На Комментарий к высказыванию Дж.Сороса |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
На Комментарий к высказыванию Дж.Сороса |
15.10.2008, 11:12
Сообщение
#1
|
|
Участник Группа: Пользователи Сообщений: 34 Регистрация: 23.7.2008 Пользователь №: 1253 |
Тут некие наброски, мысли вызванные темой. Возможно, они сырые, недостаточно взвешенные, но как повод для размышления сойдут, ни в коем случае не претендуя на роль истины в последней инстанции.
«И все, что можно тут сделать "без дураков", - переходить на "я знаю, как надо". Т.е. на стратегическое управление. Надо сказать: мы знаем, что будет в XXI веке; мы знаем, чего хотим; у нас есть приоритеты; у нас есть нечто типа Госплана; у нас есть главная стратегическая цель; И ИНВЕСТИРОВАТЬ МЫ БУДЕМ ТОЛЬКО ПОД НЕЕ, а если мы ошибемся, то будем исправлять ошибки, но не будем говорить, что не знаем, как надо. ...Рано или поздно победят те, кто выдвинут стратегических менеджеров, которые знают, как надо, и которые будут не распылять средства куда угодно, а точно знать, что у них 12 приоритетов, и деньги пойдут туда и ТОЛЬКО туда. Вот это и будет локомотив экономики на завтра». Я вижу речь клонится к моноструктурности. Мы ведь имеем в виду не человека, перед которым встал вопрос, чего он хочет и от чего ему придется отказаться. Причем отказаться в определенных рамках, на определенный конкретный срок (и навсегда - это лишь один из частных случаев, отказываются от части себя лишь перед лицом очевидной гибели, должной последовать за дальнейшим сохранением наличной своей полноты с присущими противоречиями). Имеется-то в виду социум. И вот, если подразумевается т.н. львиная доля полного объема наличных ресурсов - то это действительно путь к выживанию в условиях глобальной конкуренции, в которой кто чуть отстал - тот должен отойти в сторонку, мягко выражаясь. Тогда это действительно локомотив экономики. Но в тексте я вижу двукратное повторение слова ТОЛЬКО. А это уже локомотив сам по себе - одинокий локомотив. Люди обычно не воспринимают, что «только» может касаться только конкретной их роли (в данном случае, государства, надо полагать) - если поверят, махом начнут закручивать гайки и бить по голове гаечным ключем всех кто «не только». «Мы НЕ знаем как надо» - откуда взялось? Что-то подсказывает мне, что до этого докатились после разочарования в нескольких знаниях «как надо». Дилеммка в том, что не может быть единственного правильного ответа «как надо». Ученому ли это не знать, хотя не одному ему это знакомо. И групп людей, имеющих свое лучшее «как надо» обязательно будет больше одной. Если у них настоящее «как надо» - это неординарные очень ценные люди. Но часто случается (ну, вот, есть способствующие тому взаимосвязи и закономерности), что эти люди верят в истинность и перспективность исключительно своего Как надо. Как следствие, победившая группа либо должна другие физически ликвидировать, заодно уничтожив ресурс живучести системы. Мы строим систему стопроцентно убиваемую четко ориентированным на нее вирусом? И чтоб она уж точно не вывернулась в паче чаяния сменившейся ситуации? Либо, если не ликвидировать, - очень вежливо вытолкать в другие системы, умудрившись поддерживать связи с ними, диалог и сколь-нибудь добрые отношения. Это не нереально, но об этом кто-нибудь будет Заботиться, а ведь это уже не «только»? Ошибки неизбежны при любой системе. Не ошибается только тот кто ничего не делает. Что это значит? И этот перечень из «12 приоритетов», условно, может оказаться, в том числе, фундаментально не полным, что, скажем, проявится уже на следующей стадии. Из этого уже не только вероятность, что без компетенций этих вытолкнутых может оказаться практически нереализуемым восполнение упущений, но и проблемы с совсем другой стороны. Жесткое профилирование распределения ресурсов на уровне страны - это международное разделение труда (не значит что исчезнет конкуренция, но вот взаимозависомисть усилится на порядок). А что влечет такое разделение труда. Не столь большой, но значимой части интеллектуальной элиты будет необходимо уехать, если они захотят полноценно реализоваться, причем без особых надежд, что приобретенный опыт получится импортировать обратно в свою страну, на родину. Если я адекватно развиваю исходную мысль, то ориентация на это - очень интересная позиция для завзятого врага глобализации и «кочевников» (Вы им потом попробуйте объяснить, что за родина еще такая в какой-то отдельно взятой стране). Вообще для меня пока трудно для понимания, как человек, профессионально разбирающийся в сложных системах, может призывать к моноструктурности. К* теперь - представитель лагеря строителей империй? А я и не заметил. В естественной ситуации в системообразующей среде всегда возникает полиструктурность. И, вот, я полагаю, что если добиться понимания значимыми стратегически ориентированными (даже с разной ориентацией) себя как составляющей целостности, понимания ими, что это значит и какое это имеет значение для них - они смогут распределять, договариваться, а не только отбирать друг у друга. И если перекрыть их совместными усилиями КРУПНЫЕ утечки ресурсов в нестратегические области (от разворовывания или дешевой продажи из под полы «миллиардов», понятно, не своих, до рас######яйства (падн ми май френч) как культурной нормы), переориентировать действие определенных психологических механизмов - не будет такого уж дефицита ресурсов. Но необходимы навыки, какие-то технологии, культура диалога. Понимание себя как части целого. Тут уже нужно и развитие социокультурной инженерии. Все что сейчас более-менее в последней развито - то что было на поверхности - деструктивные технологии - от примитивного хакинга так называемой «социальной инженерии» до хитроумных оргоружейных разработок. Тут как с ядерной энергией - деструкция всегда проще и после создания ядреной бомбы еще понадобилась большая работа, чтобы выйти на мирный атом. Водородная бомба также была создана относительно легко, а где мирные реакторы термоядерного синтеза? Из современной базы социальной инженерии мне известны лишь отдельные разрозненные индивидуальные работы из разных областей, да опыт неформальных, клубных движений в нашей стране, описываемый М. Кожариновым, Р. Морозовским и другими - микроуровень; попыток моделировать построения на основе его достижений более крупные системы (мезоуровня, скажем) - не видно. Отдельные же люди начинают обращать внимание окружающих на технологии демократии. Конечно демократия не может быть средством модернизации - наоборот это продукт последней, причем модернизации культурной. Ведь демократия это не демократические формы и процедуры, а определенная культура, позволяющая эти формы и процедуры применять в рамках жизнедеятельности общественной системы, даже не только культура, но и сама конкретная система выстроенная определенным образом на базе определенных культурных конструктов (пусть на практике и лишь самообразовавшихся). Собственно, культурную систему и не построишь - ее и надо внимательно выращивать. Но я не вижу в сфере социоинженерии, чтобы хотя бы в ней пытались конструировать что-то, по крайней мере, на уровне, какой можно наблюдать в генной инженерии в отношении реальной полноты механизмов, составляющих предмет генетики... Возвращаясь к полиструктурности - когда обращаешься к глобальной среде, в которой должна обитать наша полиструктурность «национальная» - начинает даже мелькать мысль-воспоминание о «мировом пожаре» против имперской идеи т.е. против Вашего любимого качество англасаксонского духа, если учесть что обратная сторона медали этого качества - стремление во что бы то ни стало поставить на колени либо замочить всех остальных, как минимум - ослабить, подорвать, чтобы уже ни в чем себя не ограничивая делать только свое «как надо» - Вы, конечно, другие акценты ставите, только суть-то эта остается. Ну, да пожар все равно конструктивным не бывает. Чтобы люди были готовы жить по средствам нужна и цель и соответственно выстраиваемая социокультурная система. Но это я уже отвлекся довольно. Вернемся к началу, к «только». Понятно, что выстоять важно, но не надо путать одно - необходимое для выдерживания системой внешнего давления и ударов, которое лишь средство, инструмент, и другое - развитие. По Вашему, новорожденное развитие тут же немедленно обязано обеспечить и все защитные функции. Но если оно от рождения обязано быть таким тиранозавром - что Вы от него в дальнейшем-то хотите, какого такого гуманизма ждете? Откуда? Вы если уж говорите ТОЛЬКО - сферу действия не забывайте очерчивать, а то ведь кинутся реализовывать - затопчут. |
|
|
31.10.2008, 22:55
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 1789 Регистрация: 27.12.2007 Пользователь №: 1297 |
Учебники - не главная проблема.
Если разговор о том, чтобы не учиться только фактам, а еще и умению работать со знанием, информацией и материалом (формировать целостное видение), то тогда надо не только учебники с методичками читать, а монографии и научную периодику. Отдельные студенты так и делают, но это отдельные студенты. Проблема, конечно же, есть, некоторая ее часть состоит в том, что, к примеру, человек читает много научной литературы, причем в ущерб «программным» учебникам, тогда происходит это порой в ущерб усвоению элементов общей программы вообще (в целом он ее пытается уловить, улавливает, но некоторые ее части для него вполне посильны, не особо интересны, и он их не особо изучает, понимая, что при необходимости легко возьмет книгу и прочтет то, что необходимо). В распределении времени и сил на «образовательное» и «более научное, исследовательское» приходится выбирать пропорции самостоятельно. Но люди, склонные именно к исследовательской работе предпочитают монографии учебникам. Именно так только и научишься добывать знание, наращивать понимание, хотя это работа, в значительной мере зависящая от самого студента. Проблема тут, конечно, есть и с другими проявлениями (которые описал Антон). Сейчас при желании плавать «глубже, чем большинство студентов» лучше после 4-го курса на 2 года идти обучаться в магистратуру (если у вуза есть такое направление подготовки). Там общепрограммные часы есть (как по специальности, так и по социально-гуманитарной сфере - история и философия науки, методология научных исследований, педагогика и психология, экономика той или иной отрасли и др.), причем их сравнительно не очень много, но читаются они несколько иначе, чем обычным группам - читают чаще всего их довольно серьезные ученые, чаще доктора наук, и ввиду особого субъекта восприятия читается это без нудных «разжевываний» и на уровне, более глубоком, чем для обыкновенных студенческих групп. А основное время магистрант отдает работе с периодикой, монографиям в свете собственных исследовательских работ по специальности, проводит в том числе и эксперименты (если техническая специальность). В конечном счете, защищает не диплом после 5-го курса, а магистерскую диссертацию после 6-го курса. И в этом некоторый существенный плюс двухуровневой системы подготовки (бакалавр, специалист, магистр) просматривается. Проблема, правда, в том, что нельзя признавать бакалавра реальным «профессионалом», нельзя позволить в свете «болонского» течения снизить общий уровень образования с 5 лет до 4. Профессионал - либо специалист (инженер), либо магистр. А бакалавр - это 4 курса. В технических вузах это только знание общих сегментов техники и наиболее общих моментов в своей специальности. Вот уже несколько дней хочу представить на форум некоторое «последовательно и сумбурно» (когда как) сформированное мною (на протяжении нескольких лет) видение проблемы социального воспроизводства научных школ в регионах. Не знаю, сколь интересно будет (тем более что это же не социологическое исследование, а некоторый набор личных впечатлений и умозаключений), но проблема в свете новой экономической реальности весьма, думается, существенная. Если материал получится, то предложу для ознакомления на форуме. Пока, правда, получается больно пессимистичный текст. Что печально. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 29.12.2024, 10:58 |