О сути нравственности как области общественного сознания |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
О сути нравственности как области общественного сознания |
28.4.2011, 18:12
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 205 Регистрация: 18.2.2011 Из: Мурманск Пользователь №: 2637 |
У меня вопрос созрел.
Воровство - это общечеловеческий порок? Понятно, что его надо искоренять. Но свойственно ли оно именно русским (?) или спец.культивированная негативная черта, или миф? Пётр I за это, кажется, головы лично рубил, а в 30е за это (и злоупотребления властью) ссылали и расстреливали. Сообщение отредактировал Alexander 0K - 28.4.2011, 18:13 -------------------- Insanus omnis furere credit.
|
|
|
7.5.2011, 20:18
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 205 Регистрация: 18.2.2011 Из: Мурманск Пользователь №: 2637 |
Путин с его фронтами теперь здесь Да всё равно туда не попасть))) Мне вот больше этот вопрос интересен ... но никто не отвечает. У меня вопрос созрел.
Воровство - это общечеловеческий порок? Понятно, что его надо искоренять. Но свойственно ли оно именно русским (?) или спец.культивированная негативная черта, или миф? Пётр I за это, кажется, головы лично рубил, а в 30е за это (и злоупотребления властью) ссылали и расстреливали. Сообщение отредактировал Alexander 0K - 7.5.2011, 20:26 -------------------- Insanus omnis furere credit.
|
|
|
7.5.2011, 21:03
Сообщение
#3
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2036 Регистрация: 1.8.2010 Пользователь №: 1892 |
У меня вопрос созрел. Воровство - это общечеловеческий порок? Понятно, что его надо искоренять. Но свойственно ли оно именно русским (?) или спец.культивированная негативная черта, или миф? На этот вопрос никто Вам не даст однозначного ответа - Вы вступили на поле нравственных категорий, где нет чётких определений и суждений. Выскажу лично своё мнение. 1. Склонность к воровству - а Вы, наверное, об этом говорите? - может быть проявлением несформированности понятий "своё" и "чужое". Тогда это - не порок, а невежество. К русским это не относится. В других культурах может быть и иначе. Есть и другие примеры различий в системах понятий. Вот "джигиты" не считают разбой пороком. Это их национальный промысел. Они называют это набегом. 2. Есть культуры, где воровство - именно осознанное тайное присвоение чужого - является промыслом. Но и это - не про русских в целом. В русском менталитете воровство всегда имело негативное звучание. Даже спекуляция, и тем более ростовщичество, всегда считались постыдным занятием. Это - один аспект. 3. О спец.культивированной черте можно говорить, наверное, применительно к "эпохе", начинающейся с конца 80-х по наше время. Кто и как насаждал эти нравы - разговор отдельный. ТВ и СМИ в целом, как мне кажется, целенаправленно проводили эту работу. Цитата Пётр I за это, кажется, головы лично рубил, а в 30е за это (и злоупотребления властью) ссылали и расстреливали. То-то и оно. А потом всех этих "мучеников" поднимают на щит и призывают нас покаяться за "репрессии". Никто же не скажет, что его дед или прадед был вором. "Невинно осуждённый, только в деле написали уголовную статью для статистики"... |
|
|
8.5.2011, 0:18
Сообщение
#4
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 344 Регистрация: 23.12.2010 Из: РФ Пользователь №: 2353 |
На этот вопрос никто Вам не даст однозначного ответа - Вы вступили на поле нравственных категорий, где нет чётких определений и суждений. Выскажу лично своё мнение. 1. Склонность к воровству - а Вы, наверное, об этом говорите? - может быть проявлением несформированности понятий "своё" и "чужое". Тогда это - не порок, а невежество. К русским это не относится. В других культурах может быть и иначе. Есть и другие примеры различий в системах понятий. Вот "джигиты" не считают разбой пороком. Это их национальный промысел. Они называют это набегом. 2. Есть культуры, где воровство - именно осознанное тайное присвоение чужого - является промыслом. Но и это - не про русских в целом. В русском менталитете воровство всегда имело негативное звучание. Даже спекуляция, и тем более ростовщичество, всегда считались постыдным занятием. Это - один аспект. 3. О спец.культивированной черте можно говорить, наверное, применительно к "эпохе", начинающейся с конца 80-х по наше время. Кто и как насаждал эти нравы - разговор отдельный. ТВ и СМИ в целом, как мне кажется, целенаправленно проводили эту работу. То-то и оно. А потом всех этих "мучеников" поднимают на щит и призывают нас покаяться за "репрессии". Никто же не скажет, что его дед или прадед был вором. "Невинно осуждённый, только в деле написали уголовную статью для статистики"... Ежели моральные императивы вступают в противоречие с юридическими, то должна работать иерархия норм права, выстроенная на основе моральных императивов. Если не работает - нужно менять соответствующую власть и нормы права. Или морали. Иначе это произойдет спонтанно и с бОльшими издержками. -------------------- |
|
|
8.5.2011, 6:46
Сообщение
#5
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2036 Регистрация: 1.8.2010 Пользователь №: 1892 |
Ежели моральные императивы вступают в противоречие с юридическими, то должна работать иерархия норм права, выстроенная на основе моральных императивов. Если не работает - нужно менять соответствующую власть и нормы права. Или морали. Иначе это произойдет спонтанно и с бОльшими издержками. Нет, здесь Вы неправы, на мой взгляд. Юридическое нормотворчество, как я понимаю, есть непрерывный процесс. И не только потому, что структура государства и всего общества меняется, но потому что никакая законченная юридическая система не может адекватно отразить медленно, но непрерывно меняющуюся систему моральных ценностей, норм и рекомендаций. Эта ускользающая реальность исследуется всей культурой человечества - и в первом эшелоне русской нравственной культуры были литература и народный разум. Иногда этот народный разум проявляется в фольклоре, но далеко не всегда. И поэтому авторы юридических документов должны обладать таким "моральным слухом". Возвращаясь к самой теме "Суть времени", отмечу, что и С.Е., и многие его оппонеты в "Суде..." зачастую аппеллируют в полемике к нравственным чувствам как к решающему и бесспорному аргументу. |
|
|
8.5.2011, 10:48
Сообщение
#6
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 344 Регистрация: 23.12.2010 Из: РФ Пользователь №: 2353 |
Нет, здесь Вы неправы, на мой взгляд. Юридическое нормотворчество, как я понимаю, есть непрерывный процесс. И не только потому, что структура государства и всего общества меняется, но потому что никакая законченная юридическая система не может адекватно отразить медленно, но непрерывно меняющуюся систему моральных ценностей, норм и рекомендаций. Эта ускользающая реальность исследуется всей культурой человечества - и в первом эшелоне русской нравственной культуры были литература и народный разум. Иногда этот народный разум проявляется в фольклоре, но далеко не всегда. И поэтому авторы юридических документов должны обладать таким "моральным слухом". Возвращаясь к самой теме "Суть времени", отмечу, что и С.Е., и многие его оппонеты в "Суде..." зачастую аппеллируют в полемике к нравственным чувствам как к решающему и бесспорному аргументу. Нет ничего законченного. Вы правы с термином адекватная, т.е., отвечающая (соответствующая) действительности, требованиям времени. Это действительно процесс. "Прерывисто-непрерывный". Я же не случайно вводил понятие дискретных циклов. И нет ничего абсолютного. Но за неимением альтернатив, существующее должно максимально соответствовать. Механизмы "максимального соответствия" и определения дискретных циклов любой системы, в том числе и системы императивов - вот направление. Быть романтиками и требовать - "все или ничего" - это не просто наивно. Это преступно. "моральный слух" - это мне нравится. Помните нашу дискуссию о то Эйнштейна и Ваш анекдот про тормоз? По-моему, он весьма кстати. Сообщение отредактировал AVN - 8.5.2011, 12:35 -------------------- |
|
|
8.5.2011, 13:10
Сообщение
#7
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2036 Регистрация: 1.8.2010 Пользователь №: 1892 |
...Это действительно процесс. "Прерывисто-непрерывный". Я же не случайно вводил понятие дискретных циклов. И нет ничего абсолютного. Но за неимением альтернатив, существующее должно максимально соответствовать... Нет, я не о том. Во-первых, в юриспруденции предполагается завершённость и логическая непротиворечивость имеющейся системы законов. Иначе - нельзя. "Иначе - какая, к чёрту, это юриспруденция!" И все изменения должны приходить со стороны, от Законодателя, как я понимаю. Хотя отнюдь не считаю себя знатоком в этой области. Во-вторых - повторю тезис из "Аномальной жары" - нравственный диалог между всеми членами общества, обсуждение нравственных проблем, не только является необходимым условием нравственного развития общества, но и сам по себе есть механизм этого процесса. Процесс общественного со-размышления, и даже со-мыслия в конечном счёте. И выделить дискретные этапы, дискретные циклы в нём не всегда удастся. Слишком медленно мы осознаём этот непрерывный процесс. Опять ускользнёт. Цитата Механизмы "максимального соответствия" и определения дискретных циклов любой системы, в том числе и системы императивов - вот направление. Скажем так - не уверен. И даже - более того... Цитата Быть романтиками и требовать - "все или ничего" - это не просто наивно. Это преступно. Не понял. Поясните, если можно. Цитата "моральный слух" - это мне нравится. Помните нашу дискуссию о ТО Эйнштейна и Ваш анекдот про тормоз? По-моему, он весьма кстати. Честно говоря, уже упустил. ТАК много всего произошло за это время... Если напомните - хотя бы в "личке" - буду благодарен. |
|
|
9.5.2011, 7:28
Сообщение
#8
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 344 Регистрация: 23.12.2010 Из: РФ Пользователь №: 2353 |
Во первых строках, - с праздником Великой Победы!
Нет, я не о том. Во-первых, в юриспруденции предполагается завершённость и логическая непротиворечивость имеющейся системы законов. Иначе - нельзя. "Иначе - какая, к чёрту, это юриспруденция!" И все изменения должны приходить со стороны, от Законодателя, как я понимаю. Хотя отнюдь не считаю себя знатоком в этой области. Во-вторых - повторю тезис из "Аномальной жары" - нравственный диалог между всеми членами общества, обсуждение нравственных проблем, не только является необходимым условием нравственного развития общества, но и сам по себе есть механизм этого процесса. Процесс общественного со-размышления, и даже со-мыслия в конечном счёте. И выделить дискретные этапы, дискретные циклы в нём не всегда удастся. Слишком медленно мы осознаём этот непрерывный процесс. Опять ускользнёт. Вот и я об этом... О совершенствовании систем управления. От того, что реальность - "ускользающая" для определений, она не перестаёт быть реальностью. Может быть, дело в самих определениях? Цитата Не понял. Поясните, если можно. О стремлении к идеалу. Не все средства хороши... Цитата Честно говоря, уже упустил. ТАК много всего произошло за это время... Если напомните - хотя бы в "личке" - буду благодарен. Все-таки, полезно порой, как убедился, возвращаться к ранее написанному. Чтобы снова переосмыслить свои слова и слова собеседника, которые не всегда сразу доходят. До меня, во всяком случае. Началось с определения понятия "время" в "Аномальной жаре" (Сообщение #172). И завершилось теорией относительности Эйнштейна (Сообщение #183). Там же и Ваш анекдот . После наших пикировок, если не ошибаюсь в хронологии, появился цикл передач С.Е. с одноименным названием. Сообщение отредактировал AVN - 9.5.2011, 7:49 -------------------- |
|
|
9.5.2011, 11:25
Сообщение
#9
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2036 Регистрация: 1.8.2010 Пользователь №: 1892 |
Во первых строках, - с праздником Великой Победы! Вот и я об этом... О совершенствовании систем управления. От того, что реальность - "ускользающая" для определений, она не перестаёт быть реальностью. Может быть, дело в самих определениях? О стремлении к идеалу. Не все средства хороши... Все-таки, полезно порой, как убедился, возвращаться к ранее написанному. Чтобы снова переосмыслить свои слова и слова собеседника, которые не всегда сразу доходят. До меня, во всяком случае. Началось с определения понятия "время" в "Аномальной жаре" (Сообщение #172). И завершилось теорией относительности Эйнштейна (Сообщение #183). Там же и Ваш анекдот . После наших пикировок, если не ошибаюсь в хронологии, появился цикл передач С.Е. с одноименным названием. Не думаю. А вот насчёт стремления к идеалу - всё равно непонятно. Неужели так можно было понять какие-то мои слова, что все средства хороши? Какая-то неразбериха у нас в этом получается. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 24.12.2024, 2:31 |