Хабермас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Хабермас |
12.6.2011, 21:27
Сообщение
#1
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 24 Регистрация: 10.6.2011 Из: Петербург Пользователь №: 4624 |
В своих выступлениях Сергей Ервандович неоднократно ссылался на Хабермаса как на фактически последнего теоретика Модерна на Западе.
И в частности он предлагал проанализировать спор Хабермаса и Фуко. В сущности, и идея о союзе контрмодерна и постмодерна впервые была изложена в книге Хабермаса "Философский дискурс о модерне". Хотелось бы проблематизировать некоторые идеи Хабермаса и главное те политические последствия, которые из них вытекают. Несколько вопросов навскидку. 1. Хабермас поддержал операцию НАТО против Югославии. Причем это поддержка прямо вытекала из его понимания модерна, и обязанности либерального Запада остановить этнические чистки на Балканах. Он при этом конечно не мог не видеть, как односторонне Запад понимал проблему "прав человека" применительно к Югославии. 2. Хабермас один из авторов ярлыка "левый фашизм", который он прилепил радикально настроенным студентам 68-ого года. По-моему Сергей Ервандович всегда положительно относился к событиям 68-ого года, и более того считал поражение этой посткапиталистической идеи на Западе и своей трагедией. 3. Хабермас негативно относился к Советскому Союзу и ко всему опыту построения "реального социализма" Восточным блоком. Уже после падения коммунистических режимов его спросили: "Есть ли хоть что-то полезное для Запада в опыте тех стран, которые составляли Варшавский договор". Он ответил: "Ничего. Эти страны просто исторически отстали и им теперь предстоит догонять". Отсюда же вытекает и четвертая особенность Хабермаса - европоцентризм. 4. Европоцентризм теории Хабермаса как не сложно понять никак не сочетается с "альтернативным развитием" или «русским модерном» 5. Хабермас и сам больше не верит в возможность реализации идей модерна. В книге "Будущее человеческой природы" рассматривая проблему генной инженерии, он выдвигает идею о том, что модерн так и должен остаться незавершенным проектом, поскольку научный прогресс в некоторых областях опасен. И в этом он полностью совпал со своим единомышленником кардиналом Ратцингером нынешним Папой Римским Бенедиктом XVI. И это еще один парадокс представитель Франкфуртской школы солидаризируется с католической церковью. Могло ли такое даже в страшном сне присниться Теодору Адорно? |
|
|
13.6.2011, 10:26
Сообщение
#2
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 24 Регистрация: 10.6.2011 Из: Петербург Пользователь №: 4624 |
Кстати насчет постмодернизма. Для меня в выступлениях Кургиняна это самая странная вещь.
Почему он его целиком отрицает? Ведь постмодернизм очень обширное явление. В нем точно так же как и в премодерне и модерне есть и полезные теории. Просто обычно у нас под постмодернизмом подразумевают его выхолощенную американскую версию, связанную с так называемым "современным искусством". В котором действительно мало приятного, но ведь это просто коммерческая эксплуатация идеи. Мне кажется нельзя постмодернизм целиком отбрасывать. Ведь они сделали много полезного. Вот возьмем к примеру двух столпов постмодернизма Жиля Делеза и Феликса Гваттари авторов книг "Анти-Эдип" и "Тысяча плато" Мало кто знает, что многие латиноамериканские новые левые партии опирались именно на их идеи. Гваттари был другом и неофициальным советником Лулы недавнего президента Бразилии. Именно по рекомендации Гваттари Лула создал в 80-е годы Партию Труда, которая стала совершенно новым явлением. Это партия, которая соединили в себе структуры обычной партии и сетевые организации низовой демократии. Такой новый тип партии помог объединить внутри одной организации: профсоюзы, экологов, различные левые группы от умеренных до радикальных, католиков из "теологии освобождения". Об этом написано несколько книг: Molecular Revolution in Brazil (1986). With Suely Rolnik. The Party without Bosses (2003), by Gary Genosko. Features a 1982 conversation between Guattari and Luiz Inácio Lula da Silva, the former President of Brazil. Именно успех Партии Труда в 90-е годы пробудил весь континент, потом появился Уго Чавес, Эво Моралес которые сделали фактически тоже самое. Разве это не пример вполне прогрессивного использования идей постмодернистов. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 10.11.2024, 7:34 |