Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Философский пароход N1, "Северо-Восток" - вакансия для России
batur
сообщение 7.4.2011, 14:50
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 229
Регистрация: 4.4.2011
Из: Москва
Пользователь №: 3848



Данная тема является ответвлением от общей философской ветки («Новая философия XXI века ….»). Видимо, так и надо будет время от времени останавливаться и фиксировать (структурировать) промежуточные результаты, чтобы они не утонули в потоке дальнейших обсуждений.

В данной ветке собраны посты, так или иначе объединенные неким сквозным сюжетом. Здесь обсуждались общие подходы, понятия и логические инструменты альтернативные привычным инструментам западной философии / науки. Гегелевские Бытие и Ничто, даосские Ян и Инь, Потоки и Потенциалы теории двойственности – их сопоставление оказалось неожиданно плодотворным.

Нам, имхо, удалось:
- рассмотреть в единой системе координат западную и восточную интеллектуальные традиции, обсудить «северо-восточную» специфику России, специфику «белого» и «красного».
- уточнить детали взаимодействия материального и идеального,
- наметить выходы в социальную философию, экономику и много чего еще ...

Понятно, что здесь много спорного и сырого, поэтому не стоит спешить. Отработка инструментов и уточнение понятий - самостоятельная задача. Хотелось бы, чтобы эта ветка стала для Форума такой вот инструментальной мастерской.

Сообщение отредактировал Копатыч - 28.9.2011, 19:37


--------------------
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
Алаг
сообщение 15.6.2011, 22:47
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 234
Регистрация: 5.5.2011
Пользователь №: 4290



Цитата(batur @ 15.6.2011, 21:25) *
...
Вывод оказался неожиданным для меня самого – оказалось, что современная интерпретация даосизма (которую, как я понимаю, представляет Yurixx) уже вполне находится в русле логики Гегеля, логики Модерна, логики экспансии Янского начала. ...

Может все же нам лучше обратиться к первоисточнику?
XLII
Дао родил Единое.
Единое родило Двойственное*.
Двойственное — Триаду**.
Триада же — всё сущее.
Сущее окутано Инь,
     но и объемлет Ян,
     всё пронизано Ци*,
     предполагает Гармонию.

Если все предполагает гармонию, то и взаимоотношения Инь и Ян гармоничны. Предполагает экспансия гармонию?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
batur
сообщение 16.6.2011, 10:09
Сообщение #3


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 229
Регистрация: 4.4.2011
Из: Москва
Пользователь №: 3848



Цитата(Алаг @ 15.6.2011, 23:47) *
Может все же нам лучше обратиться к первоисточнику?
XLII
Дао родил Единое.
Единое родило Двойственное*.
Двойственное — Триаду**.
Триада же — всё сущее.
Сущее окутано Инь,
но и объемлет Ян,
всё пронизано Ци*,
предполагает Гармонию.

Если все предполагает гармонию, то и взаимоотношения Инь и Ян гармоничны. Предполагает экспансия гармонию?


В тот момент, когда "Двойственное рождает Триаду", появляется возможность специализации, - возникают самодостаточные комбинации с лидерством одного из начал, типа Ян-Ян-Инь и Инь-Инь-Ян .
И эта возможность специализации непременно реализуется. Специализацию на Ян развивает Запад, - постепенно, ощупью, возвращаясь временами к деревенской гармонии, крепя государственно-культурные страховки-регулировки, - но чтобы это не мешало главной специализации.

В результате западная цивилизация, цивилизация Модерна вполне состоялась. Может ли этот тип (Янский) движения в истории продолжаться и дальше? Я думаю - может. Но при одном условии - если где-то кто-то, на другом полюсе будет столь же успешно осваивать альтернативную специализацию - на Инь. Только при этом условии эти две экспансии будут без войн и судорог дополнять друг друга до гармоничного глобального целого, постепенно конвергируя навстречу друг другу.

Является ли нынешний Восток такой полноценной альтернативой? - Пока - нет. Но он ищет путь к этому.
Пока нынешний Восток - это традиционный Юго-Восток, это глобальная деревня. Северо-Восток пока не состоялся.

Почему такое странное отставание в развитии Иньской цивилизации от Янской?
Если понимать Инь как покой, равновесие, то все уже ОК, он сыграл свою глобальную роль, - роль закрепленной на вершине страховочной веревки, по которой Запад спустился в цветущую долину товарного рая. Теперь это конец можно спокойно отпустить и подождать пока отставшие группы спустятся в долину Модерна.

Но если Инь это не покой, не равнодушная веревка-связь, а напряженная пружина, то картина принципиально меняется. Как раз сейчас, когда Запад (а вслед за ним и весь остальной мир), растянув все свои (но прежде всего - чужие) пружины, приближается к своей крайней точке, начинается эпоха пружин. Эпоха Инь. Сезон Циклонов.

Сообщение отредактировал batur - 16.6.2011, 12:37


--------------------
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Yurixx
сообщение 16.6.2011, 20:10
Сообщение #4


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 695
Регистрация: 7.11.2010
Пользователь №: 2151



Цитата(batur @ 16.6.2011, 10:09) *
В тот момент, когда "Двойственное рождает Триаду", появляется возможность специализации, - возникают самодостаточные комбинации с лидерством одного из начал, типа Ян-Ян-Инь и Инь-Инь-Ян .
И эта возможность специализации непременно реализуется. Специализацию на Ян развивает Запад, - постепенно, ощупью, возвращаясь временами к деревенской гармонии, крепя государственно-культурные страховки-регулировки, - но чтобы это не мешало главной специализации.

Приветствую, batur. Хорошо, что Вы вновь здесь и этим своим постом освободили меня от необходимости высказывать мое мнение. Я почти со всем здесь согласен. Если и скажу чего, то в плане расширения.
Запад - это реально Ян. Он не только экспансивен, но с некоторых пор и в своей внутренней жизни, в жизненной практике обратился на внешнее. Капитализм это сугубо янский процесс. НТР это сугубо янский процесс. Торжество материализма и деградация нравственности - это предельно янский процесс. О гармонии таким образом на Западе речь идти не может.
Инь - это внутренне, Дух. Восток это Инь потому, что он пренебрег (не только Китай, но и Индия) экономическим соревнованием с Западом, он предпочел сохранять свое внутреннее, свою культуру, духовное наследие. А самое главное - он предпочел другой путь эволюции. Не через технологию и обеспечение человека внешними подпорками, а через духовные и близкие к ним практики и обретение внутреннего совершенства. Поэтому бедность Востока, его "страдание" о котором так печется Запад (и которое совершенно естественно и органично для самого Востока), это его выбор. Не говорю сознательный только потому, что он сделан целыми народами, не на основе существующего коллективного сознания. Просто Инь так, подсознательно, выразил себя на Востоке.
И вот теперь, когда Запад достиг небывалых высот технологического развития, но начинает рушиться под грузом гипертрофированной янской доминанты, а Восток типа отстал навсегда и обрек себя на вечное подчинение Западу, что же происходит ? Куда каждый из них идет ? Где та гармония между Инь и Ян и как ее достичь ?
Восток (Индия и Китай) открылся достижениям Запада и, используя его по полной, догоняет колоссальными темпами. При этом не собирается отказываться от своего внутреннего наследия, от своих тысячелетних достижений. Он не собирается бросить их ради джинсов, жвачки и чего там еще (хотя и такие процессы там есть).
Запад, на вершине своей доминанты, в апогее своей силы и самоуверенности, абсолютно закрыт от Востока. Несмотря на то, что знания Востока все больше распространяются в последние десятилетия, Запад как социальная структура пребывает в полном плену своей мировоззренческой парадигмы, которая стоит на материализме. Западная наука уже не может отмахнуться от достижений Востока, но не может их объяснить и не может включить в свое мировоззрение. Это противоречие закрывает Западу возможность быстрыми темпами восстановить свой Инь. Да и вообще, возможно ли возрождать свою нравственность, свою духовность также быстро, как возводить разрушенные дома ? Одно утешает - на уровне отдельных людей приятие восточных практик дает некоторые перспективы.
А где здесь Россия ? Россия, как и прежде, между. Россия сохранила (пока) существенную часть своего духовного наследия, своего коллективизма (проявление коллективной духовности), своего идеализма (которое поддерживалось моральным кодексом строителя коммунизма), своей веры, которая поддерживается православием. С другой стороны, Россия имеет огромный опыт понимания Запада. Если Восток его просто копирует, просто использует по полной, то Россия его понимает. Но Россия отстала во всех смыслах, и в социально-экономическом (янском), и в духовно-нравственном (иньском). Это результат положения "между" Инь и Ян - все время одолевают сомнения то ли туда, то ли сюда. Так и кидает ее из стороны в сторону. Все дуализЬм проклятый, а диалектикой тут давно уже не пахнет. Но, с дугой стороны, это чисто непахано поле. Здесь можно построить все, что захочешь. Поэтому так много алчущих.
Так вот, как мы уже здесь договорились, выход у России - экспансия, одновременно и гармонично, в обеих областях, строительство нового социально-ориентированного (инь) современного технологического (ян) общества, подъем экономики (ян) при сохранении и приумножении нравственного (инь) богатства общества.
Избранный сегодняшней властью западный вариант, на фоне начинающегося обрушения Запада как системы, это просто самоубийство. А восточный вариант - закрыться от всего мира и развивать свое внутренне сидя с голой задницей, - тоже самоубийство, но другим способом.

Цитата
В результате западная цивилизация, цивилизация Модерна вполне состоялась. Может ли этот тип (Янский) движения в истории продолжаться и дальше? Я думаю - может. Но при одном условии - если где-то кто-то, на другом полюсе будет столь же успешно осваивать альтернативную специализацию - на Инь. Только при этом условии эти две экспансии будут без войн и судорог дополнять друг друга до гармоничного глобального целого, постепенно конвергируя навстречу друг другу.

Если они не взаимодействуют, то никакой гармонии нет, есть только два независимых и противоположных перекоса.
Но в реальности конвергенция началась. Только идут они не к общему знаменателю, а каждый к своему.

Цитата
Почему такое странное отставание в развитии Иньской цивилизации от Янской?
Если понимать Инь как покой, равновесие, то все уже ОК, он сыграл свою глобальную роль, - роль закрепленной на вершине страховочной веревки, по которой Запад спустился в цветущую долину товарного рая. Теперь это конец можно спокойно отпустить и подождать пока отставшие группы спустятся в долину Модерна.

Покой и равновесие, это правильно. Но с точки зрения социальной эволюции основное различие между западным и восточным путем пролегало по паре внешнее-внутреннее. Внутренне, в смысле идеальное - нравственность, духовность, действительно сыграло для Востока роль страховочной веревки не дав ему растерять свои главные ценности. Однако, Вы забыли, что рай находится не внизу, а в верху. Внизу находится ... правильно, ад. Вот в этот товарный ад Запад спустился отбросив страховочную веревку духовных ценностей как ненужную.
Без нравственной основы, без нравственной системы ценностей, избранной человеком для себя как доминанты над ценностями материальными, погружение в товарный мир (сам по себе он не есть ад) равносильно погружению в жерло вулкана без скафандра.
Так что кто куда, кто вверх, кто вниз, это и есть основной вопрос выбора современного человека. И здесь мы его тоже решаем. Строить новое общество или совершенствовать старое - это и есть вопрос вверх или вниз. И вот Lamanchskijj, например, вполне осознанно выбрал для себя не строить никакой новый мир, поскольку, дескать, это все равно бессмысленно.

Цитата
Но если Инь это не покой, не равнодушная веревка-связь, а напряженная пружина, то картина принципиально меняется. Как раз сейчас, когда Запад (а вслед за ним и весь остальной мир), растянув все свои (но прежде всего - чужие) пружины, приближается к своей крайней точке, начинается эпоха пружин. Эпоха Инь. Сезон Циклонов.

Инь это покой, но в то же время и сжатая пружина, и потенциал. Это та пружина кантовского нравственного закона внутри нас, которая не дает человеку безучастно смотреть на все, что этому закону противоречит. Распрямляясь она толкает человека на действия, инь трансформируется в ян, диалектический переход совершается, мир становится другим. Это тот потенциал, который превращаясь в кинетическую энергию действия, воплощается в материальных янских результатах.
Что же касается Запада, который достиг предела в использовании своей энергии действия, то для него переход совершается в совсем другую сторону - в иньскую, в сторону отстранения от действия с целью осмысления навороченных результатов, с целью осознания своей истинной природы, позабытой в погоне за материальными благами. Это сложный и болезненный процесс.

Сообщение отредактировал Yurixx - 16.6.2011, 23:23
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
3 страниц V   1 2 3 >


Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 23.12.2024, 1:33