Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Бахтин, и проповедь "низа"
Paix
сообщение 24.6.2011, 2:38
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 1346
Регистрация: 27.11.2006
Из: Москва
Пользователь №: 60



Творческое наследие Бахтина явно напрашивается на отдельную тему. Переношу сюда один из постов соседней ветки:
Цитата(uehlsh @ 23.6.2011, 13:53) *
Знаете, мне все-таки кажется, что сам Кожинов мало понимал в Бахтинских построениях, он ему верил как "родному". Он сознание Кожинову изменил просто,а потом Кожинов всю жизнь подтверждения мыслей Бахтина выискивал в библиотеке. Тем более что для такой трансформации была почва.
"Русская партия" к нажатию на кнопку низа не имеет никакого отношения,
Это все Бахтинско-Андроповские "дела".ИМХО

Вот отрывок из интервью с Кожиновым, в котором он себя выдает как контрмодерниста,мог бы уже тогда и про кнопку низа добавить, раз в главном сознался.Чего уж кривляться?Ан нет.
...Знаете, у меня в жизни сорок лет назад была встреча с Михаилом Михайловичем Бахтиным, которую я склонен рассматривать как дар судьбы. Бахтин был старше на 35 лет, то есть годился мне даже не в отцы, а в деды. Можно сказать, что этот человек, лично знавший Бердяева и Розанова, переживший и 1905-й, и 1914-й, и 1917-й годы, и годы гражданской войны, и коллективизацию, и войну,— он в каком-то смысле передал мне идейную эстафету русской традиции. Во всяком случае, свои размышления о России и мире я с начала 60-х годов, когда произошла наша первая встреча, всегда сверяю с фундаментом этой традиции. И, в частности, благодаря общению с Бахтиным я отделался от одного из самых распространенных, вздорных и вредных мифов— мифа о прогрессе. Все вы его хорошо знаете: будто мир всё время совершенствуется, и что бы ни происходило — это все равно к лучшему. На самом деле — таков закон и человеческого общества и Вселенной — никакого прогресса нет..."

uehlsh, а Вы уверены, что Кожинов просто "мало понимал" и таки в упор не замечал явную в бахтинских работах - особенно в опубликованном Кожиновым исследовании о Рабле - тему "низа"?


--------------------
Мы мирные люди...

Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
Tapa
сообщение 24.6.2011, 7:51
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 3534
Регистрация: 27.5.2006
Из: Москва
Пользователь №: 1444



Цитата(Paix @ 24.6.2011, 3:38) *
Творческое наследие Бахтина явно напрашивается на отдельную тему. Переношу сюда один из постов соседней ветки:

uehlsh, а Вы уверены, что Кожинов просто "мало понимал" и таки в упор не замечал явную в бахтинских работах - особенно в опубликованном Кожиновым исследовании о Рабле - тему "низа"?

Добавлю: наверное, протягивая ниточку авторитетов от Розанова к Бахтину, он и розановскую, мягко говоря, двусмысленность тоже "мало понимал"?
Нет, uehlsh, Кожинов был достаточно умным и профессиональным человеком.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
homo
сообщение 24.6.2011, 13:27
Сообщение #3


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 282
Регистрация: 15.4.2011
Пользователь №: 4071



Вот отрывок из книги Кожинова В.В. «Россия. Век ХХ. 1901-1939: Я близко знал такого человека — всемирно известного ныне Михаила Михайловича Бахтина, который, кстати сказать, утверждал, что любой подлинно великий разум —религиозен, ибо нельзя достичь безусловного величия без Веры в Бога, дающей истинную свободу мысли; поскольку люди вообще не могут жить без какой-либо веры (пусть хотя бы веры в правду безверия), отсутствие Веры в Бога, воплощающего в Себе безграничность, с необходимостью означает идолопоклонство, то есть веру в нечто ограниченное (например, гуманизм, обожествляющий человека, социальный идеал, обожествляющий определённую организацию общества, и т.п.). В связи с этим возникает вопрос, мог ли человек, сказавший эти слова, осознанно нажимать на «кнопку низа», чтобы разрушить Идеальное?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Клим Климыч
сообщение 24.6.2011, 15:10
Сообщение #4


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 951
Регистрация: 27.8.2009
Пользователь №: 1586



Цитата(homo @ 24.6.2011, 14:27) *
Вот отрывок из книги Кожинова В.В. «Россия. Век ХХ. 1901-1939: Я близко знал такого человека — всемирно известного ныне Михаила Михайловича Бахтина, который, кстати сказать, утверждал, что любой подлинно великий разум —религиозен, ибо нельзя достичь безусловного величия без Веры в Бога, дающей истинную свободу мысли; поскольку люди вообще не могут жить без какой-либо веры (пусть хотя бы веры в правду безверия), отсутствие Веры в Бога, воплощающего в Себе безграничность, с необходимостью означает идолопоклонство, то есть веру в нечто ограниченное (например, гуманизм, обожествляющий человека, социальный идеал, обожествляющий определённую организацию общества, и т.п.). В связи с этим возникает вопрос, мог ли человек, сказавший эти слова, осознанно нажимать на «кнопку низа», чтобы разрушить Идеальное?


А что вас так поразило в "этих словах"? Если вас не затруднит, не могли бы вы развернуть ваш вопрос.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
homo
сообщение 24.6.2011, 15:45
Сообщение #5


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 282
Регистрация: 15.4.2011
Пользователь №: 4071



Цитата(Клим Климыч @ 24.6.2011, 16:10) *
А что вас так поразило в "этих словах"? Если вас не затруднит, не могли бы вы развернуть ваш вопрос.

В этих словах меня ничего не поразило. Но меня поразило очевидное противоречие между мировоззрением М.М.Бахтина и тем, что ему инкриминируется создание философии, с позиций которой компрометируется Идеальное как таковое. Религиозный человек, каким несомненно был М.М.Бахтин, не мог поднять руки на Идеальное. Что здесь неясно? Если М.М.Бахтин занимался народной смеховой культурой европейского Ренессанса, то почему бы уж сюда к нему в ту же компанию не зачислить и Д.С.Лихачёва, А.М.Панченко, Н.В.Понырко, у которых имеется книга "Смех в древней Руси" (1984), тем более, что в своих работах они ссылаются на М.М.Бахтина? Наконец, добавлю, что вообще, ни один мыслящий человек не может посягнуть на Идеальное, поскольку он посягнёт тем самым и на свою человеческую природу, на разум. Отбрасывая Идеальное, человек становится просто животным. Вы что же думаете, что М.М.Бахтин этого не понимал? Вообще, меня поражает, с какой лёгкостью имя великого человека втаптывается в грязь только на основании сплетен, своего собственного невежества и своей интеллектуальной грубости.

Сообщение отредактировал homo - 24.6.2011, 16:56
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Tapa
сообщение 24.6.2011, 18:35
Сообщение #6


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 3534
Регистрация: 27.5.2006
Из: Москва
Пользователь №: 1444



Цитата(homo @ 24.6.2011, 16:45) *
В этих словах меня ничего не поразило. Но меня поразило очевидное противоречие между мировоззрением М.М.Бахтина и тем, что ему инкриминируется создание философии, с позиций которой компрометируется Идеальное как таковое. Религиозный человек, каким несомненно был М.М.Бахтин, не мог поднять руки на Идеальное. Что здесь неясно? Если М.М.Бахтин занимался народной смеховой культурой европейского Ренессанса, то почему бы уж сюда к нему в ту же компанию не зачислить и Д.С.Лихачёва, А.М.Панченко, Н.В.Понырко, у которых имеется книга "Смех в древней Руси" (1984), тем более, что в своих работах они ссылаются на М.М.Бахтина? Наконец, добавлю, что вообще, ни один мыслящий человек не может посягнуть на Идеальное, поскольку он посягнёт тем самым и на свою человеческую природу, на разум. Отбрасывая Идеальное, человек становится просто животным. Вы что же думаете, что М.М.Бахтин этого не понимал? Вообще, меня поражает, с какой лёгкостью имя великого человека втаптывается в грязь только на основании сплетен, своего собственного невежества и своей интеллектуальной грубости.

Видимо, к невеждам, сплетникам и интеллектуально грубым людям Вы относите Лосева и Аверинцева? Не слабо.
Вы хоть в курсе их реакции?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
homo
сообщение 24.6.2011, 22:45
Сообщение #7


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 282
Регистрация: 15.4.2011
Пользователь №: 4071



Цитата(Tapa @ 24.6.2011, 19:35) *
Видимо, к невеждам, сплетникам и интеллектуально грубым людям Вы относите Лосева и Аверинцева? Не слабо.
Вы хоть в курсе их реакции?

Хорошо, Тара, коль скоро перчатка брошена, я её подниму. Итак, Вы утверждаете, что Аверинцев С.С. однозначно отрицательно отнёсся к философским построениям М.М.Бахтина. Давайте посмотрим. Вот одно из его высказываний:

И все же Бахтин был прав, глубоко прав, когда возлагал свою надежду на то, что пока народ - это народ, последнее слово еще не сказано. Другой земной надежды, кроме надежды на то, что люди не дадут себя программировать, не имеется. Бахтин имел право связывать эту надежду преимущественно с "трезвой насмешливостью" - в пору массовых идеологических истерий такой уклон понятен. Он сказал с бессмертной силой:

"Народ никогда не разделяет до конца пафоса господствующей правды. Если нации угрожает опасность, он совершает свой долг и спасает нацию, но он никогда не воспринимает всерьез патриотических лозунгов классового государства, его героизм сохраняет свою трезвую насмешливость в отношении всей патетики господствующей власти и господствующей правды. Поэтому классовый идеолог никогда не может проникнуть со своим пафосом и своей серьёзностью до ядра народной души; он встречается в этом ядре с непреодолимой для его серьёзности преградой насмешливой и цинической (снижающей) веселости; с карнавальной искрой (огоньком) веселой брани, растопляющей всякую ограниченную серьезность".

Бахтин абсолютизировал смех так же как экзистенциалисты, его современники, абсолютизировали acte gratuit, и по той же причине: когда защита свободы ведется на самой последней черте, возникает искушение зажать в руке какой-то талисман - смех, acte gratuit - ухватиться за него как утопающий хватается за соломинку, и верить, что пока ощущаешь его в руке, свобода не утрачена. Это очень понятное поведение. Но вопрос о свободе гораздо сложнее и одновременно гораздо проще .


Уже из одного этого ясно, что С.С.Аверинцев оценивал М.М.Бахтина далеко неоднозначно, а при наличии известного контекста даже был с ним согласен. Сопоставление взглядов А.Ф.Лосева и М.М.Бахтина является также не столь однозначным. Не буду сейчас на этом останавливаться. Сказанного мной достаточно. чтобы увидеть проблему интерпретации взглядов М.М.Бахтина. В связи с этим я предлагаю Вам кратко и понятно изложить вашу интерпретацию философии (пока только философии) М.М.Бахтина, которая привела Вас к выводу, что целью его философии была дискредитация Идеального как такового. При этом прошу Вас говорить по существу, т.е. излагать вопрос в философском аспекте, не прибегая к конспирологии, так как, во-первых, конспирологический подход уже известен, а во-вторых, в нём отсутствует существо дела. Это для начала. Затем, коль скоро Вы сослались на Аверинцева С.С. и Лосева А.Ф., я бы попросил выделить из всего сказанного ими в отношении Бахтина М.М. то, что имелось в виду Вами, поскольку, как Вы и сами видите, их взгляды на Бахтина М.М. не столь просты и однозначны, как Вы имели неосторожность заявить.

1. Аверинцев С.С. М.М. Бахтин как философ/ М., 1992,
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Tapa
сообщение 24.6.2011, 23:10
Сообщение #8


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 3534
Регистрация: 27.5.2006
Из: Москва
Пользователь №: 1444



Цитата(homo @ 24.6.2011, 23:45) *
Хорошо, Тара, коль скоро перчатка брошена, я её подниму. Итак, Вы утверждаете, что Аверинцев С.С. однозначно отрицательно отнёсся к философским построениям М.М.Бахтина. Давайте посмотрим. Вот одно из его высказываний:

И все же Бахтин был прав, глубоко прав, когда возлагал свою надежду на то, что пока народ - это народ, последнее слово еще не сказано. Другой земной надежды, кроме надежды на то, что люди не дадут себя программировать, не имеется. Бахтин имел право связывать эту надежду преимущественно с "трезвой насмешливостью" - в пору массовых идеологических истерий такой уклон понятен. Он сказал с бессмертной силой:

"Народ никогда не разделяет до конца пафоса господствующей правды. Если нации угрожает опасность, он совершает свой долг и спасает нацию, но он никогда не воспринимает всерьез патриотических лозунгов классового государства, его героизм сохраняет свою трезвую насмешливость в отношении всей патетики господствующей власти и господствующей правды. Поэтому классовый идеолог никогда не может проникнуть со своим пафосом и своей серьёзностью до ядра народной души; он встречается в этом ядре с непреодолимой для его серьёзности преградой насмешливой и цинической (снижающей) веселости; с карнавальной искрой (огоньком) веселой брани, растопляющей всякую ограниченную серьезность".

Бахтин абсолютизировал смех так же как экзистенциалисты, его современники, абсолютизировали acte gratuit, и по той же причине: когда защита свободы ведется на самой последней черте, возникает искушение зажать в руке какой-то талисман - смех, acte gratuit - ухватиться за него как утопающий хватается за соломинку, и верить, что пока ощущаешь его в руке, свобода не утрачена. Это очень понятное поведение. Но вопрос о свободе гораздо сложнее и одновременно гораздо проще .


Уже из одного этого ясно, что С.С.Аверинцев оценивал М.М.Бахтина далеко неоднозначно, а при наличии известного контекста даже был с ним согласен. Сопоставление взглядов А.Ф.Лосева и М.М.Бахтина является также не столь однозначным. Не буду сейчас на этом останавливаться. Сказанного мной достаточно. чтобы увидеть проблему интерпретации взглядов М.М.Бахтина. В связи с этим я предлагаю Вам кратко и понятно изложить вашу интерпретацию философии (пока только философии) М.М.Бахтина, которая привела Вас к выводу, что целью его философии была дискредитация Идеального как такового. При этом прошу Вас говорить по существу, т.е. излагать вопрос в философском аспекте, не прибегая к конспирологии, так как, во-первых, конспирологический подход уже известен, а во-вторых, в нём отсутствует существо дела. Это для начала. Затем, коль скоро Вы сослались на Аверинцева С.С. и Лосева А.Ф., я бы попросил выделить из всего сказанного ими в отношении Бахтина М.М. то, что имелось в виду Вами, поскольку, как Вы и сами видите, их взгляды на Бахтина М.М. не столь просты и однозначны, как Вы имели неосторожность заявить.

1. Аверинцев С.С. М.М. Бахтин как философ/ М., 1992,

А давайте я лучше отошлю Вас к тем статьям Кургиняна в «Кризис и другие» (№39 и №40), где подробно об этом говорится, и приводятся соответствующие тексты - и Лосева, и Аверинцева.
http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art...me=&id=2258
http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art...me=&id=2259

Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
homo
сообщение 24.6.2011, 23:31
Сообщение #9


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 282
Регистрация: 15.4.2011
Пользователь №: 4071



Цитата(Tapa @ 25.6.2011, 0:10) *
А давайте я лучше отошлю Вас к тем статьям Кургиняна в «Кризис и другие» (№39 и №40), где подробно об этом говорится, и приводятся соответствующие тексты - и Лосева, и Аверинцева.
http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art...me=&id=2258
http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art...me=&id=2259

Я бы предпочёл живое общение с Вами. rolleyes.gif
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
round_robin
сообщение 25.6.2011, 0:45
Сообщение #10


Участник
**

Группа: Актив
Сообщений: 39
Регистрация: 30.3.2011
Пользователь №: 3733



Цитата(homo @ 24.6.2011, 16:45) *
... Религиозный человек, каким несомненно был М.М.Бахтин, не мог поднять руки на Идеальное...

Цитата(homo @ 24.6.2011, 23:45) *
...Вот одно из его высказываний(Аверинцев С.С.):

... Бахтин имел право связывать эту надежду преимущественно с "трезвой насмешливостью" - в пору массовых идеологических истерий такой уклон понятен. Он сказал с бессмертной силой:

"... Поэтому классовый идеолог никогда не может проникнуть со своим пафосом и своей серьёзностью до ядра народной души; он встречается в этом ядре с непреодолимой для его серьёзности преградой насмешливой и цинической (снижающей) веселости; с карнавальной искрой (огоньком) веселой брани, растопляющей всякую ограниченную серьезность"...

Оно и понятно, что человек, не видящий никакого противоречия между вышеприведенными цитатами, предпочел бы личное общение, да еще и без письменных следов. Потому что от письменных следов веет такой креативностью, которая с интеллектуальной добросовестностью несовместима.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- Paix   Бахтин   24.6.2011, 2:38
- - Tapa   Цитата(Paix @ 24.6.2011, 3:38) Творческое...   24.6.2011, 7:51
|- - homo   Вот отрывок из книги Кожинова В.В. «Россия. Век ХХ...   24.6.2011, 13:27
|- - Клим Климыч   Цитата(homo @ 24.6.2011, 14:27) Вот отрыв...   24.6.2011, 15:10
||- - homo   Цитата(Клим Климыч @ 24.6.2011, 16:10) А ...   24.6.2011, 15:45
||- - Tapa   Цитата(homo @ 24.6.2011, 16:45) В этих сл...   24.6.2011, 18:35
||- - homo   Цитата(Tapa @ 24.6.2011, 19:35) Видимо, к...   24.6.2011, 22:45
||- - Tapa   Цитата(homo @ 24.6.2011, 23:45) Хорошо, Т...   24.6.2011, 23:10
||- - homo   Цитата(Tapa @ 25.6.2011, 0:10) А давайте ...   24.6.2011, 23:31
||- - round_robin   Цитата(homo @ 24.6.2011, 16:45) ... Религ...   25.6.2011, 0:45
||- - homo   Итак, Тара, Вы не ответили мне метафизической взаи...   25.6.2011, 10:03
||- - Солнышев   Цитата(homo @ 25.6.2011, 11:03) Находясь ...   25.6.2011, 11:24
|||- - homo   Цитата(Солнышев @ 25.6.2011, 12:24) Не зн...   25.6.2011, 12:48
||- - pamir   Цитата(homo @ 25.6.2011, 11:03) Итак, Тар...   25.6.2011, 11:44
||- - homo   Цитата(pamir @ 25.6.2011, 12:44) Другими ...   25.6.2011, 15:39
||- - Paix   Цитата(homo @ 25.6.2011, 16:39) Те свиньи...   29.6.2011, 18:27
||- - homo   Цитата(Paix @ 29.6.2011, 19:27) Продавщиц...   29.6.2011, 19:02
||- - Paix   Цитата(homo @ 29.6.2011, 20:02) Paix, Не ...   7.7.2011, 18:02
|- - Боргил Храванон   Цитата(homo @ 24.6.2011, 14:27) Вот отрыв...   25.6.2011, 16:00
- - Jimmy   Я солидарен с тем, что инкриминировать подобные ве...   24.6.2011, 17:37
- - Dok   ЦитатаРелигиозный человек, каким несомненно был М....   25.6.2011, 3:07
- - кудесник   дубль   25.6.2011, 6:33
- - кудесник   ЦитатаБахтин жил… в Кустанае, .. в Саранске 15 лет...   25.6.2011, 6:33
- - кудесник   Цитатаhomo … вопрос о М.М.Бахтине и В.В.Кожинове. ...   25.6.2011, 11:06
- - кудесник   дубль   25.6.2011, 11:06
- - Солнышев   Цитата(homo @ 25.6.2011, 13:48) А где же ...   25.6.2011, 14:10
- - Paix   Кстати, я задала конкретный вопрос: Цитата(Paix ...   29.6.2011, 18:31
|- - homo   Цитата(Paix @ 29.6.2011, 19:31) Кстати, я...   29.6.2011, 19:21
|- - qaz777   Цитата(homo @ 29.6.2011, 23:21) Строго го...   29.6.2011, 19:26
|- - Paix   Цитата(homo @ 29.6.2011, 20:21) Только Ва...   29.6.2011, 21:45
|- - homo   Цитата(Paix @ 29.6.2011, 22:45) Еще раз. ...   30.6.2011, 9:21
- - Dok   ЦитатаПродавщицы Бахтина не читали. А вот интеллиг...   29.6.2011, 18:52
- - Dok   ЦитатаНе надо смешивать Рабле с Бахтиным, а также ...   29.6.2011, 19:07
|- - homo   Цитата(Dok @ 29.6.2011, 20:07) Экий вы ум...   29.6.2011, 21:21
|- - pamir   Цитата(homo @ 29.6.2011, 22:21) 1. Катего...   29.6.2011, 21:23
- - Dok   ЦитатаЦитатаЭкий вы умный... По-позитивистски пред...   30.6.2011, 7:00
|- - homo   Цитата(Dok @ 30.6.2011, 8:00) 1. Категори...   30.6.2011, 14:52
- - kocmonaft   ЦитатаС другой стороны, можно правильно организова...   30.6.2011, 15:44
|- - homo   Цитата(kocmonaft @ 30.6.2011, 16:44) Если...   30.6.2011, 16:03
- - kocmonaft   ЦитатаА Вы что предлагаете? Глаз ему набить? А вот...   30.6.2011, 16:14
|- - homo   Цитата(kocmonaft @ 30.6.2011, 17:14) А во...   30.6.2011, 16:17
- - kocmonaft   Тьфу...Слово "снова" можете зачеркнуть,х...   30.6.2011, 16:24
|- - homo   Цитата(kocmonaft @ 30.6.2011, 17:24) Тьфу...   30.6.2011, 16:28
- - kocmonaft   ЦитатаОн последователь Ницше? Ещё и это?...,))   30.6.2011, 16:30
|- - homo   Цитата(kocmonaft @ 30.6.2011, 17:30) Ещё ...   30.6.2011, 16:32
- - kocmonaft   ЦитатаНе понял. Кто-то здесь(на этом форуме) писал...   30.6.2011, 16:47
|- - homo   Цитата(kocmonaft @ 30.6.2011, 17:47) Кто-...   30.6.2011, 17:19
- - kocmonaft   ЦитатаЗаратустра жил три тысячи лет назад. Простит...   30.6.2011, 17:23


Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 26.7.2024, 14:05