Философский пароход N1, "Северо-Восток" - вакансия для России |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Философский пароход N1, "Северо-Восток" - вакансия для России |
7.4.2011, 14:50
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 229 Регистрация: 4.4.2011 Из: Москва Пользователь №: 3848 |
Данная тема является ответвлением от общей философской ветки («Новая философия XXI века ….»). Видимо, так и надо будет время от времени останавливаться и фиксировать (структурировать) промежуточные результаты, чтобы они не утонули в потоке дальнейших обсуждений.
В данной ветке собраны посты, так или иначе объединенные неким сквозным сюжетом. Здесь обсуждались общие подходы, понятия и логические инструменты альтернативные привычным инструментам западной философии / науки. Гегелевские Бытие и Ничто, даосские Ян и Инь, Потоки и Потенциалы теории двойственности – их сопоставление оказалось неожиданно плодотворным. Нам, имхо, удалось: - рассмотреть в единой системе координат западную и восточную интеллектуальные традиции, обсудить «северо-восточную» специфику России, специфику «белого» и «красного». - уточнить детали взаимодействия материального и идеального, - наметить выходы в социальную философию, экономику и много чего еще ... Понятно, что здесь много спорного и сырого, поэтому не стоит спешить. Отработка инструментов и уточнение понятий - самостоятельная задача. Хотелось бы, чтобы эта ветка стала для Форума такой вот инструментальной мастерской. Сообщение отредактировал Копатыч - 28.9.2011, 19:37 -------------------- |
|
|
9.6.2011, 15:17
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 695 Регистрация: 7.11.2010 Пользователь №: 2151 |
Вводит в заблуждение термин "философия" и соответсвенно "философская основа" проекта. С моей точки зрения, философия - это изобретение европейское. Если первоначально (в греческой традиции) оно определяется как любовь к мудрости, то после Гегеля - как наука. Советский марксизм, из которого мы стараемся выкарабкаться в силу исторических обстоятельств - саентизировал и догматизировал философию до предела. Инь и Ян изобретение даосское. Тем не менее я использую эти термины и вряд ли откажусь - в европейской философии нет аналогов, и даже близких философских категорий нет. А без таких категорий диалектика становится ущербной. Если мы будем заложниками старых смыслов, если не сможем расширять понятия соответственно требованиям времени, то мы не сможем двинуться вперед. Я ведь не предлагаю использовать понятия "как угодно". Однако, любовь к мудрости предполагает не секс с ней, а совсем иное ее познание - через познание Бытия, если не в деталях, то хотя бы в целом, на самом высоком уровне обобщений. Так что термин "философия" я использую именно в этом смысле. А против саентизации, а тем более догматизации, философии я выступаю также как и Вы. Цитата Не ставя априори под сомнение вашу точку зрения, я хочу обратить внимание на факты. "Дао Дэ Дзин" Лао-Цзы написал из сострадания к китайским таможенникам, он не занимался философией в том виде, в котором мы сейчас пытаемся это делать. Ссылаться в нашей дискуссии на даосизм - это перепрыгивать через исторические и социокультурные условия, не замечая их. Не думаю, что это можно назвать фактами. Насколько мне известно, "Дао Дэ Цзин" лишь приписывают Лао Цзы. Сам текст был записан спустя (по-моему) пару веков после его смерти, учениками учеников. Текст весьма разносторонний и одной из его направленностей является государственность, конкретнее - образ совершенного государя, которого в тексте называют часто мудрецом. К таможне, как мне кажется, это не имеет отношения. А уж чем занимался Лао Цзы, так это вообще неизвестно. В те времена, да и во все остальные, даосы никогда не собирались толпами, в основном поодиночке отсиживались в горах, практиковали, иногда держали учеников, медитировали, познавали мир. Философией точно не занимались. Но это не значит, что полученные ими таким способом знания не имеют философской ценности. Что же касается исторических и социокультурных условий, то они есть всегда и везде. Если, например, Вы возьмете Библию, то там в каждой книге это присутствует. Но это же не дает нам право сказать "Библия устарела, можно выбрасывать". В этом и заключается философская способность к обобщениям, чтобы разделить пласты, увидеть общее в конкретном, универсальное в местном. Тем более, что и в Дао Дэ Цзин, и в Библии есть немало мест где изложены самые общие, глубокие истины непосредственно. |
|
|
9.6.2011, 16:32
Сообщение
#3
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 229 Регистрация: 4.4.2011 Из: Москва Пользователь №: 3848 |
Инь и Ян изобретение даосское. Тем не менее я использую эти термины и вряд ли откажусь - в европейской философии нет аналогов, и даже близких философских категорий нет. А без таких категорий диалектика становится ущербной. Извините, я попутно тоже буду уточнять. У Гегеля похожая пара - Бытие и Ничто. В "Дао медитации" так почти буквальное совпадение определений. Хотя я понимаю, Инь богаче и многозначнее нежели Ничто, Инь - покой, но еще непроявленность, потенциальность. И ночь, и женское начало, и многое другое в этом роде. Гегель, конечно, был прекрасно знаком с китайской философией, и его Ничто - очень дальний, но прямой потомок Инь. Гениальность Гегеля, ИМХО, выразилась и в том, как он немилосердно обкорнал Инь, уточняя это понятие с позиций западного Просвещения, Науки. Рискну предположить, что его вдохновенные коллеги - Фихте, Шеллинг - не отказывали себе в удовольствии некритически использовать эту многозначность древних понятий для удовлетворения своих эстетических потребностей. А Гегель как государственный муж, как ответственный и полномочный представитель западной интеллектуальной традиции твердой рукой вел корабль западной идеологии в гавань своей Системы (где она до сих пор и стоит неуязвимая, но уже почти никому не нужная). Я это к тому, что, поскольку мы ищем альтернативу, нам стоило бы произвести зеркально симметричную операцию, нивелировав Ян до простой материальности, но подняв на щит Инь. Как я понял, даосы как никто склонны к такого рода умонастроению. Сообщение отредактировал batur - 9.6.2011, 16:53 -------------------- |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 23.12.2024, 1:28 |