"Гостья из будущего" |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
"Гостья из будущего" |
21.4.2011, 23:06
Сообщение
#1
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 5 Регистрация: 19.4.2011 Пользователь №: 4125 |
Предлагаю обсудить этот фильм - культовый для своего поколения.
Сыграл ли он какую-нибудь роль в развале страны ? |
|
|
21.6.2011, 19:03
Сообщение
#2
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 15 Регистрация: 18.6.2011 Пользователь №: 4691 |
Этот фильм мне хорошо знаком и приятен. Однако, стоит сразу признать, что судить о его роли в некоем развале я однозначно не могу, так как не жил в то время, когда, собственно, было что разваливать. Однако, исходя из моего убеждения, что причин у "развала" было очень и очень много, и объяснить их одним словом нельзя, я попробую оценить, входит в число этих причин посыл данного произведения Булычева, или не входит.
"Гостью из будущего" сняли в 1983-84 году, по книге "Сто лет тому вперед", увидевшей свет в 1978 году и рассказывавшей о событиях 1976 года. Кроме того, с той же актрисой в главной роли была снята еще одна экранизация, "Лиловый шар" в 1987 году, на мой взгляд, отстойная. Наконец, в 1988 году был снят фильм "Остров ржавого генерала", уже с другой актрисой. Остановимся на первом фильме. Так как все уже знают, о чем там речь, сконцентрируюсь на моментах, что мне показались в этом отношении значимыми. А вижу я следующее. Указуя в будущее, картина в некотором смысле берет на себя задачу балансировать между двух посылов: обещание будущего и мотивация к будущему. Фильм, как и все творчество Булычева по сеттингу с Алисой Селезневой, обещает очень многое. И дело касается не только изобретения машины времени и миелофона, но и того, каким будет общество, их создавшее. Что бросается в фильме в глаза человеку, привыкшему, что сказка хороша как героем, так и злодеем, так это беспристрастность персонажей к этим фантастическим вещам. Машина времени эксплуатируется исключительно историками. Миелофоном читают мысли крокодилов и котов, но не людей. В обществе будущего стоит такой благоденственный порядок, что невольно удивляешься. Даже космические пираты, таки пробравшиеся в прошлое, трактуются чуть ли не как совершенно вымирающий вид. Весельчак У и Крыс, если таки коснуться книги, были практически последними пиратами в галактике. Конечно, кое-где могу быть неточен в своих представлениях о том, какая утопия царит в конце двадцать первого века, однако, вот к чему я веду. Нет никаких практически отсылок к тому, как так в будущем все получилось. И фильм, и книги негласно утверждают, что все, в сущности, произошло закономерно. И картина и книги обещают, будущее будет, никуда не денетесь. В конце фильма детям говорят, кто из них какой будет гениальностью, в книге заодно добавляют, что на планете возьмут и окажутся пять миллиардов одаренных, талантливых, и в целом довольных жизнью людей. Обещая персонажам и зрителю светлое будущее, картина умалчивает, чего им это будет стоить. Вывод: картина очень многое обещает. И ничего почти не просит взамен. Тем не менее, мотивация к строительству такого будущего в фильме есть, но лишь в виде красивой песни о прекрасном далеко с красивой и мудрой фразой "А сегодня что для завтра сделал я?". Персонажам также говорят, что в будущем они сыграют большую роль, вроде как говоря, что, мол, мы многого от вас ждем. Вывод: Эпично крутое будущее подается, как само собой разумеющееся. Пройдет сто лет и читатель окажется на самой хорошей планете. Будет ли читатель жить в это время? Врядли. Будет Коля Герасимов уже фотки правнуков к тому времени рассматривать, когда Вертера таки смогут создать. Теперь расширим взгляд до сеттинга об Алисе в целом. Из него действительно становится видно, что внешнее благоденствие досталось дорогой ценой. Вполне возможно, что в ходе выплаты этой цены, раса гуманоидов с голубой планеты и завоевала себе далеко не последнее место на межпланетной арене. Из вооружения, что фигурирует, бластер - самое банальное. Есть и боевые роботы, и киборги. Вертер не в счет, он в книге больше похож на R2D2 советского дизайна с голосом. Нельзя не обойти вниманием Громозеку из "Тайны третьей планеты". Инопланечайник дважды обнаружил у себя огромную кучу оружия, а также способность прямо в скафандре десантироваться на поверхность планеты. Тайкус Финдли бы определенно позавидовал. Имеет место суровое биологическое оружие - некий лиловый шар. Последняя во вселенной капсула с вирусом, который в фильме вызывал у существ просто агрессию, а в книге заставлял их ускоренно эволюционировать в сторону агрессии. В той версии на планете, где был найден шар, животный мир целиком оказался извращен - каждое существо как минимум смертельно ядовито, а часто вооружено сверх всякой меры. Даже маленький комарик всегда готов обнажить жало сантиметра в четыре и напасть, пусть даже как камикадзе. Есть также случай планеты Крит, где все население из-за оружия массового поражения разом утратило память и мигом скатилось в дремучее средневековье. Там, кстати, нам представляют самого "боевого" персонажа серии - Ирию. Назначение ее способностей коммандос в мирном космосе не слишком востребовано, но вполне известно, что ее воспитывал тот еще ветеран. Окончательный вывод: Потребителю данного творчества обещается само собой разумеющееся блестящее существование. То, через что человечеству пришлось пройти за это - скромно не то, чтобы совсем умалчивается, но явно недоговаривается. Если какой-то человек вдруг воспринял бы такие посылы всерьез, то наверное бы решил, что его жестоко обманули - вместо движения к светлому будущему приходится терпеть этот унылый совок или эту злосчастную перестройку. Примерно, как если бы человеку из начала 1920ых пришли гости из будущего, показали большие города, магазины, бесплатное образование, жилье не за деньги и вообще социализм, а потом исчезли навсегда, оставив его перед грядущими НЭП и коллективизацией. На мой взгляд, это в некоторой степени подтолкнуло бы к модели поведения, которую Маяковский скромно окрестил словом "клоп". Борьба, борьба, борьба, а результата все нет, и это вызывает если не тоску, то, как и у Пьера Скрипкина, желание пожить уже наконец для себя. Да что уж там, сразу с этого и начинать. А они там, в будущем, свое и так получат. Есть ли роль творчества Булычева в гибели СССР? Я считаю, что она пренебрежимо мала - слишком уж много всяких других вещей имело место быть. Несмотря на короткий период существования, Союз прожил насыщенную историю, где каких-то смешных 10-15 лет оказались не больше, не меньше - застоем. Хотя, я в застой не жил, посему эта аналогия весьма приблизительна. И эта история оказалась записана в очень многих местах. Люди, на мой взгляд, стали просто быстрее жить. Одна новость разлетается по земному шару за день. За меньше чем десять лет из анналов истории вдруг в огромном количестве выныривает какая-то такая вся разная фигура Сталина. Евросоюз, созданный не так уж давно, уже трещит. И при этом люди живут дольше. Достаточно долго, чтобы запросто переживать общественные формации, век которых наоборот, сократился. Исходя из этого, не исключено, что когда-нибудь эти 70 лет покажутся вполне долгожительским для общества показателем. Данным отступлением, я надеюсь еще раз подчеркнуть комплексность и множественность причин падения СССР, где моральная нестойкость населения хоть и сыграла значительную роль, но отнюдь не главную. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 22.12.2024, 14:40 |