока, потому и выброшены они за ненадобностью. Но читать и такое иногда любопытно. Правда, не всем. А, стало быть, только для любопытствующих я и предоставляю возможность ознакомиться с текстом одной из таких бумажек…

Обращение молодых политиков к своему поколению.
Мы обращаемся к своему поколению, обращаемся ко всем своим сверстникам. Наше поколение является исторически первым поколением граждан России, выросшим и повзрослевшим в свободном и демократическом обществе. От нашей позиции и от наших усилий зависит дальнейшая историческая судьба России. Мы просто обязаны принимать активное участие в выборе пути дальнейшего развития России. От этого зависит не только наша судьба, но судьба наших детей. Это о нас будут говорить – они были первыми поколениями граждан нового независимого и демократического государства. Мы обращаемся к своему поколению с предложением самостоятельно оценить жизненные обстоятельства, в которых мы все оказались. У нас разные индивидуальности и различные судьбы. Мы отличаемся по национальности, по вероисповеданию, по уровню образованности и материальной обеспеченности. У каждого из нас свои привычки, вкусы и пристрастия. Мы очень разные. У каждого свои потребности, склонности, интересы и устремления. Наши личные интересы порой сталкиваются. То, что выгодно одному часто идет во вред другому. Мы ведем и вынуждены вести конкурентную борьбу друг с другом за своё место под солнцем. Каждый из нас хочет быть удачливым. У каждого свое понятие о счастье и каждый сам выбирает пути для достижения своих целей. Мы разные. Но мы все являемся гражданами одной страны. Мы обречены вести общий и совместный образ жизни. Так устроена жизнь. Человек живет среди людей. И только так каждый из нас может выжить. Нам не обойтись друг без друга. Потому нам необходимо научиться понимать друг друга. Нам необходимо научиться видеть наши общие интересы, нам нужно учиться отстаивать наши общие интересы совместными и осмысленными действиями. Нам необходимо этому научиться потому, что нам предстоит прожить рядом друг с другом долгие десятилетия. Каждый из нас мечтает прожить эти годы по-своему. Каждый хочет, чтобы его мечты сбылись. Но наша личная жизнь и наши судьбы зависят от устройства общества и страны, которую мы считаем своей Родиной. Мы не должны быть сторонними наблюдателями и равнодушными зрителями политических событий, которые определяют нашу дальнейшую жизнь. Эти события активно влияют на возможность осуществления наших личных планов, целей и намерений. Нам предстоит жить в этом обществе дольше всех остальных. Именно нам, в большей мере, предстоит расплачиваться за ошибки, некомпетентность, за интеллектуальную несостоятельность и нравственную неполноценность тех, кто сегодня принимает политические решения. Тем, чья жизнь уже близится к завершению, во многом безразлична судьба нашего поколения и общества в целом. Они решают только свои личные и сиюминутные проблемы даже и тогда, когда так много и громко рассуждают о наших проблемах. Они решают свои проблемы любой ценой и любыми средствами. Они помнят о нас. Но вспоминают они нас только тогда, когда нужна массовка для проведения митингов, пикетов или демонстраций. Они готовы за это платить. И они платят. И многие берут эти деньги, совершенно не задумываясь о том, за что им платят и какие политические проекты они помогают осуществлять. Но оплачивать политические счета нынешних политиков предстоит уже нашему поколению. - Тот, кому платят деньги, должен хоть что-то продавать. Те, кто берет деньги, чаще всего получает эти деньги за продажу интересов нашего поколения. Потому уже сегодня мы должны научиться отстаивать свои интересы. Отстаивая свои интересы, мы должны учитывать и понимать нынешнюю политико-экономическую ситуацию в России. Мы не должны уподобляться капризному ребенку, вымогающему дорогую игрушку у бедных родителей. Мы должны изменять ситуацию в обществе для того, чтобы мы могли в этом обществе выжить. Но отстаивать собственные общие интересы возможно лишь при условии ясного понимания наших общих интересов. Трудно четко и всесторонне сформулировать наши общие интересы, еще труднее разработать стратегию совместных и осмысленных действий. Мы еще не готовы к этому. Учитывая сложность самой задачи, мы предлагаем интеллектуалам нашего поколения сконцентрировать совместные усилия на решение именно этого вопроса. Конечно, нам трудно понять друг друга. Нам трудно договориться. Нам трудно почувствовать себя частью своего поколения. Каждый из нас думает только о себе и пытается решать только свои личные проблемы. Наши индивидуальные интересы разобщают нас. Общие интересы всего нашего поколения кажутся нам чем-то пустым, далеким и необязательным. Каждый из нас уже такой, какой есть. Мы воспитаны по-разному и в разных жизненных обстоятельствах. У нас различное отношение к другим людям и к обществу вообще. Мы не сразу и не всегда понимаем даже самих себя. Нам сложно усвоить простую мысль о том, что успешное решение очень многих наших личных проблем находится в прямой зависимости от решения задач, общих для всего нашего поколения. Но мы должны это понять. Мы должны выработать свою собственную точку зрения на мир и на все, в этом мире происходящее. Мы должны определить свое место в мире и найти систему нравственных ценностей нашего поколения. Мы должны научиться заботиться сами о себе и о своем будущем. К этому принуждает нас жизнь и обстоятельства, сложившиеся в обществе. Жизнь каждого поколения оценивают по их делам. Нынешняя кризисная ситуация в обществе является результатом жизнедеятельности тех поколений, которые жили до нас. Мировоззрение этих поколений, их практическая деятельность и уровень общего развития привели Россию к нынешнему состоянию. Нынешняя ситуация – это реальные дела, это плоды морали, итоги умственной деятельности тех, кто жил до нас. Результат их жизни – низкий уровень развития производства, низкий уровень благосостояния большинства граждан, идеологическая разобщенность уходящих поколений и отсутствие перспективы у молодых. Эти поколения сформировали свое мировоззрение и свой моральный идеал человека. Мировоззрение этих поколений передается в наследство нашему поколению. Это – реальные жизненные установки многих миллионов людей. Это – принципы, по которым они жили и действовали. Эти принципы, реализовавшись в делах, и привели общество в нынешнее состояние полной безысходности. Все произошедшее и все происходящее сейчас – итог и результат их жизни. Но эти поколения не чувствуют собственной вины. Они утверждают, что от них в этой жизни ничего не зависело и не зависит. Предшествующие поколения, получается, были чужими в этом мире, случайными прохожими на своей земле, в своей стране и своих домах. А от случайных прохожих, действительно, ничего не зависит, с них нет спроса, они ни за что не отвечают. – С таким мировоззрением, с такой системой нравственных ценностей общество не может нормально существовать, и неизбежно обречено на нищету и вымирание. Потому, любое благоприятное изменение ситуации в обществе осуществимо только через отказ от такой морали, от такой жизненной философии, от таких способов самореализации и самоутверждения человека. Нужна новая мораль. Нужна новая философия жизни. - Без такого пересмотра отживающих идеологий невозможно сформировать мировоззрение новых поколений, которые будут способны изменить экономическую ситуацию и создать жизнеспособную политическую структуру. Предлагаемые для обсуждения, оценки и выводы из нынешнего положения дел таковы. –
1. Предшествующие поколения, продемонстрировав свою нравственную, интеллектуальную и политическую несостоятельность, привели развитие общества в состояние социально-экономического, политического, экологического и мировоззренческого кризиса, который породил разобщенность в обществе и превратился в реальную угрозу для выживания всех последующих поколений.
2. Эти поколения не смогли сформировать в обществе такие социально-экономические отношения и такие политико-государственные структуры управления, которые бы позволили подавляющему большинству граждан общества удовлетворять, хотя бы, самые элементарные материальные и духовные потребности.
3. Эти поколения идеологически и мировоззренчески разобщены, интеллектуально несостоятельны, политически безвольны. Они заражены антисоциальной идеологией и практически неспособны к организованным действиям для кардинальной реорганизации общественных экономических и политических отношений.
4. Эти поколения навязывают исторически новым поколениям свое мировоззрение, свою мораль, свой жизненный и политический опыт, отказываясь признавать, что именно эта мораль, этот жизненный и политический опыт являются причиной всех нынешних бед.
5. Эти поколения пытаются передать в наследство новым поколениям прежнюю межнациональную и межрегиональную неприязнь, свои межпартийные распри и политическую разобщенность общества. Предшествующие поколения воспринимают новые поколения только в роли продолжателей или исполнителей их собственных целей и намерений. Новые поколения представляются им только в качестве инструмента для сведения прежних политических и межнациональных счетов. Жизни молодых поколений для них – арена, для удовлетворения своего политического тщеславия. Многие молодежные объединения или группировки сформированы и контролируются опытными политиками, которые и определяют политические цели и задачи всех этих объединений.
6. Мировоззренческое отношение предшествующих поколений к новым поколениям лживо и лицемерно. Суть их подхода сводится к следующему.- Жить в обществе, которое мы вам оставляем в наследство, будете вы, но решать, каким будет это общество, будем мы и только мы; только мы можем знать, в каком обществе вы должны жить.
7. Реальное и практическое отношение этих поколений к новым поколениям сводится к бесцеремонному и циничному отрицанию любых интересов у новых поколений. Эти поколения пытаются решать проблему собственного выживания любыми средствами, не считаясь с интересами последующих поколений. Предшествующие поколения не намерены считаться с правами, интересами и взглядами исторически новых поколений. Совершенно не предусматривается доля новых поколений в общем владении природными ресурсами. Все природные богатства цинично и бесцеремонно объявлены собственностью только этих поколений или отдельных представителей этих поколений. Губятся леса и водоемы. Становятся частной собственностью природные заповедники и морские пляжи. Продаются за бесценок государственные предприятия и залежи полезных ископаемых. Исторически новым поколениям остаются обезображенные земли, пустоты, руины и хранилища радиоактивных отходов. Не научившись осмысленно использовать собственные богатства, разбазарив и разворовав всё, что только можно, эти поколения с удивительной легкостью берут и транжирят иностранные инвестиции или кредиты. Эти счета будут оплачивать уже не они, эти долги будут вынуждены погашать уже новые поколения.
8. Идеологическое и нравственное отношение предшествующих поколений к новым поколениям, их практическая политико-экономическая деятельность и способы решения проблемы собственного выживания превращают эти поколения в политических оппонентов нашего поколения.
9. Политическое противостояние между поколениями в нынешних условиях неизбежно. Для того чтобы выжить и обеспечить себе условия для дальнейшего существования, новые поколения должны политически противостоять действиям предшествующих поколений, которые порождают дальнейшее усугубление кризисной ситуации. Необходимо, чтобы не только в органах местной власти, но и в Госдуме, наше поколение было представлено собственной партией или парламентской фракцией. Это необходимо для того, чтобы мы, даже не имея возможности существенно влиять на политические решения, имели возможность высказывать своё мнение, варианты решений или ставить вопросы, которые требуют незамедлительного решения.
10. Твердое и четкое понимание факта о неизбежности политического противостояния должно приводить к столь же ясному пониманию целей и средств борьбы, которые могут быть использованы. Девиз прежних поколений очевиден: все средства хороши, если речь идет о наших интересах. Эти поколения будут использовать любые способы реализации своих сиюминутных интересов. Одна из главных задач новых поколений состоит именно в том, чтобы не повторять ошибки предшествующих поколений. Средства должны соответствовать целям, иначе сами цели не достижимы. Прошлый век наглядно показал бессмысленность жестокости и кровопролития. Политические противостояния вели к гибели миллионов людей, когда каждая из враждующих сторон бессмысленно теряла самых лучших своих представителей, уничтожая общий генофонд. Этот век ясно показал неэффективность и непродуктивность насильственных способов преобразования общественных структур. Жестокость и насилие не решило множество проблем, не смогло доказать правоту ни одной из сторон и оставило общество в политико-экономическом и мировоззренческом тупике. Потому новые поколения должны, прежде всего, отказаться от тех способов ведения политической борьбы, которые использовали предшествующие поколения. Нужен осознанный и безусловный отказ от любых силовых или насильственных способов изменения политико-экономической структуры общества. Нужны законодательные и конституционные рамки, основанные на верховенстве права, для решения любых общественных противостояний.
11. Предшествующие поколения, неосознанно или умышленно, навязывают новым поколениям свое мировоззрение, свою мораль, свои политические решения. Эти поколения, несмотря на кризис, продолжают жить и действовать по привычным принципам. Их методы, способы и решения всегда и всюду остаются прежними. Жизнь ничему не научила эти поколения. Все их «покаяния» свелись к выводу о необходимости быть еще более беспринципнее, поскольку терять уже нечего и, стало быть, морали теперь вообще нет места. Эти поколения не представляют и уже не могут себе представить человека, который чем-либо отличается от них. Свои свойства ума и души эти поколения пытаются навязать новым поколениям в качестве некоего идеала, в качестве неизменных свойств человека вообще. Но этот «идеал» является лишь точкой зрения определенных поколений, за ним скрывается только жизненная философия определенного поколения людей. За этим скрывается только облик человека ленивого, неразвитого, сломленного социальными условиями, неудачными браками, собственным невежеством, пьянством, наркотиками, неверием в свои силы и возможности. Эта философия полного бессилия человека перед силой жизненных обстоятельств совершенно не пригодна для подражания, для решения проблем, которые стоят перед новыми поколениями.
12. Жизнь ежедневно доказывает нам, что в обществе нет политической силы, способной отстаивать интересы новых поколений. Предпринимаемые попытки изменить ситуацию в этом направлении закончилась полным провалом. Такая попытка показала, что молодые политики не убедили свое поколение своими доводами. Стало очевидным, что сама предпринятая попытка являлась лишь одним из политических проектов, который пытались использовать в своих интересах опытные политики. Этот провал показал уровень пассивности новых поколений и отсутствие общепризнанных лидеров у новых поколений. Эту ситуацию необходимо менять. Пора делать выводы. Пора изменять ситуацию. Пора умнеть. Пора находить лидеров, которые будут выражать подлинные интересы новых поколений и чей моральный авторитет не будет вызывать сомнения у большинства представителей нового поколения.
13. Мы считаем, что каждый из нас, получив паспорт гражданина России, обретает все конституционные права гражданина России. Одним из таких прав является право на участие в выборах и референдумах. Мы считаем, что все возрастные ограничения, указанные в Конституции, должны быть упразднены. Все полноправные граждане России должны иметь равные политические права. Нам непонятно, почему люди, уже выживающие из ума, имеют право на участие в выборах, а молодые граждане общества, пусть еще и не нажившие ума, такого права лишены. Нам говорят, что мы еще молоды для участия в выборах и можем ошибиться. Но ошибаются все – каждые выборы заканчиваются у нас разговорами о том, что избиратели ошиблись и выбрали не тех депутатов. Почему одним можно ошибаться, а нам это запрещено. Мы считаем, что участие в выборах будет способствовать более ранней политической зрелости. Отмена возрастных ограничений расширит наши возможности на пути к формированию собственной партии или фракции в парламенте и позволит нам более активно влиять на ход политических событий. Нам говорят, что мы еще интеллектуально несостоятельны. Но разве условия нашей жизни и все то, что мы видим вокруг, свидетельствует хоть о какой-то интеллектуальной состоятельности тех, кто за всё это в ответе?!
14. Детство и юность новых поколений проходят в экстремальных условиях. Политическое и мировоззренческое противостояние, отсутствие каких-либо нравственных ориентиров являются только фоном, на котором происходят более страшные вещи. Отравленная вода и воздух, отравленные продукты питания наносят непоправимый ущерб здоровью молодых граждан. Никто с этим реально не борется. Разговоры не могут заменить контроль над качеством пищевых продуктов. Но интересы нынешних представителей бизнеса поставлены превыше здоровья молодых граждан. – Колбасы, в которых нет мяса. Сливочное масло, с ничтожным содержанием производных от коровьего молока. Твердые сыры, со вкусом заплесневевшей брынзы. Хлеб, содержащий ядовитые рыхлители. Поддельные или фальсифицированные лекарства. Принудительные вакцинации, основное назначение которых направлено не на вырабатывание иммунитета, а на еще большее ослабление молодых организмов. – Это и есть условия, в которых вынуждены выживать новые поколения. Изменить эти условия можем только мы, если мы будем способны к совместным организованным действиям.
15. Условия таковы, что многие молодые специалисты не могут получить работу по специальности. Условия, даже предоставленной работы, не соответствуют самым элементарным нормам цивилизованного мира. Условия таковы, что нас вынуждают покидать родину, в поисках работы по специальности или в поисках достойной оплаты нашего труда. Но и сама учеба в высших учебных заведениях определена не столько нашими умственными способностями, сколько возможностями карманов родителей.
16. Ближайшее годы будут определены подготовкой к спортивным мероприятиям. Будут потрачены громадные средства на стадионы и гостиницы. Эти деньги не пойдут на строительство дешевого жилья, на кредиты на жилье для молодых семей, на местные дороги, на замену разрушающегося старого жилищного фонда, на водопроводы и теплотрассы. Эти деньги пойдут на создание условий для пребывающих гостей. А хозяева – население страны – останутся все в тех же нищенских условиях существования. Сколько будет построено новых особняков за счет этих средств, а сколько, средств будет просто разворовано? Последующие годы будут вычеркнуты из экономического и социального развития страны. Все потребности и острейшие проблемы нашего поколения будут отодвинуты на второй план. Проблемы нашего поколения и острота этих проблем уходит в тень разговоров о спортивном престиже России. Престиж России нынешнее поколение политиков видит только в проведении яркого спортивного шоу. Они не видят престижности в решении задач по созданию нормальных условий жизни для большинства граждан общества.



Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
Акмелунг
сообщение 6.5.2011, 18:49
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 169
Регистрация: 21.4.2011
Пользователь №: 4148



Есть два различных понимания государства и политики: механическое и органическое. Механическое - отстаивает человеческую инстинктивную особь и ее частные интересы; оно измеряет жизнь количественно и формально. Органическое исходит от человеческого духа и восходит к национальному единству и его общим интересам; оно качественно и ищет духовных корней и решений. Которое же из этих понимании желательно и спасительно для грядущей Росии?
Рассмотрим сначала механическое воззрение.
Оно видит в человеке прежде всего инстинктивную особь, имеющую свои "желания" и "потребности": каждый желает меньше работать, больше наслаждаться и развлекаться; плодиться и наживать; иметь свои безответственные мнения и беспрепятственно высказывать их; подыскивать себе где угодно единомышленников и объединяться с ними; ни от кого не зависит и иметь как можно больше влияния и власти. Ведь люди родятся "равными" и потому каждому из них должны быть предоставлены одинаковые права для отстаивания своих "желаний" и "потребностей": это "неприкосновенные права свободы", которые "не терпят ограничений". Поэтому каждая человеческая особь должна иметь в государственных делах равное право голоса. Сколько людей, столько равных голосов. Что кому нравится, то пусть каждый беспрепятственно и отстаивает. Единомышленники всех стран пусть свободно объединяются; поданные голоса пусть подсчитываются; большинство голосов будет всё решать. "Тогда пойдет всё гладко и станет всё на место"...
Что же касается качества всех этих "желаний", планов и затей у всех этих "единомышленников", а особенно мотивов и намерений всех этих "голосователей", то до них никому не может быть дела: все это ограждается неприкосновенною "свободою", ненарушимым "равенством" и "тайною" голосования. Каждый гражданин как таковой заранее считается разумным, просвещённым, благонамеренным и лояльным, неподкупным и "почтенным"; каждому дается возможность обнаружить все свои "доблести" и прикрыть словами о "публичном благе" все свои замыслы и затеи. Пока не пойман - он не вор; пока не взят с поличным - он требует к себе всеобщего уважения. Кто еще не попался на месте преступления (например, предательства, иностранного шпионажа, вражеской агентуры, подготовки заговора, взятки, растраты, подлога, шулерства, торговли девушками, выделки фальшивых документов или монет) - тот считается политическим "джентльменом" независимо от своей профессии и полноправным гражданином ("про его художества все знают, да не докажешь"). Главное: "свобода", "равенство" и "счёт голосов". Государство есть механическое равновесие частных (личных и партийных) вожделений; государство строится как компромисс центробежных сил, как лицедейство политических актеров. И политика должна двигаться "по равнодействующей" (по параллелограмму сил!) взаимного недоверия и состязающихся интриг...

К сожалению, это воззрение (насколько я знаю) нигде не высказано в такой откровенно-отчетливой форме. Оно и не является доктриной; это лишь молчаливый политический "догмат", укоренившийся в мире и выдаваемый за само собою разумеющуюся "сущность демократии": все формально свободны, все формально равны и все борются друг с другом за власть, ради собственных интересов, прикрываемых общею пользою.

Такое формальное и количественное понимание государства ставит его судьбу в зависимость от того, как и чем заполняется та содержательная пустота и то безразлично-беспризорное качество, которые предоставляются людям формальною "свободою". Государство и правительство суть лишь "зеркало" или "арифметическая сумма" того, что делается в душе и в правосознании человеческой массы. Там вечно что-то само собою варится, в этом непроглядном и в то же время неприкосновенном котле: всякое вмешательство запрещается как "давление"; всякое ограничение или воздействие - клеймится как "стеснение свободы". Каждому гражданину обеспечивается право на кривые и лукавые политические пути, на нелояльные или предательские замыслы, на продажу своего голоса, на гнусные мотивы голосования, на подпольные заговоры, на незаметную измену, на тайное "двойное подданство" - на все те низости, которые бывают людям столь выгодны и столь часто их соблазняют. Гражданину даётся неограниченное право тайного самособлазна и совращения других, а также незаметной самопродажи; ему обеспечивается свобода неискреннего, лживого, коварного, инсинуирующего слова и двусмысленного, расчетливого замалчивания правды; ему дается свобода "верить" лжецам и негодяям или же притворяться поверившим (корыстно симулировать такое-то или противоположное политическое настроение). И для свободного выражения всех этих духовных соблазнов ему дается "избирательный бюллетень". - "Мотивы голосования" должны быть свободны; образование партий не терпит стеснений; ограничивать политическую пропаганду - значит "проявлять насилие"; судить и осуждать за "политические воззрения" нельзя: это значило бы покушаться на "сердцеведение" и "преследовать за образ мыслей" (по-немецки "Gessinungs-Justice"). Свобода мнений должна быть полною; государственные чиновники не смеют покушаться на нее и урезывать ее. - И самое глупое, самое вредное, гибельное и гнусное "мнение" - "неприкосновенно" уже в силу одного того, что нашелся вредный глупец или предатель, который его провозгласил, укрываясь за его "неприкосновенность". А возможно ли заставить его мнить своё мнение пассивно? Как помешать ему проводить его мнение в жизнь - шепотом, тихой сапою, тайным сговором, подпольной организацией, незаметным накоплением складов оружия?... Свобода слова, союзов и оружия только выражает и осуществляет свободу мнений...
Понятно, что все это сразу обезоруживает государство перед лицом его врагов и разлагателей; и в то же время обеспечивает этим врагам и разлагателям полную свободу и безнаказанность. Государство и правительство обязаны обеспечивать народу свободу соблазняемости, а разлагателям и предателям - свободу соблазнения; естественно, что очередное голосование подводит итоги - успеху обеспеченного соблазна. И такой порядок будет продолжаться до тех пор, пока соблазн не подорвет самую идею голосования и самую готовность подчиняться большинству (ибо согласно недавно высказанной революционной формуле бельгийца Шпаака: "меньшинство не обязанно подчиняться большинству"): тогда голосование будет заменено восстанием, и сорганизовавшееся тоталитарное меньшинство захватит власть.

Это означает, что формально-количественное понимание государства открывает двери настежь всем политическим авантюрам, переворотам и революциям, что мы и наблюдаем из года в год, например, в Южной Америке. И поистине, негодяи всего мира были бы совершенными глупцами, если бы они не заметили и не использовали эту великолепную возможность захвата власти. Правда, американские "гангстеры" не додумывались до этого и "озорничали" вне политики: и сицилийские "маффиатори" тоже довольствуются частным прибытком. Но додуматься было не так уж трудно. Природа не терпит пустоты; и по мере того, как благородные побуждения (религиозные, нравственные, патриотические, духовные) слабели и выветривались в человеческих душах, - в образовавшиеся пустоты формальной свободы неизбежно должны были хлынуть нелепые, злые, порочные и жадные замыслы, подсказывавшиеся демагогами-тоталитаристами слева и справа.

Итак, формальная свобода включает в себя свободу тайного предательства и явного погубления. Механическое и арифметическое состязание частных вожделений с самого начала готовило в душах возможность слепого ожесточения и гражданской войны. Пока центробежные силы соглашались умерить свои требования и найти компромисс - государство могло балансировать над пропастью; но восстали "пророки" классовой борьбы и приблизили момент гражданской войны. Что может им противопоставить формально-механическое понимание государства? Уговоры главноуговаривающих? Рыдания о гибнущей свободе? Или идеи сентиментальной "гуманности", забытой совести, отвергнутой чести? Но это значило бы - "вмешаться" и тем самым отречься от формальной свободы и от механического понимания политики! Это значило бы утратить веру в политическую арифметику и впасть в сущую демократическую ересь!.. Ибо формальная демократия не позволяет сомневаться в благонамеренности свободного гражданина... Еще Жан-Жак Руссо учил, что человек от природы разумен и добр; и что единственно, чего ему не хватает, это свободы. Надо только не мешать ему свободно извлекать из своего доброприродного сердца - руководительную "общую волю", мудрую, не ошибающуюся, спасительную... Только не мешайте... - а уж он из-вле-чёт!..

Люди уверовали в это два века тому назад. Уверовали французские энциклопедисты и революционеры, а за ними анархисты, либералы и сторонники "формальной демократии" во всем мире. Уверовали до такой степени, что даже забыли о своей вере и о её опасностях: решили, что это и есть "сама" "несомненная" "истина" и что она требует в политике - благоговения перед свободой, почтительного формализма и честного подсчета голосов. И вот, два века этой практики поставили современных политиков перед величайшим политическим землетрясением мировой истории...

Что же им делать? Урезывать формальную свободу? Отказаться от механики частных вожделений? Отменить голосовую арифметику? Но это значило бы усомниться в "священных" догматах современной демократии! Кто же дерзнёт на это? Кто сам себя дезавуирует? И что же тогда противопоставить тоталитаристам слева и справа?

Но если здесь - тупик, то что же тогда? Неужели соглашаться на уродства и зверства тоталитарного режима?! Невозможно!.

30.10.1950

Ильин Иван Александрович (1883 - 1954)

Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме


Тема закрытаНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 8.11.2024, 20:25