Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Философский пароход N1, "Северо-Восток" - вакансия для России
batur
сообщение 7.4.2011, 14:50
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 229
Регистрация: 4.4.2011
Из: Москва
Пользователь №: 3848



Данная тема является ответвлением от общей философской ветки («Новая философия XXI века ….»). Видимо, так и надо будет время от времени останавливаться и фиксировать (структурировать) промежуточные результаты, чтобы они не утонули в потоке дальнейших обсуждений.

В данной ветке собраны посты, так или иначе объединенные неким сквозным сюжетом. Здесь обсуждались общие подходы, понятия и логические инструменты альтернативные привычным инструментам западной философии / науки. Гегелевские Бытие и Ничто, даосские Ян и Инь, Потоки и Потенциалы теории двойственности – их сопоставление оказалось неожиданно плодотворным.

Нам, имхо, удалось:
- рассмотреть в единой системе координат западную и восточную интеллектуальные традиции, обсудить «северо-восточную» специфику России, специфику «белого» и «красного».
- уточнить детали взаимодействия материального и идеального,
- наметить выходы в социальную философию, экономику и много чего еще ...

Понятно, что здесь много спорного и сырого, поэтому не стоит спешить. Отработка инструментов и уточнение понятий - самостоятельная задача. Хотелось бы, чтобы эта ветка стала для Форума такой вот инструментальной мастерской.

Сообщение отредактировал Копатыч - 28.9.2011, 19:37


--------------------
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
Mistik
сообщение 23.6.2011, 9:29
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 178
Регистрация: 12.3.2010
Пользователь №: 1718



Цитата(batur @ 23.6.2011, 2:45) *
Да, пост вообще хамский получился. blush.gif
Я собственно хотел сказать вот что: мы, кажется, слегка задержались обсуждая и сравнивая варианты различных философских подходов (причем пока еще в самом общем виде) - Инь-Ян, внутреннее-внешнее, Гегель, Абсолют, ЖизнеДеятельность, мама-папа, потенциалы-потоки. Уже как-то втянулись и стали забывать, что философия для нас не только мировоззрение, но и инструмент, логика исследования.
Подбирая и настраивая инструмент (Диалектика, Двойственность) не пора ли уже определиться, а что собственно мы хотим исследовать, очертить - очень грубо - объект и его проблемные точки. Видимо нас интересует общество, взаимодействие его основных подсистем - экономика, политическая сфера, культурное ядро, социальное государство, нормативные порядки (право, мораль, нравственность), социально-психологическая атмосфера ("жизненный мир"). Причем это должно быть рассмотрено в таком ракурсе, чтобы высветить ключевые проблемные узлы, тренды, темы, которые поднимает Кургинян в качестве основных направлений деятельности. Хотелось бы в результате получить достаточно общую картину социально философского характера, некий альтернативный, "восточный" вариант "Системы общества" Лумана-Хабермаса.

Двигаясь в этом направлении параллельно будем подтягивать и инструменты.

Видимо, как у нас уже повелось, параллельно будет разворачиваться несколько вариантов социальной философии ("белая", "красная").

Да, сдаётся мне, что, как минимум, у каждого из активных участников этой ветки есть в "кармане" своя уже более-менее готовая модель если не философии, то некоего описания желаемого будущего и, естественно, настоящего. Вот только зная местные нравы, вы вряд ли решитесь их предъявить. Ну, разве что, отдельные фрагменты, да и то под прикрытием ссылок, цитат и т.д., что уже собственно, я думаю, и происходит.
Инь-Ян - дело хорошее, особенно в практическом применении. В том году на, по-моему, Ярославском форуме один китайский товарищ продвигал, и надо сказать весьма успешно, идею "горизонтальной" и "вертикальной" демократии. А вот тут я пока (хотя ещё не всё прочитал) не заметил интереса к такому различию Востока и Запада. А уж без разбора иерархичности вряд ли удастся всерьёз о политике говорить.
А Кургинян уже давно (по его словам) и весьма результативно ищет и философские и метафизические основания для дальнейшего движения. Сейчас дочитываю "Исава и Иакова" и вот что только вчера там нашёл. Вдруг Вам пригодится?
Главное, что все немарксистское (а пора бы оному состояться!) создает картины на порядок более примитивные, чем у
Маркса. И стократ более (более, а не менее!) идеологизированные. Вот от чего хочется «волком выть». Не от пошлости
российской, а от российской и общемировой скудости. Ну, постиндустриализм... Постиндустриальное реально. В том
смысле, что возникли новые производительные силы. В какой мере они новые – можно обсуждать.
Но предположим, что они достаточно новые. Или, как сказал бы Маркс, «качественно новые». Повторяю – никто из
теоретиков постиндустриализма мне не доказал, что эти производительные силы качественно новые. А почему не доказал?
Потому что нет критерия, позволяющего определить, чем обычное изменение производительных сил отличается от
изменения качественного.
У Маркса есть очень внятный ответ на такой вопрос. Качественное изменение производительных сил отличается от их
обычного изменения (которое происходит постоянно) тем, что при качественном изменении производительных сил (базиса)
создаются предпосылки для изменения производственных отношений (надстройки). Говорится, что Маркс ошибся, придав
базису избыточное значение, а его оппоненты (например, очень тонкий и глубокий философ Макс Вебер) исправили ошибку
Маркса.
Но Маркс прекрасно понимал, что надстройка может оказать свое, в том числе и катастрофическое, влияние на базис.
Примерно это он и называл азиатским способом производства. Не питал Маркс и избыточных (постоянно ему
приписываемых) иллюзий по поводу однозначной благодетельности всех рекомендованных им средств преодоления
повреждения (оно же – отчуждение). Он, конечно, отдавал себе отчет в том, что все средства амбивалентны (а то и
поливалентны). Что средства преодоления отчуждения могут стать средствами наращивания оного.
Но даже если признать, что Маркс огрубленно описал связь между производительными силами и производственными
отношениями, то, согласитесь, он как минимум не редуцировал все к производительным силам. А те, кто фыркает по поводу
Марксовых огрублений, сделали именно это. Они-то осуществили (по скудости мысли или по чьему-то заказу) такое
огрубление, которое Марксу и не снилось.
Услышав про постиндустриальное общество, Маркс сначала уточнил бы, насколько новы по своему качеству
производительные силы, а потом спросил бы: «Ну, если даже они и новы, то каковы альтернативы производственных
отношений? Это постиндустриальный капитализм? Коммунизм? Социализм? Фашизм?» Скажут, что о фашизме Маркс знать
не мог. И что его-то он никоим образом не предсказал, хотя должен был бы. И да, и нет... Маркс говорил о неких формах
неофеодальной реакции. А его последователи и о сценариях, еще более близких к фашизму. Об империализме,
ультраимпериализме и – даже о всемирной олигархическо-капиталистической диктатуре. Той самой, которую близкий к
этому кругу марксистов Джек Лондон еще в начале XX века описал в романе «Железная пята». Но фашизма Маркс не мог
предсказать! Он не мог и не хотел отказаться от мировоззрения, основанного на том, что (а) есть некое повреждение, (б) раз
оно повреждение, то его можно исправить.
В принципе – можно! Но можно и не суметь это сделать. Никаких автоматических гарантий нет, однако шанс у
человечества есть. А почему он есть? Потому что имеет место всего лишь повреждение. Да, страшное, ужасное повреждение.
Но если присмотреться к повреждению, то у этого зла есть общий (и благой – вот что всего важнее) корень с тем, что
порождает и добро тоже! История – вот общий источник повреждения (отчуждения) и альтернативного повреждению блага
(возрастания той, безусловно, благой человеческой сущности, которая лишь в истории и может до определенного момента
наращиваться).
Тут просто нельзя не увидеть прямых параллелей между светской метафизикой Маркса и классической монотеистической
метафизикой, которую – с легкой руки Гайденко, Лоргуса и других – все более опасаются теперь именовать
«иудеохристианской». Мне же, прикованному к галере «политического par excellence», сподручнее всего ее назвать
«обобщенно либеральной».
Обобщенно либеральная монотеистическая метафизика, присущая всем трем монотеистическим религиям – иудаизму,
христианству и исламу, – именно в силу их монотеистичности, предполагает следующее.
Первое. Есть единая высшая инстанция – Творец.
Второе. Это – благая инстанция.
Третье. В своем благом промысле эта инстанция создала человека как «венец Творения».
Четвертое. Создав его как «венец Творения», инстанция наделила созданное своими потенциалами – творчеством и
неотделимой от оного свободой воли.
Пятое. Даровав свободу воли как высшее благо, инстанция не могла не дать человеку права любого использования этого
блага.
Шестое. Чтобы не играть в поддавки (а какая там свобода воли при игре в поддавки!), высшая благая инстанция даже дала
некие прерогативы злу, чтобы оно могло отменить поддавки через «институт искушения».
Седьмое. На самом деле институт искушения – это вторичная, жалкая и подражательная инстанция. Дьявол – обезьяна
Господа, и не более.
Восьмое. Искушение состоялось. Человек, наделенный свободой воли (как благом!), пал, и возникло повреждение (смерть,
зло и так далее). Тем самым зло – это отходы производства блага, не более того.
Девятое. Повреждение исправимо. И будет исправлено.
Десятое. Человек будет участвовать в этом исправлении.
Одиннадцатое. После исправления повреждения те, кто в этом исправлении участвовал, получат даже больше, чем имели
до повреждения.
Двенадцатое. Тем самым даже во зле (повреждении) есть благо. Есть благой смысл в Истории как накоплении воли к
исправлению повреждения. Высшая инстанция непогрешима в своем – провиденциально благом – промысле.
Теперь сравним эту, не единственную, но преобладающую в монотеизме, метафизическую модель, ту, которую я назвал
либеральной, со светской метафизикой Маркса. Для вящей внятности сравнения вновь назовем двенадцать метафизических
(теперь уже светско-метафизических) принципов.
Первое. Высшая инстанция – Огонь Творчества.
Второе. Творчество – это благо. Высшая инстанция носит благой характер.
Третье. Благом обладает человек. Из всего живого он и только он наделен творческой способностью.
Четвертое. Наращивание творческой способности (то есть блага) взыскует истории.
Пятое. История амбивалентна. Обретя ее как благо (способ наращивания творческой способности), человек ее же обретает
как зло (отчуждение этой обретенной способности). Чем больше блага создает история, тем больше она же создает зла, этого
самого отчуждения.
Шестое. Нет блага без зла, но зло служит благу, а не наоборот. Творчество преодолевает отчуждение. Отчуждение – это
повреждение. Творчество – то, что искупает повреждение. Оно – благая суть того, что повреждено.
Седьмое. Творчество и Разум как его генератор выше отчуждения и могут его преодолеть («снять»).
Восьмое. Отчуждение – отходы производства, имя коему творчество. Так, а не наоборот!
Девятое. Творчество останется и после снятия повреждения. Оно возгорится, а не погаснет.
Десятое. Спасение – это «творчество минус отчуждение». Спасение возможно, но не предопределено. Все – в руках
человека и человечества.
Одиннадцатое. То, что будет после избавления от отчуждения, неизмеримо выше того, что было до отчуждения.
Первобытный коммунизм – ничто перед коммунизмом подлинным.
Двенадцатое. Тем самым даже во зле (повреждении) есть благо. История может спасти и должна спасти. Нет спасения
иного, нежели на крестном пути истории. В истории накапливается благой смысл, воля к исправлению повреждения. История
блага по сути своей, хотя и амбивалентна.
Согласитесь, совпадения впечатляют. Но что же в фокусе этих совпадений? Сама идея повреждения. Есть Благо –
Творчество. Чье творчество? Маркс не дает ответа. Но и не отмахивается от подобного вопроса. Ясно, что и для Маркса, и
для его последователей предпосылкой (или недопроявленным светским метафизическим основанием теории) является
присутствие в мире некоего Великого Творческого Огня.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Pioner
сообщение 23.6.2011, 11:22
Сообщение #3


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Регистрация: 11.5.2011
Пользователь №: 4351



Цитата(Mistik @ 23.6.2011, 9:29) *
Да, сдаётся мне, что, как минимум, у каждого из активных участников этой ветки есть в "кармане" своя уже более-менее А Кургинян уже давно (по его словам) и весьма результативно ищет и философские и метафизические основания для дальнейшего движения. Сейчас дочитываю "Исава и Иакова" и вот что только вчера там нашёл. Вдруг Вам пригодится?

Согласен. Наши прения слишком отдалились от первоначальной заявки: философские основы проекта Кургиняна. Неплохо было бы посмотреть не на логику Гегеля, а на логику Кургиняна, на его заявку красной метафизики и обновленного хилиазма.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
3 страниц V   1 2 3 >


Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 23.12.2024, 1:32