Антихрист (Триера) - путь к спасению |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Антихрист (Триера) - путь к спасению |
16.10.2009, 1:00
Сообщение
#1
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 13 Регистрация: 16.10.2009 Пользователь №: 1610 |
Сегодня посмотрел фильм Ларса фон Триера «Антихрист». Получил удовольствие от мероприятия, всем рекомендую. Была интересная дискуссия. Фильм, безусловно, многоплановый с точки зрения смыслов (гностицизм, мифологический и религиозный подтекст и т.д.), как матрёшка и, судя по тому, что фильм не блокбастер и не рассчитан на массовое восприятие (вероятно убыточный проект), есть мощные силы, профинансировавшие его создание, чтобы фильм подтолкнул зрителя к размышлениям. Вероятно, каждый найдёт в нём что-то своё и будет обсуждать отдельные моменты в фильме и их смысловую ассоциацию. Меня интересует скрытая идея, лежащая в основе, что символизируют Мужчина, Женщина, Дитя и, конечно, в чём основная линия (как в хороших духах, в которых присутствует симфония ароматов, но при этом есть сердцевинный запах). В интернете много трактовок, но я хочу для всех интересующихся фильмом поделиться своими соображениями и предложить следующую смысловую схему. Не знаю, закладывал ли автор фильма эту схему умышленно, но, как мне кажется, в ней есть логика, хотя наверняка с ней можно поспорить (я не уверен, что во время дискуссии всё чётко объяснил).
Мужчина – это (символ) Человечество, Разум. Женщина – это Культура, идеальная сущность, порождённая Человечеством, некое поле созданных смыслов, которое, будучи порождено, выполняет роль воспроизводства Человечества. Человечество находится в такой же связи с Культурой, как Адам с Евой. Начало фильма – гибель Младенца. Младенец – это Новый человек, Надежда (на прекрасное будущее). Младенец гибнет (отбросив солдатиков 3 «нищих» - Боль, Отчаяние, Скорбь) во время совокупления на глазах у матери (отец не видит), которая поглощена процессом и получает оргазм, глядя как младенец гибнет, как заворожённая не прерывает процесс (это будет ясно в конце фильма), т.к. получает удовольствие от приближения и «дыхания» Смерти. Мужчина-Человечество пытается разумом (психоанализом, порождённой разумом технологией) познать суть произошедшего с женщиной и повлиять на неё логическими схемами, чтобы помочь преодолеть страх (он же пока не знает, что она получила удовольствие от гибели - понять её страх, где он сокрыт, убедить, что её понимание Добра и Зла сложилось на основе прочитанных книг, просмотренных картин, заблуждений, которые она не подвергла критическому анализу). Культура (Женщина) не может преодолеть собственное безумие (это связано с невозможностью для неё познать бытие через жизнь, а поскольку смерть – обратная сторона жизни, Культура избирает путь познания через смерть – смерть, разрушение и боль становятся привлекательны – Танатос начинает побеждать, она калечит младенца, надевая ему в качестве эксперимента ботинки на разные ноги). По началу ему (Человечеству, Разуму) это даже частично удаётся, но ситуация выходит из под контроля. Культура вырождается в Антихриста. У Культуры изъяли веру, а логика и разум не были ей приняты. Осталась пустота, которая заполнилась страхом и тягой к смерти (удовольствие от боли и смерти). Одним утром даже показалось, что произошло выздоровление. Но Женщина, пытаясь получить ответ от Мужчины, есть ли Любовь (Любит ли он Культуру), такого ответа не получила. Разум не вдохнул в Культуру Веру в Любовь и всё пошло в разнос. Женщина пришла к выводу, что её хотят бросить и решает убить Мужчину (даже добиваясь оргазма мужчины выдавливая из него кровь и боль). Чтобы спастись Человечество встаёт перед выбором (кто-то должен умереть, когда появятся 3 нищих): либо остаться в живых, но задушить Культуру (прервать её существование в таком инфицированном виде) либо погибнуть самому. Мужчина, как Христос, попадает в нору,логово Лиса, который сказал, что мир – хаос. Но хаос имеет свои законы. Его необходимо познать – осветить искрой разума (спичка), как Христос спуститься в преисподнюю (утробу бытия) - в нору (ад). В норе ворон – предвестник смерти (конечно не только, символизм очень обширный). Он каркает, призывая на свой зов Культуру. Разум его убивает, т.е. убивает зов к смерти (правда потом ворон опять появляется, но это уже другой символ). И Культура вроде бы даже помогает Мужчине выбраться из норы, но, как оказывается, болезнь не остановить. Всё зашло очень далеко. И ближе к финалу, чтобы спастись самому, Разум душит инфицированную Танатосом культуру (когда появятся три нищих, познав этих нищих) – происходит битва Христа и Антихриста. И вот спасение и возрождение надежды (мы видим «спасение» невинно убитых женщин - т.е. смерть женщин была не напрасна, к тому же эти Женщины – новые варианты Культуры, пока ещё безлики, но идут к нему, ожидая, когда он вдохнёт в них Жизнь и Любовь). Иными словами, существующая Культура, поле идеальных смыслов, инфицировано. Если схема рабочая, то даётся ответ – чтобы спастись, Человечеству необходимо познать хаос (его законы, победив смерть) и придушить существующую Культуру. Но вот какая идея приходит на ум, ведь на всякий вирус, вероятно, можно найти «антитело». Возможно, ещё не поздно и есть время и шанс создать вирус «Жизни», то, что нейтрализует тягу к познанию через Смерть (Зло). Вирус – это код идеи Осознанной Любви и Красоты (т.е. познания через Гармонию (в т.ч. гармонию хаоса), Любовь и Красоту), которые в культуре начнут доминировать, и, следовательно, будут восприниматься прекраснее Смерти. Через восхождение разума, разделение Добра и Зла, восхождение над дихотомией через познание закона хаоса (природы)возможно ещё есть шанс на спасение без гибели существующей культуры (Женщины-Матери)? Жаль, что не удалось узнать личное мнение мэтра (гостеприимного хозяина театра). Заранее прошу прощение за орфографию (пишу поздно, устал, температура). Солошенко Михаил (strateginfo@yandex.ru) |
|
|
19.10.2009, 8:25
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 80 Регистрация: 28.1.2009 Пользователь №: 1417 |
...ключевое здесь "анти". Если попытаться прочесть Библию в обратном порядке, да ещё и поменять плюс на минус, то её сюжет будет здорово соответствовать сюжету фильма. Изгнанные из рая Адам и Ева "плодятся и размножаются", а здесь - сами являются виновниками гибели потомства. Из рая в Библии их изгоняют, в антирай- они добираются сами. Изгоняют из рая из-за женщины, в антирай попадают благодаря мужчине. Причём библейский рай был местом притягательным, изгнание из него-наказание, тут же скорее попадание в него гораздо хуже. Вместо древа познания тут - старинные книги, от которых сходит с ума сначала женщина, потом начинаются "отклонениния" и у мужчины. В Библейском раю женщина создаётся из ребра мужчины, то есть как бы мужчина даёт женщине жизнь, в антираю - он убивает. Библейский Бог творит Землю из хаоса и устаналивает определённый порядок, тут- "царство хаоса" и "чем дальше, тем страшнее". К тому же трое животных-предвестников смерти напоминают трёх волхвов, возвещавших о приходе в мир спасителя. К концу мужчина сливается с этим жутким женским обществом убитых "сестёр". Это не happy end. Это полноценный END. Анти дошло до предела и теперь уничтожит всё начиная от мужчины, как последнего человека, заканчивая самим миром. Собственно, как это "анти" приходит в мир? Кто его впускает? Почему Мужчина и Женщина, да и их ребёнок призваны продемонстрировать такую трагедию? Мне кажется, только если они - выражение современных человеческих тенденций, можно было бы допустить такой символизм. Уважаемые коллеги! Выражаю солидарность с уважаемым коллегой «esquire». Мне представляется, что схема предложенная им соответствует схеме фильма. Не буду рассуждать о символах. Их и без меня рассмотрели достаточно подробно и, в общем, и целом аккуратно, по крайней мере, в постах Paix и Тары. Посмотрим на героев фильма, как на типичных реальных живых людей. Муж – большой специалист в области психоанализа в возрасте около пятидесяти лет, солидный крепкий мужчина. Жена – относительно молодая, очень красивая женщина в возрасте около тридцати лет. Ребёнок – мальчик в возрасте около трёх лет. Примем во внимание следующие факты. 1. Яркая первоначальная влюблённость длится от трёх месяцев до года – это предусмотрено природой для гарантированного зачатия ребёнка. 2. Любовь (не путать с влюблённостью) может нарастать до бесконечности, если есть общность интересов и целей на основе дружбы. Можно сказать, что на основе дружбы между мужчиной и женщиной, любовь и секс «идут на ура». 3. Метаболизм у мужчин и женщин несколько различается. Хотя в фильме очень скупо говорится об истории взаимоотношений супругов, можно легко её реконструировать, опираясь на культурно-исторический контекст. Молодая аспирантка двадцати пяти лет, имея некие проблемы психологического и психосоматического характера на основе сексуальной неудовлетворённости, обращается на приём к специалисту по психоанализу сорока пяти лет. Мужчина оказывается «свободным» и привлекательным для женщины. Не суть важно, кто кого затащил в постель, но секс утром, в обед и на ночь, что характерно для первой яркой стадии влюблённости, как рукой снял все психосоматические и психологические проблемы женщины, в чём бы они ни выражались. Не владея сексуальными техниками в должном объёме, мужчина, теперь уже муж, начал утомляться. К счастью для него у жены накопились задолженности в аспирантуре, поэтому секс в обед и по утрам как-то незаметно исчез. Потом беременность жены позволила сократить количество половых актов, потом рождение сына, что позволило переключить внимание жены в другую сторону. Тем не менее, когда ребёнку исполнилось два года, интенсивность половой жизни стала снова нарастать. Мужчина выдерживает это с трудом, вынужден глотать виагру или что-то подобное. Жена, чувствуя нарастающее отчуждение мужа, уезжает с ребёнком в лесной домик под предлогом более тесного общения с ним, дописать диссертацию, а так же в надежде, что муж по ней соскучится. Муж с радостью её отпускает, так как истощён и нуждается в передышке, но сам себе в этом не признаётся, а представляет дело таким образом, что предоставляет жене большую свободу. Тема диссертации связана со средневековыми процессами против ведьм. На фоне нарастающей сексуальной неудовлетворённости у неё начинают нарастать психические и психосоматические проблемы. Сознание фиксирует сходство собственных болезненных сексуальных фантазий и обвинений ведьмам в средневековых процессах. Происходит некое интуитивное умозаключение, что и всё остальное, наговоренное против ведьм верно, что она сама такая же и также отягощена грехом. Женщина нуждается в близком психофизическом контакте с ребёнком или с мужем или с мужчиной как таковым, но ни мужа, ни мужчин поблизости нет, а подросший ребёнок норовит убежать на противоположный конец поляны. Уже, будучи не вполне адекватна, не вполне осознавая, что делает, мать одевает своему ребёнку ботинки «не на ту ногу», чтобы только удержать сына рядом с собой. Ещё один момент, который вскользь был отмечен на обсуждении фильма – это количество детей. Семья – это муж, жена и пятеро детей, а не родители мужа, родители жены и один ребёнок, как в рассматриваемом типовом случае. При данном типовом случае человечество вымрет естественным путём без взаимного смертоубийства и самоубийства отдельно взятых людей. С уважением Евсеев Борис. Сообщение отредактировал Евсеев Борис - 21.10.2009, 11:29 |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 22.12.2024, 14:47 |