Философский пароход N1, "Северо-Восток" - вакансия для России |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Философский пароход N1, "Северо-Восток" - вакансия для России |
7.4.2011, 14:50
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 229 Регистрация: 4.4.2011 Из: Москва Пользователь №: 3848 |
Данная тема является ответвлением от общей философской ветки («Новая философия XXI века ….»). Видимо, так и надо будет время от времени останавливаться и фиксировать (структурировать) промежуточные результаты, чтобы они не утонули в потоке дальнейших обсуждений.
В данной ветке собраны посты, так или иначе объединенные неким сквозным сюжетом. Здесь обсуждались общие подходы, понятия и логические инструменты альтернативные привычным инструментам западной философии / науки. Гегелевские Бытие и Ничто, даосские Ян и Инь, Потоки и Потенциалы теории двойственности – их сопоставление оказалось неожиданно плодотворным. Нам, имхо, удалось: - рассмотреть в единой системе координат западную и восточную интеллектуальные традиции, обсудить «северо-восточную» специфику России, специфику «белого» и «красного». - уточнить детали взаимодействия материального и идеального, - наметить выходы в социальную философию, экономику и много чего еще ... Понятно, что здесь много спорного и сырого, поэтому не стоит спешить. Отработка инструментов и уточнение понятий - самостоятельная задача. Хотелось бы, чтобы эта ветка стала для Форума такой вот инструментальной мастерской. Сообщение отредактировал Копатыч - 28.9.2011, 19:37 -------------------- |
|
|
25.6.2011, 20:51
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 695 Регистрация: 7.11.2010 Пользователь №: 2151 |
Ну и что же Вы хотели сказать этой очередной цитатой ? Она не хуже, чем другие иллюстрирует расплывчатость и бессистемность и самого исследования Кургиняна, и его позиции. Да, понятно что он является вполне осознанным сторонником "красного проекта". При этом не определяя четко его содержание. Да, понятно что в связи с этим он благоволит Марксу. При этом не принимая марксизм как теоретическую основу проекта. Понятно также и то, что он считает роль России всемирно-исторической. При этом обходя вопрос "избранной нации" стороной. Даже по этому маленькому отрывку видно, что Кургинян весьма далек от диалектики. Назвать его сторонником логики - математической, естественнонаучной или философской, - тоже нельзя. Однако, постоянно во всех его подходах, во всех постановках сквозит его дуализм, его склонность к противопоставлениям. Какую же истину можно найти в метаниях между крайностями, особенно учитывая весь наш разговор о диалектике и гармонии ? Этот поход против гностицизма тоже не представляется мне достаточно обоснованным. Гностицизм это слишком широкое явление, чтобы свести его к тому извращенному представлению о Демиурге, тем более о Бытии как о Зле, и о Тьме как о Добре, которое, несомненно, имеет место в каких-то там его ветвях. Гностиками называли первых христиан. Знаете ли почему ? Потому, что их основным тезисом было: "Господь простирается до самого низа и входит в каждого из нас". А знаете ли что за этим стоит ? В чем смысл этой сакральной фразы ? Почему их называли гностиками ? А Кургинян знает ? Если нет, то тогда не надо навешивать ярлык метафизического фашизма на гностицизм, даже если какие-то из его ветвей выродились до известного уровня. А если да, тогда полемика вокруг Демиурга вообще не к месту. О Боге тогда надо говорить, о Боге. Это ведь Кургинян поднял тему исправления имен. И что же ? Может стоит начать с гностицизма. Первоначальный-то его смысл заключается в утверждении "Бог познаваем", а значит познаваема и Истина. Это уже через агностиков и новый возврат к гностицизму, через отрицание отрицания, гностицизм утратил свой первоначальный смысл. Так не пора ли его вернуть ? Иначе зачем было обращение к Конфуцию ? А уж тема отождествления покоя с Востоком, а, через это, Востока с тем черным гностицизмом, который только и называет гностицизмом Кургинян, так это вааще. Запад это, видите ли, движение, а Восток это покой, а потому Тьма. К тому же "Восток сам по себе не может привнести ничего нового в идею развития как такового". Могу, конечно, пропустить это мимо ушей, помня о словах самого автора "Раз за разом путешествуя на Восток, что-то понимая и строя там какой-то диалог с теми, кто понимает неизмеримо больше, я все равно могу сказать лишь это «не знаю»". Однако, делать на основе этого незнания такие заявления ... Не должен позволять себе этого человек, достигший такого уровня и глубины как Кургинян. |
|
|
27.6.2011, 2:03
Сообщение
#3
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 229 Регистрация: 4.4.2011 Из: Москва Пользователь №: 3848 |
...Да, понятно что он является вполне осознанным сторонником "красного проекта". При этом не определяя четко его содержание. Да, понятно что в связи с этим он благоволит Марксу. При этом не принимая марксизм как теоретическую основу проекта. Понятно также и то, что он считает роль России всемирно-исторической. При этом обходя вопрос "избранной нации" стороной. Даже по этому маленькому отрывку видно, что Кургинян весьма далек от диалектики. Назвать его сторонником логики - математической, естественнонаучной или философской, - тоже нельзя. Однако, постоянно во всех его подходах, во всех постановках сквозит его дуализм, его склонность к противопоставлениям. Какую же истину можно найти в метаниях между крайностями, особенно учитывая весь наш разговор о диалектике и гармонии ? Этот поход против гностицизма тоже не представляется мне достаточно обоснованным. Гностицизм это слишком широкое явление, чтобы свести его к тому извращенному представлению о Демиурге, тем более о Бытии как о Зле, и о Тьме как о Добре, которое, несомненно, имеет место в каких-то там его ветвях. Гностиками называли первых христиан. Знаете ли почему ? Потому, что их основным тезисом было: "Господь простирается до самого низа и входит в каждого из нас". А знаете ли что за этим стоит ? В чем смысл этой сакральной фразы ? Почему их называли гностиками ? А Кургинян знает ? Если нет, то тогда не надо навешивать ярлык метафизического фашизма на гностицизм, даже если какие-то из его ветвей выродились до известного уровня. А если да, тогда полемика вокруг Демиурга вообще не к месту. О Боге тогда надо говорить, о Боге. А уж тема отождествления покоя с Востоком, а, через это, Востока с тем черным гностицизмом, который только и называет гностицизмом Кургинян, так это вааще. Запад это, видите ли, движение, а Восток это покой, а потому Тьма. К тому же "Восток сам по себе не может привнести ничего нового в идею развития как такового". Кургинян вычленяет "красный проект", полагая, что именно на этом проекте специализируется Россия. Не Китай с Индией, не Ислам, не Европа с США, - а Россия. Это его сверхзадача. А вычленяя, как обойтись без противопоставлений? Возможно, он не вполне справедлив к Китаю, но он и не обещал быть справедливым к носителям конкурирующих проектов. А что, разве Инь именно как Покой - не доминанта Китая? Китай - это Творчество, Борьба? Вроде - нет. Кургинян противопоставляет Маркса Гегелю, по-моему вполне обоснованно. Он подчеркивает у Маркса метафизическую страсть к Творчеству, его позицию Борца. Кстати как раз то, что Вы, Yurixx, если не ошибаюсь, склонны квалифицировать как ошибки Маркса, поскольку они уводят его от Гармонии. А Гармония для Вас , имхо, - основное содержание диалектики. А в самом деле, как соотносится Гармония с Творчеством, и тем более Борьба с Покоем? Исправив у Маркса эти "ошибки", найдете ли Вы в своих схемах место для России, где "вечный бой, покой нам только снится", и где "ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь!". Где-то рядом с Китаем? По-моему, мы рановато прекратили обсуждать диалектику, у меня лично полной ясности пока нет. Yurixx, небось, скажет, что ее и не должно быть . Может быть. Но мне хотелось бы достроить свой зримый аналог диалектики , надеюсь это ей не сильно повредит. Это полезно хотя бы в целях популяризации, чтобы не создавалось впечатление нарочитого тумана, мистификации. Кстати аналогичная демистификация, имхо, не повредит и при обсуждении метафизики. Дабы она не превращалась в бред сивой кобылы. Цитата Yurixx ...Даосы стремятся к сохранению гармонии, баланса, равновесия инь и ян. И я все время говорю об этом открытым текстом. Это дуалисты, когда одна из крайностей опротивела им, объявляют ее ложной и кидаются в другую. А даосы не просто стремятся к равновесию, но и понимают, что оно не может быть статическим. Поэтому различают иньскую и янскую стадию, то есть когда инь слегка доминирует и ведет за собой процесс, а когда ян. И стремление их заключается в том, чтобы циклическая смена доминанты происходила беспрепятственно, чтобы она была гармонической (в смысле синусоидальной) - тогда она будет гармоничной. А если цикл представляет собой не окружность, а эллипс, то это уже перекос в одну из сторон. И он может превратиться в линию, тогда конец диалектике, конец гармонии, жизнь останавливается. Это называется смерть. Ну что эллипс? Эллипс как эллипс А вот интересно, перекос в какую именно сторону он, по-вашему, символизирует? Ведь там как раз то Инь, то Ян доминируют, причем "циклическая смена доминанты происходит беспрепятственно", гармонически (синусоидально) и следовательно "гармонично". А как еще может Инь переходить в Ян? Ну хорошо, пусть окружность. Шарики соответственно своим массам договорились, куда они поместят общий центр вращения. Или капиталист и рабочие в результате торгов заключили коллективный договор, в котором зафиксировали пропорцию деления полученной добавленной стоимости на прибыль и зарплату. Достигли ситуативного равновесия. Это и есть Великий предел? То есть, появилась точка Тай-Цзы (Великий предел), через которую этот плоский хоровод шариков и пружин подключается к внешним связям (пружинам), и разворачивается в спираль, эволюционирует. Например, внутренняя связь получает за счет внешних связей-сил дополнительную возможность стать длиннее, увеличив тем самым радиус свободы для шариков. Или предприятие пошло в банк и получило кредит на модернизацию, что привело к росту добавленной стоимости, и соответственно к росту прибылей и зарплат. То есть эволюция - это расшивание узких мест, ослабление связующих ограничений ради более свободного движения частей. То есть в масштабе Вселенной идет балансирование связей, усреднение напряжений, движение к равновесию. Это и есть Гармония? И как в этой схеме можно трактовать Борьбу, - это ведь активная позиция Инь, она действует, творит, разгоняет массы (Большой взрыв), а не просто допускает появление более широких коалиций (Капиталист+ Рабочие+Банк), расширяя основания для договоров между частями. Пока мы не выясним как может действовать Инь - не только гармонизировать, но и взрывать, мы, имхо, не поймем специфику и движущие силы Красного проекта. Сообщение отредактировал batur - 27.6.2011, 10:29 -------------------- |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 23.12.2024, 1:19 |