Философский пароход N1, "Северо-Восток" - вакансия для России |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Философский пароход N1, "Северо-Восток" - вакансия для России |
7.4.2011, 14:50
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 229 Регистрация: 4.4.2011 Из: Москва Пользователь №: 3848 |
Данная тема является ответвлением от общей философской ветки («Новая философия XXI века ….»). Видимо, так и надо будет время от времени останавливаться и фиксировать (структурировать) промежуточные результаты, чтобы они не утонули в потоке дальнейших обсуждений.
В данной ветке собраны посты, так или иначе объединенные неким сквозным сюжетом. Здесь обсуждались общие подходы, понятия и логические инструменты альтернативные привычным инструментам западной философии / науки. Гегелевские Бытие и Ничто, даосские Ян и Инь, Потоки и Потенциалы теории двойственности – их сопоставление оказалось неожиданно плодотворным. Нам, имхо, удалось: - рассмотреть в единой системе координат западную и восточную интеллектуальные традиции, обсудить «северо-восточную» специфику России, специфику «белого» и «красного». - уточнить детали взаимодействия материального и идеального, - наметить выходы в социальную философию, экономику и много чего еще ... Понятно, что здесь много спорного и сырого, поэтому не стоит спешить. Отработка инструментов и уточнение понятий - самостоятельная задача. Хотелось бы, чтобы эта ветка стала для Форума такой вот инструментальной мастерской. Сообщение отредактировал Копатыч - 28.9.2011, 19:37 -------------------- |
|
|
4.7.2011, 0:17
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 695 Регистрация: 7.11.2010 Пользователь №: 2151 |
Завершение прошлого дуга и начало нового необходимо усматривать в упадке церкви и ее реформации, в возрождении искусства и науки. Это конец 15 начало 16 века, начало зимы. В недрах зимы сформировалось новое сознание, буржуазное, материалистическое, которое позволяло создать новое общественное устройство на место сословной формы спешит классовая. Церковь к этому времени окончательно переродилась из инструмента спасения в инструмент наживы и насилия. Что неизбежно повлекло за собой отрицание в общественном сознании первичности духовного, олицетворением которого являлась церковь. Оформившееся за зиму общественное сознание начинает прорастать с началом первых буржуазных революций и это конец 16 начало 17 века, начало весны. Окончанием весны и началом лета можно считать конец 18 века. Независимость Америки, Великая Французская Революция. За время весны формируются капиталистические общественные и экономические отношения, происходит дальнейшая атомизация человека, создаются нации. В течении лета развивается экспериментальная наука, демократия, происходит индустриализация и окончательное формирование классового общества. В это же время растет и классовое сознание, которое приводит к рождению новой социальной формы, к Великой Октябрьской Революции в России. Начало 20 века необходимо считать началом осени, потому что происходит полное отрицание духовного начала, атеизм воплощается в социальной форме. Конец осени и начало поздней осени - разрушение социалистической системы и Советского Союза. Вот такой у син у меня получился для последнего дуга текущего замана. Получается что мы находимся где то в поздней осени, на кануне зимы. Однако я не претендую на полноту и завершенность моего описания. С точными границами фаз надо еще определиться, надеюсь и на Ваше участие в этом определении, как и на участие в нем других форумчан. Я вполне разделяю Вашу точку зрения на фазы того дуга, которому соответствует капитализм. Думаю, что Ваш беглый анализ настолько прозрачен и адекватен, что оспаривать его можно разве что из упрямства. Единственное, что вызывает у меня сомнения, так это то, что связано с нашей революцией и существованием Советского Союза. С одной стороны, для меня совершенно очевидно, что ни о каком коммунизме на этапе товарно-денежных отношений говорить не приходится. Поэтому коммунистическая революция в России, при имевшем место уровне развития производительных сил, - это чистейшей воды сознательный акт, именно то, против чего с самого начала выступал марксизм - социалистический утопизм. Поэтому возникновение СССР невозможно считать ранним зачатком следующего дуга (или замана ?), таким, например, каким был капитализм в недрах феодального общества на протяжении почти 2-х веков. Практика СССР показала, что, действительно, коммунизм так просто не построишь. Хотя вполне удалось построить государственный капитализм, который в известной степени был ориентирован на социум, то есть некое подобие социального государства. С другой стороны, объективность законов капитализма вовсе не предполагает единственность его формы. Например, азиатский способ производства в эпоху рабовладения и феодализма не давал покоя ни Марксу, ни его последователям, тем, что не укладывался в жесткое требование повторять соответствующие европейские формы. И в настоящий момент то же самое, капитализм Китая совсем не похож на западный "образец". Это, по-видимому, дает нам право рассматривать опыт Советского Союза как одну из капиталистических форм, которая в результате сознательной организации поставила капиталистический способ производства в достаточно жесткие рамки социальных интересов. То же наверное относится и к сегодняшнему Китаю. А тогда в выделении Советского Союза в отдельный фактор нет необходимости. Если придерживаться этой точки зрения, то переход к осени, наступивший в начале ХХ века, привязывается к началу 1-й Мировой Войны в 14 году. Агрессивная экспансия капитализма на всю планету, торжество материализма в общественном сознании, о которых Вы писали, приводит к началу катастрофических разрушительных процессов. С того момента капитализм не только созидает, но и разрушает. А переход к поздней осени связан, по-видимому, с достижением такого уровня в развитии производительных сил, когда они обретают способность с лихвой обеспечивать все человечество всем необходимым. Однако, недостаточность покупательной способности становится непреодолимым препятствием на пути использования этой производительной мощи. В результате процессы загнивания, которые и так уже шли, становятся доминирующими. Думаю, что и развал СССР в существенной мере связан с этим. То есть наши с Вами выводы совпадают: поздняя осень - канун зимы. |
|
|
4.7.2011, 12:19
Сообщение
#3
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 229 Регистрация: 4.4.2011 Из: Москва Пользователь №: 3848 |
Я вполне разделяю Вашу точку зрения на фазы того дуга, которому соответствует капитализм. Думаю, что Ваш беглый анализ настолько прозрачен и адекватен, что оспаривать его можно разве что из упрямства. Единственное, что вызывает у меня сомнения, так это то, что связано с нашей революцией и существованием Советского Союза. С одной стороны, для меня совершенно очевидно, что ни о каком коммунизме на этапе товарно-денежных отношений говорить не приходится. Поэтому коммунистическая революция в России, при имевшем место уровне развития производительных сил, - это чистейшей воды сознательный акт, именно то, против чего с самого начала выступал марксизм - социалистический утопизм. Поэтому возникновение СССР невозможно считать ранним зачатком следующего дуга (или замана ?), таким, например, каким был капитализм в недрах феодального общества на протяжении почти 2-х веков. Практика СССР показала, что, действительно, коммунизм так просто не построишь. Хотя вполне удалось построить государственный капитализм, который в известной степени был ориентирован на социум, то есть некое подобие социального государства. С другой стороны, объективность законов капитализма вовсе не предполагает единственность его формы. Например, азиатский способ производства в эпоху рабовладения и феодализма не давал покоя ни Марксу, ни его последователям, тем, что не укладывался в жесткое требование повторять соответствующие европейские формы. И в настоящий момент то же самое, капитализм Китая совсем не похож на западный "образец". Это, по-видимому, дает нам право рассматривать опыт Советского Союза как одну из капиталистических форм, которая в результате сознательной организации поставила капиталистический способ производства в достаточно жесткие рамки социальных интересов. То же наверное относится и к сегодняшнему Китаю. А тогда в выделении Советского Союза в отдельный фактор нет необходимости. Если придерживаться этой точки зрения, то переход к осени, наступивший в начале ХХ века, привязывается к началу 1-й Мировой Войны в 14 году. Агрессивная экспансия капитализма на всю планету, торжество материализма в общественном сознании, о которых Вы писали, приводит к началу катастрофических разрушительных процессов. С того момента капитализм не только созидает, но и разрушает. А переход к поздней осени связан, по-видимому, с достижением такого уровня в развитии производительных сил, когда они обретают способность с лихвой обеспечивать все человечество всем необходимым. Однако, недостаточность покупательной способности становится непреодолимым препятствием на пути использования этой производительной мощи. В результате процессы загнивания, которые и так уже шли, становятся доминирующими. Думаю, что и развал СССР в существенной мере связан с этим. То есть наши с Вами выводы совпадают: поздняя осень - канун зимы. Не могу принять Вашу оценку места и природы СССР. Да, это был вариант Осени, параллельный Европейской Осени. Но Европейская осень корнями уходит в капиталистическое Лето, принимает у него эстафету. Советский же вариант Осени - устремлен к Зиме, в нем роль Идейной составляющей была принципиально иной, чем в Европе. Да, развитие материальной базы занимало много места, но это было не капиталистическое развитие материальной базы, это было именно Идейное развитие материальной базы . Плановое хозяйство в индустриальную эпоху - это громоздко, трудозатратно, не вполне органично для развития материальной базы (это и была кургиняновская Коза). В конце концов Идейный движок заглох и мы оказались далеко позади органичных капиталистических Европы и США. Мы забежали вперед, но не стоит на этом основании обнулять конструктивную уникальную роль СССР в XX веке. Во-первых, будучи провозвестником Зимы, мы поспособствовали, ускорили переход Запада к осенним проектам, не дали потоку Ци застояться в каком-нибудь в фашистском тупике. Во-вторых, мы отчасти подготовили китайскую Весну. Тем самым СССР отчасти выполнил свою глобальную роль именно в качестве зимнего проекта. И было бы правильно расценивать советский период как первую, не вполне состоявшуюся попытку Зимнего проекта. А отсутствие сегодня активного Зимнего проекта в мире деформирует естественный глобальный процесс, являясь ключевой проблемой и для Запада, и для Китая. Если вывести Советский период за скобки - с его противостоянием Красного и Черного, с его плановым принципом хозяйства, с его проблемно-ориентированной трудовой мотивацией... Мне трудно представить какая там еще идея сможет укорениться на нашей почве, - Что-нибудь органично-китайское, юго-восточное, устремленное к благосостоянию? Это-то как назло как раз у нас и не приживется, - по всему миру приживется, а у нас - нет! А Китаю, имхо, глубоко до лампочки какие бы то ни было идеи. Тем более мировые ИДЕИ. Сообщение отредактировал batur - 4.7.2011, 15:39 -------------------- |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 23.12.2024, 5:37 |